Аналитики оценили ситуацию на топливном рынке России

Все новости — Экономика

2025-09-26T11:43:52Z

Ставка RUONIA 25 сентября выросла до 17 процентов

2025-09-26T11:35:24Z

В Госдуме разъяснили, как узнать свою будущую пенсию

2025-09-26T11:34:00Z

Bloomberg сообщил о переговорах с Vitol о возобновлении поставок нефти из Курдистана

2025-09-26T11:30:52Z

Парфюм вне правил: «Золотое Яблоко» зафиксировало взрывной рост спроса на унисекс-ароматы

2025-09-26T11:30:27Z

Банк ДОМ.РФ предложил улучшить методологию оценки экономического положения банков

2025-09-26T11:28:00Z

В Башкирии собрали 87% урожая

2025-09-26T11:27:02Z

Brunello Cucinelli обвинили в продаже роскошных товаров россиянам вопреки санкциям ЕС

2025-09-26T11:26:00Z

Brent торгуется у $69,35 за баррель

2025-09-26T11:22:56Z

Число выявленных дропперов в России достигло 1,2 млн человек

2025-09-26T11:22:44Z

Эксперт Мамонтов: Новый ГОСТ на пиво расширит ассортимент производимой продукции

2025-09-26T11:20:00Z

Татьяна Голикова провела заседание межведомственной рабочей группы по восстановлению рынка труда

2025-09-26T11:11:43Z

Большой кит заплыл в бухту Золотой Рог в центре Владивостока и попал на видео

2025-09-26T11:09:43Z

Цена бензина АИ-92 на бирже снизилась после нескольких дней роста

2025-09-26T11:06:00Z

ЦБ РФ ежемесячно выявляет не менее 100 тысяч счетов дропов

2025-09-26T11:04:43Z

Количество ресторанов в историческом центре столицы заметно выросло

Аналитики оценили ситуацию на топливном рынке России

Аналитики оценили ситуацию на топливном рынке России

2025-09-26T09:34:36Z — За последние два месяца число автозаправочных станций, торгующих бензином, сократилось в России на 360, или на 2,6%


По ее информации, в Крыму и Севастополе бензин перестали продавать около половины заправок. Аналитики связывают это с плановыми и внеплановыми (из-за атак беспилотников) ремонтами НПЗ, логистическими проблемами и снижением производства топлива. По их оценкам, выпуск бензина упал минимум на 10%. Не случайно, в правительстве принято решение о продлении запрета на экспорт бензина с 30 сентября до конца года. В Минэнерго заявили, что ситуация находится на постоянном контроле, а весь дополнительный объем топлива направляется на внутренний рынок.

Между тем, тенденции, связанные с подорожанием бензина и нарастанием дефицита, пока только усиливаются. Когда на топливном рынке наступит стабилизация, пока не очень понятно. Об этом мы спросили экспертов.

Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global:

«В период с 16 по 22 сентября цены на бензин в России ускорили рост до 0,62% после 0,45% неделей ранее. По данным Росстата, средняя стоимость литра достигла 63,28 рублей. Такая динамика наблюдается уже несколько недель подряд. В начале сентября бензин прибавлял 0,55%, неделей ранее 0,3%, а в августе рост держался в пределах 0,4–0,6%. В результате с начала года бензин подорожал на 8,36% и почти вдвое обогнал общую инфляцию, которая составила 4,16%. Основные причины – это перебои в поставках и ремонт НПЗ после атак БПЛА, что больше всего ударило по югу страны. К этому добавились высокие издержки на логистику и переработку, а также ожидания дальнейшего роста цен, которые заставляют продавцов поднимать цены заранее. Это быстро передается в экономику через логистику и торговлю, поскольку стоимость доставки товаров закладываются в конечные цены для потребителей. Если рост сохранится, он может добавить к инфляции до одного процентного пункта. Таким образом внутренний рынок топлива сейчас выступает главным источником инфляционного риска.

Правительство и регулирующие органы уже предпринимают меры: обсуждаются продление запрета на экспорт бензина для насыщения внутреннего рынка, механизмы регулирования маржи продавцов, введение субсидий или компенсаций для уязвимых отраслей. Необходимо также ускорить работы по ремонту и восстановлению НПЗ, диверсифицировать логистику и стимулировать резервные мощности. В ближайшие две-четыре недели рост цен может замедлиться до 0,3–0,4 % в неделю, если внешние шоки не усилятся».

Андрей Лобода, экономист, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций:

«Сокращение числа АЗС на 360 за два месяца — это тревожный сигнал для розничного сегмента топливного рынка, но поводов для паники тут нет. Очевидно, что в ряде регионов устойчивость цепочек поставок оказалась под давлением. Даже если часть закрытых станций носит временный характер, для потребителей это может служить основой для некоторого напряжения. Налицо фактор, связанный с объективной невозможностью ускорить ремонт производственных мощностей. Но Минэнерго заявляет, что рынок полностью обеспечен предложением. Есть также некоторый риск в усилении дисбалансов между оптовым и розничным сегментами. Если оптовые цены будут расти быстрее, чем розница успевает их отражать, независимые АЗС окажутся в зоне наибольшего давления, и многим придется поставить свою работу на паузу. Ситуация плохо влияет конкуренцию, укрепляет позиции крупных сетевых игроков и приводит к сокращению доступности топлива в малых населенных пунктах.

Её дальнейшее развитие будет зависеть от решений регуляторов, от того, удастся ли стабилизировать поставки. При оперативном вмешательстве и поддержке логистики возможно восстановление части АЗС и снижение дефицита. Если же проблемы сохранятся, розничный рынок топлива может пройти через волну консолидации. Нагрузка на крупный бизнес увеличится, а ряд мелких и средних игроков будут вынуждены покинуть рынок».

Алексей Иванов, руководитель сети дилерских центров «Альянс Тракс»:

«Пока о катастрофе говорить рано, скорее, речь идет о естественной консолидации розничного топливного рынка в новых экономических условиях. Такие процессы наблюдаются во многих отраслях: малые и неэффективные игроки уходят, а более устойчивые компании оптимизируют сеть, фокусируясь на прибыльных локациях. Особенно это заметно на юге страны, где высока конкуренция и чувствительность к логистическим издержкам. Риски здесь, безусловно, есть — в первую очередь для потребителей в удалённых районах, где сокращение числа АЗС может привести к временному дефициту топлива или росту цен из-за монополизации.

Однако важно понимать, что общее количество АЗС в России по-прежнему превышает 29 тысяч, и даже при текущем темпе убыли рынок остаётся насыщенным. Более того, крупные нефтяные компании активно инвестируют в модернизацию оставшихся станций, расширяя не только топливный, но и непрофильный ассортимент — от продуктов питания до электрозарядок. Кроме того, в случае локальных дисбалансов регуляторам доступны меры поддержки, включая, например, субсидии для АЗС в малонаселённых районах».

Читайте также:

2025-09-25T05:31:05Z

«Локальные дефициты»: Россиянам пообещали улучшить ситуацию с топливом в регионах

Локальные перебои с поставками бензина на некоторых АЗС России носят временный характер и не являются системной проблемой, уверен президент Независимого топливного союза Павел Баженов. По его словам, ситуация связана с завершением высокого сезона и внеплановыми ремонтами на НПЗ, нарушающими плановость поставок.

2025-09-24T20:18:07Z

Каждая пятидесятая АЗС в России перестала продавать бензин

Число автозаправок, торгующих бензином в России, за два месяца сократилось на 360, или на 2,6%. Такие данные приводит по итогам мониторинга с 28 июля по 22 сентября компания «ОМТ-Консалт».

2025-09-25T14:24:34Z

Аналитик спрогнозировал скорое изменение цен на российский бензин

2025-09-24T07:34:31Z

«Известия»: в ряде российских регионов АЗС ввели лимиты на отпуск бензина

Стоимость бензина Аи-92 на Петербургской бирже обновила рекорд восьмой раз за год: в среду марка подорожала по территориальному индексу Европейской части России на 0,05% - до 73 684 рублей за тонну, свидетельствуют данные торгов.

2025-09-23T21:01:00Z

Свернули на бак: АЗС стали ограничивать объемы отпуска бензина