2025-09-29T16:12:57Z
Власти докапитализируют крупный российский банк почти на 30 миллиардов рублей
2025-09-29T16:09:05Z
ХМАО значительно увеличил экспорт пиломатериалов
2025-09-29T16:09:03Z
Правительство внесло в Госдуму проект трехлетнего бюджета на 2026-2028 годы
2025-09-29T16:07:53Z
Глава ФПБК Бородин призвал проверить рэпера Тимати на легализацию средств
2025-09-29T16:02:00Z
Индекс Мосбиржи опустился до 2684 пунктов из-за отката нефти и укрепления рубля
2025-09-29T16:01:00Z
Парламент Израиля поднял планку дефицита бюджета в 2025 году до 5,2% ВВП с 4,9%
2025-09-29T16:00:04Z
С сентября на рынке аренды жилья увеличился объем предложения
2025-09-29T15:52:12Z
Офисы класса B становятся популярнее в Москве
2025-09-29T15:43:00Z
Ипотечные каникулы для семей с детьми: кому это может пригодиться?
2025-09-29T15:41:26Z
Поступления в бюджет от акциза на жидкую сталь вырастут
2025-09-29T15:35:38Z
С 1 октября 2025 года вступают в силу новые правила по кредитным каникулам
2025-09-29T15:35:16Z
Цена нефти Brent впервые с сентября опустилась до 66,99 доллара за баррель
2025-09-29T15:30:00Z
Приметы в октябре: на погоду, на урожай, на каждый день. Народный календарь
2025-09-29T15:21:28Z
Россия не наблюдает снижения объемов поставок нефти в Индию
2025-09-29T15:20:39Z
Мишустин: машиностроение внесло основной вклад в рост промпроизводства в РФ
2025-09-29T14:13:32Z — Ситуация на топливном рынке, похоже, все больше выходит из-под контроля властей — федеральных и местных
В августе Минэнерго заявляло, что ждет стабилизации цен на бензин после продления полного запрета на экспорт с 1 сентября. Но сентябрь уже заканчивается, а никакой стабилизации пока не наблюдается. На прошлой неделе биржевые котировки марки АИ-92 трижды обновляли абсолютный рекорд, увеличившись в четверг, 25 сентября, на 0,22%, до 73848 рублей за тонну. Сорт АИ-95 подорожал на 0,5%, до 79788 рублей за тонну.
По данным Росстата, на автозаправках бензин вырос в цене с начала года на 8,36% (дизельное топливо — на 3%), что почти вдвое выше уровня инфляции за тот же период (4,16%). Минэнерго же остается верен успокоительной риторике: в ведомстве сообщили, что в 2026 году «с учетом изменения тарифов естественных монополий и изменений налогового законодательства конечные цены на АЗС могут незначительно отличаться от общестранового индекса потребительских цен».
Между тем, у жизни, у реальных событий своя логика развития. Для многих независимых АЗС закупки на бирже по текущим ценам стали нерентабельными. Одни (в Тамбовской, Тверской и Липецкой областях) подняли цены примерно на 10%, вторые продолжили работать себе в убыток, третьи прекратили продажи, а несколько сотен автозаправок и вовсе закрылись. Им всем оказалось не под силу конкурировать с «крупняком» - сбытовыми вертикально-интегрированными компаниями (ВИНКами), которые и покупают, и реализуют топливо не через биржу, а напрямую, у своих перерабатывающих подразделений, по более низкой стоимости.
Топливо дорожает на фоне плановых и внеплановых ремонтов на крупных НПЗ, сложностей с доставкой его в регионы, а также ажиотажа на внутреннем рынке и усиления потребительской тревожности. Атаки беспилотников на инфраструктуру нефтепереработки идут практически каждый день; из строя, по оценкам экспертов, выведено до 20% мощностей, что запредельно много. С мест сообщают об ограничении объемов выдачи дефицитного бензина в одни руки, о запретах на продажу в канистры, о том, что ряд розничных продавцов оставил в ассортименте один дизель.
Тем временем, как уверяет вице-премьер Александр Новак, на топливном рынке «баланс в целом и по сентябрю, и по октябрю сложен». «На сегодняшний день действительно есть небольшой дефицит нефтепродуктов, который покрывается за счет накопленных остатков, всегда такая практика была», - заявил Новак на прошлой неделе. Опрошенные «МК» эксперты не в полной мере разделяют официальную оценку, указывая при этом на наиболее явные риски. По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, сегодня внутренний рынок топлива выступает главным источником инфляционной угрозы.
«В начале сентября бензин прибавлял в цене 0,55%, неделей ранее 0,3%, а в августе держался в пределах 0,4-06%, - напоминает Чернов. - Основными причинами того, что он почти вдвое обогнал общую инфляцию, являются перебои в поставках и внеплановые ремонты НПЗ после атак беспилотников, что больнее всего ударило по югу страны. К этому добавились высокие издержки на логистику и переработку, а также ожидания дальнейшего роста цен, которые вынуждают продавцов повышать их заранее. Это быстро передает в экономику через логистику и торговлю, поскольку стоимость доставки товаров закладывается в конечные цены для потребителей».
Если цены на бензин в рознице продолжат расти, особенно в регионах, где нет своих НПЗ, это по словам директора Центра исследований социальной экономики Алексея Зубца, прибавит к общему индексу инфляции один-два процентных пункта. Потребительские товары будут дорожать в основном в провинции, где поставщиков несравнимо меньше, чем в столице и других крупных городах. Причем этим поставщикам придется приобретать бензин втридорога у перекупщиков.
«Мораторий на экспорт не решает проблему дефицита: в среднем по году 90% произведенного бензина идет на внутренний рынок, и только 10% - зарубежным покупателям, - рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - Сегодня риски усиливаются из-за дополнительных затрат на ремонт НПЗ, которые несут нефтяники. Плюс, с 2022 года эти работы обходятся им дороже, поскольку часть оборудования приходится завозить по параллельному импорту, а какая-то техника вообще недоступна. Но еще важнее фундаментальный фактор: в первом полугодии выплаты в рамках механизма фиксирующей надбавки по топливному демпферу сократились примерно на 40% год к году — вслед за падением цен на нефть ниже $70 за баррель. И вот сейчас компании пытаются недополученные, по их мнению, выручку добрать с внутреннего рынка».
Признаков полномасштабного топливного кризиса пока нет, успокаивает глава «Альянс тракс» Алексей Иванов. Текущие трудности носят временный и во многом сезонный характер: они обусловлены не только ремонтами НПЗ, но и естественным летним ростом потребления топлива на фоне туристического сезона и сельскохозяйственных работ. По оценкам экспертов, производство бензина снизилось примерно на 10%, что и создало дисбаланс. Правительство, отреагировав на ситуацию, продлило запрет на экспорт бензина до конца 2025 года для всех участников рынка и ввело аналогичные ограничения для дизельного топлива для непроизводителей. Что касается восстановления НПЗ, пострадавших от атак, процесс может занять до двух месяцев, а завершение плановых ремонтов ожидается к ноябрю. С окончанием туристического сезона и уборочной кампании спрос естественным образом снизится.
Источник:
2025-09-26T09:34:36Z
За последние два месяца число автозаправочных станций, торгующих бензином, сократилось в России на 360, или на 2,6%
2025-09-28T01:04:14Z
В России достаточно производства и запасов бензина, даже с учетом плановых и внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах, сообщает РИА Новости со ссылкой на заместителя директора Центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Сергея Колобанова
2025-09-28T16:36:32Z
2025-09-29T14:57:22Z
Вместе с экспертами объясняем причины роста цен на бензин. Доходчиво и просто рассказываем о стоимости топлива на АЗС. Факторы, которые влияют на цены.
2025-09-26T11:09:43Z
Стоимость бензина Аи-92 на Петербургской бирже чуть отступила от достигнутого накануне нового рекорда, снизившись по итогам торгов пятницы на 0,06%, до 73 804 рублей за тонну, свидетельствуют данные торгов.