2025-07-17T10:54:33Z
Россияне раскрыли требования к квартире мечты
2025-07-17T10:51:39Z
«Те, которые уверовали, совершили переселение». Эмиграция как основа ислама
2025-07-17T10:48:00Z
В Воронежской области прошел молодежный форум "Молгород"
2025-07-17T10:47:22Z
Госдума приняла закон о снижении административной нагрузки на НКО
2025-07-17T10:27:17Z
Немец решил бросить все на родине и переехать в Россию по одной причине
2025-07-17T10:08:17Z
Джиган решил отдохнуть в Крыму и удивил россиян
2025-07-17T10:07:42Z
Домохозяек призвали срочно помыть одну вещь
2025-07-17T09:55:00Z
Блогеры: почему их "темная сторона" беспокоит ученых
2025-07-17T09:53:16Z
«Тотальная перестройка»: Когда в России улучшится демография
2025-07-17T09:53:00Z
Пассажирка автобуса в Кемерове устроила склоку и выкрикивала нецензурную брань
2025-07-17T09:51:01Z
Ветеринар Шеляков заявил, что кошки ложатся на больное место с целью погреться
2025-07-17T09:49:03Z
Виталий Хоценко дал старт Всероссийскому молодежному форуму "Мы - Россия"
2025-07-17T09:40:16Z
«Надоел бред!»: Популярность музыки 90-х объяснили потребностью русской души
2025-07-17T09:40:00Z
Илия II стал крестным отцом для более тысячи детей в Грузии
2025-07-17T09:35:43Z
В России призвали жёстче наказывать матерей, бросивших своих детей
2025-07-16T15:00:00Z — На резонансное решение городских властей отреагировал даже философ Дугин
На резонансное решение городских властей отреагировал даже философ Дугин
Новая волна обсуждения необходимости сервисов по аренде средств индивидуальной мобильности (СИМ) поднялась в России. Сначала в Благовещенске полностью запретили использовать и арендные, и свои СИМ. На следующий день в Елабуге запретили их прокат. «Если у меня два автомобиля столкнулись, это предмет страховки, небольшого ущерба. Если у меня инцидент с автомобилем и средством индивидуальной мобильности, то образуется покойник», — рассуждают эксперты о верности решения администраций этих городов. О том, насколько запрет законный и подхватят ли его другие города, — в нашем материале.
Накануне в Елабуге запретили езду на любых взятых в аренду средствах индивидуальной мобильности (СИМ), включая электросамокаты. Местные власти объяснили это решение тем, что инфраструктура города «не готова к подобному виду транспорта», а совмещение движения пешеходов и СИМ «пока небезопасно как для одних, так и для других». Решение приняли на одном из заседаний по безопасности дорожного движения.
Сразу же следует оговориться, что крупные кикшеринговые компании никогда и не присутствовали в городе. Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердили сервисы Whoosh и Urent. Не бывало там и самокатов «Яндекса». И это неудивительно, ведь город населяют около 75 тыс. человек, что может быть нецелесообразно с точки зрения ведения такого бизнеса.
Однако там, где нет китов, всегда появляются рыбы поменьше. Поэтому в Елабуге все же был кикшеринг, но от местного предпринимателя. Судя по опубликованным фото, арендные самокаты были самыми простыми — с прикрепленными к рулю бирками QR-кодов, без технологичных «мозгов», ограничивающих скорость и место езды. Сколько их насчитывалось, неизвестно. На городском портале за июль появилось два уведомления «о выявлении и перемещении электросамокатов на ответственное хранение». Власти выявляли самокаты, оставленные вне пункта проката, и увозили их на штрафстоянку.
Елабуга могла бы стать прецедентом в Татарстане, если бы не опыт Набережных Челнов. Еще в 2022 году в городе разгорелся скандал после того, как Whoosh расставил свои электросамокаты на улицах без разрешения мэрии. Самокаты изъяла администрация, кикшеринг был намерен обратиться в Генпрокуратуру РФ. В итоге сервисов по аренде электросамокатов там не было до сих пор, а точка зрения мэра Наиля Магдеева и по сей день остается принципиальной: запускать их в городе нельзя без внятных правил пользования и должной инфраструктуры.
Со сложностями, напомним, начинался нынешний самокатный сезон и в Казани. Больше месяца Urent и Whoosh не могли запустить в прокат свои 8 тыс. СИМ, а потом все же вышли, но с оговорками — в бо́льшую часть центра города им путь закрыт. Произошло перепланирование парковочных мест. Теперь некоторые из них исчезли с карт сервисов даже в отдаленных районах, например у станций метро. Самих же самокатов стало намного меньше.
Примечательно, что Елабуга ввела запрет на следующий день после Благовещенска, который стал первым городом России, где местные власти запретили кататься на любых СИМ — и личных, и взятых в аренду. К этому, оговоримся, не относятся велосипеды, ролики, коньки, лыжи… В общем, все, что без мотора.
Как подчеркивал мэр амурской столицы Олег Имамеев, «серьезное ограничение» ввели из-за длительного конфликта между городскими властями и операторами СИМ. Теперь за любое передвижение или размещение электросамокатов на территории Благовещенска грозит штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей для граждан, для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. и от 80 тыс. до 100 тыс. рублей — для юридических лиц.
Известный философ Александр Дугин по горячим следам опубликовал ироничный пост на этот счет. «В Татарстане запретили электросамокаты. Отличный выбор! Надо избавиться от комплексов „демократии“, запрещать можно и нужно все и всех. А потом разрешать, если где-то перегнули палку и хватили лишнего. Ничего страшного в запрете нет. Это и есть порядок. Он ставит рамки, в которых развертывается воля. Теперь зато в Татарстане можно с бешеной скоростью бегать по тротуарам, изображая самокат и стараясь достичь его крейсерскую скорость. Пока и это не запретят», — написал он в своем телеграм-канале.
Запрет вызвал и ряд вопросов. В частности, не нарушает ли он 27-ю статью Конституции РФ, которая подразумевает право на свободное передвижение граждан. Но у муниципальных властей действительно есть право запретить деятельность арендных сервисов, отметил в разговоре с «Парламентской газетой» заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин. И подчеркнул: ограничить использование частной техники, которую человек купил за собственные деньги, невозможно.
С этим согласен и вице-председатель межрегиональной общественной организации «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов. По его мнению, использование частных СИМ запретить невозможно ни физически, ни по закону. «Так называемые средства индивидуальной мобильности у нас отдельно выведены в правилах дорожного движения, они имеют вполне четкий нормативно-правовой статус, и с этой точки зрения получается, что региональная норма спорит с федеральной, чего, конечно, быть не может», — заключает Холодов.
Несколько другого мнения придерживаются опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты. Запрет СИМ не нарушает законов, объясняет юрист Николай Иванов. «У нас подразумевается, что право на свободное передвижение — это пешком. То есть передвижение не на транспортных средствах. А самокаты, так или иначе, — это средства индивидуальной мобильности», — отметил он. Поэтому регулировка перемещений без использования мускульной силы, с помощью СИМ, справедливо находится в полномочиях муниципальных властей. По оценке Иванова, владельцы кикшеринговых компаний могут попытаться обжаловать запрет, но шансы на решение в свою пользу у них невысоки.
Полное согласие с решением администраций Елабуги и Благовещенска выразил и директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Он подчеркивает, что существует два взгляда на использование самокатов. Согласно первому, средства индивидуальной мобильности на электрическом ходу (самокаты, сигвеи, моноколеса) — это средства развлечения и отдыха, передвигаться на которых надо на специально отведенных территориях. Вторая точка зрения предполагает, что СИМ с электрическим двигателем — это один из способов городского транспорта. «Эту вторую точку зрения активно продвигают компании, которые занимаются арендой этого оборудования. И они очень часто городским администрациям свою точку зрения активно навязывают», — делится мнением эксперт.
Сам Блинкин согласен с первым мнением. И в качестве аргумента приводит высокий риск аварий с участием СИМ. «Если у меня два автомобиля столкнулись, это предмет страховки, небольшого ущерба. Если у меня инцидент с автомобилем и средством индивидуальной мобильности, то образуется покойник», — отмечает собеседник. То же самое и в случае, если самокатчики используют тротуары. «Когда по Мясницкой улице едет это совершенно замечательное транспортное средство, а там два крупных молодых человека общим весом под 180 килограммов и я не успею отскочить, то мое здоровье будет под очень сильной угрозой», — говорит он.
Отдельного внимания стоит создание инфраструктуры для нужд пользователей электросамокатов, которая ляжет дополнительным бременем для городской администрации, считает Блинкин.
Запреты в других городах, по мнению эксперта, будут зависеть от возможностей лобби кикшеринга. «То успешные коммерческие компании, которые имеют отличные пиар-службы, отличных лоббистов. И они продвигают свои интересы просто на пять с плюсом. Как этому противостоять? Не знаю. Голоса специалистов здесь гораздо менее слышны, чем голоса лоббистов этих индивидуальных транспортных средств», — отмечает эксперт. Что касается принятых решений в Елабуге и Благовещенске, то, по его мнению, они стали возможны благодаря «воле и мужеству» администраций этих городов.
Кстати, аналогичной точки зрения придерживается и другой наш собеседник, пожелавший остаться анонимным: «Все зависит от лобби и откатов. Кто-то пролоббировал, кто-то не смог. В конечном итоге все упирается в деньги».
«Насколько это законно? Да, конечно, законно!» — также говорит экс-депутат Госдумы, автомобильный эксперт Вячеслав Лысаков. По его словам, местные власти вправе сами решать, будут ли в их городе кикшеринговые сервисы или нет. Лысаков также привел в пример опыт коллег из Парижа, где прошло народное голосование о том, надо ли запрещать электросамокаты в городе. По его итогам в Париже были запрещены сервисы по их аренде. «Эти услуги опасны, потому что ими пользуются люди разного возраста, веса, уровня владения транспортным средством. Даже если человек несильно разогнался, он может остаться инвалидом при неудачном маневре. Поэтому совершенно правильное решение приняли два города», — считает он.
По мнению Лысакова, любые регулирующие меры вроде ограничения скорости бесполезны в этом вопросе. «У нас любители пользоваться средствами индивидуальной мобильности ездят через толпу, разгоняются, падают и так далее», — отмечает он. И добавляет: чтобы открыть кикшеринговый бизнес, нужно иметь в городе подходящую инфраструктуру — «нельзя предоставлять эти услуги, если нет условий для безопасной реализации такого бизнеса». По его мнению, тротуары должны быть широкими и размеченными, чтобы все чувствовали себя комфортно.
«Я надеюсь, что остальные города последуют хорошему примеру и тоже запретят у себя сервисы по прокату электросамокатов», — говорит экс-депутат. По его мнению, столица «заразила» остальные города, т. к. именно в ней кикшеринговые сервисы набрали наибольшую популярность. «Эту головную боль невозможно регулировать, остается только ликвидировать», — заключает он.
2025-07-01T04:15:00Z
Питер Тиль уверен, что государство должно отпустить искусственный интеллект в свободное плавание
2025-07-16T02:18:00Z
Раньше там ездили только автобусы и трамваи
2025-07-10T21:01:14Z
2025-07-06T13:00:04Z
Огромное разочарование испытал Зеленский после недавнего разговора с Дональдом Трампом
2025-06-26T04:25:00Z
Глава ФАДН рассказал в Госдуме, кто и как пытается «разогреть» в стране национальный вопрос