2025-09-24T15:25:36Z
Крым и Белоруссия прорабатывают вопрос открытия ж/д сообщения
2025-09-24T15:25:00Z
График движения электричек в Татарстане изменится с переходом на зимний период
2025-09-24T15:21:17Z
Очевидец рассказал об очереди из машин на границе Польши и Белоруссии
2025-09-24T15:19:00Z
РЖД в 2026-28 гг. могут получить 21 млрд руб. субсидий за перевозку моторного топлива для ДФО и Сибири
2025-09-24T15:18:34Z
Air Arabia отменила зимнюю полетную программу из Сочи в Шарджу
2025-09-24T15:11:01Z
Власти Москвы рассказали о новом прогулочном маршруте вдоль набережных
2025-09-24T15:10:00Z
Пензенцы сообщают о пробках из-за остановки движения по мосту им. Капашина
2025-09-24T15:06:16Z
Жителю Казани придется менять паспорт из-за изменившегося облика
2025-09-24T15:06:11Z
Шенген без билетов. Как получить визу во Францию в Москве: документы и цены
2025-09-24T15:03:28Z
Третья попытка: в России начались продажи нового микроавтомобиля отечественной сборки
2025-09-24T15:02:00Z
На пункте пропуска Верхний Ларс запустят электронную очередь
2025-09-24T15:00:53Z
SHOT: у здания Японского Посольства наблюдается необычайный ажиотаж
2025-09-24T14:59:00Z
РЖД продолжат устанавливать капсулы для сна на российских вокзалах
2025-09-24T14:43:59Z
В Вологодской области ограничат продажу бензина подросткам
2025-09-24T14:42:53Z
В АТОР назвали популярные у россиян для отдыха страны в октябре
2025-09-23T15:13:00Z — Для этого необходимо не только задействовать субсидии для «отказников», но и создать приемлемые для них альтернативы
Россия сможет полностью отказаться от праворульных машин, только если на рынке появятся модели, сопоставимые по качеству и цене, — к такому мнению пришли эксперты, опрошенные «Парламентской газетой». По их словам, такой переход может занять годы — особенно с учетом того, что собственная автопромышленность в стране нуждается в глубокой перестройке. Подробности — в нашем материале.
«Поэтапные и плановые меры»Напомним: накануне о необходимости «стимулирования замены автомобилей с правым рулем на более безопасные леворульные ТС» заявил глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Сенатор направил письмо на имя первого вице-премьера Дениса Мантурова, отметив, что в последнее время импорт «праворулек» в Россию вырос — а вслед за ним выросло и количество аварий с их участием.
«На сегодняшний день в стране насчитывается 3,87 миллиона легковых автомобилей с правым рулем, порядка 1,99 миллиона из которых зарегистрированы в Дальневосточном, а еще 1,43 миллиона единиц — в Сибирском федеральном округе, — цитирует письмо «Сенат Информ». — Доля автомобилей с правым рулем в отечественном автопарке составляет около 8,2%. При этом в прошлом году с участием автомобилей с правым рулем произошло 16 077 ДТП (что больше на 0,9%, чем годом ранее), то есть 12,2% от доли всех ДТП в 2024 году».
В связи с этим Андрей Кутепов предложил принять комплекс стимулирующих и регуляторных мер планового и поэтапного характера.
«[это могут быть], например, государственные программы субсидирования для граждан, принявших решение о покупке нового безопасного автомобиля. Кроме того, новые автомобили должны быть обеспечены необходимыми поставками запасных частей, а также широкой сервисной инфраструктурой», — говорится в письме.
Транспортный риск — чуть ниже, чем у мотоцикловКак отмечали в начале сентября аналитики агентства «АВТОСТАТ», летом 2025 года доля праворульных машин на российском рынке действительно выросла. Однако ситуация сильно разнится в зависимости от сегмента. Так, новых праворульных машин россияне в июле 2025 года купили всего 318 — это 0,3% от общего объема рынка. Причем такой показатель, по словам авторов исследования, держался практически все лето.
А вот на вторичном рынке «правый руль» ведет себя более активно.
«Здесь за июль было перепродано 69,2 тысячи легковых праворульных автомобилей, — говорится в исследовании. — При этом доля рынка машин с таким расположением рулевого механизма составила 12,2% (больше, чем каждый десятый перепроданный автомобиль), но на один процентный пункт меньше, чем в июле 2024 года (12,1%)».
В итоге за семь месяцев 2025 года общая доля праворульных машин в стране осталась на уровне 11,9%, из которых 11,7 — вторичка и только 0,2% — новые авто.
Отметим, что ранее ситуацией с праворульными автомобилями озаботилось МВД. Так, в проекте Стратегии повышения транспортной безопасности до 2030-2036 года, которое ведомство представило в июле, говорится об увеличении импорта автомобилей из восточных стран, выпускающихся преимущественно с правым рулем, что повлекло рост основных показателей аварийности с их участием.
«В 2024 году такие дорожно-транспортные происшествия, как и погибшие в них, в общей структуре аварийности составили более десятой части, — отмечали составители документа. — Транспортный риск для автомобилей с правым расположением рулевого управления (4,9) более чем в два раза превышает значение данного показателя для транспортных средств с левым расположением рулевого управления (2,1)».
Статистика ДТП с участием праворульных автомобилей публикуется нерегулярно. Однако за 2024 год, судя по отчетам МВД, в стране произошло 16 077 аварий с такими машинами — это около 12% от всех зарегистрированных происшествий. Для сравнения: в 2021 таких инцидентов произошло 14 412 — около 10%.
«В целом в Дальневосточном федеральном округе доля ДТП с участием транспортных средств с правым расположением рулевого управления составляет 71,2%, притом что такие ТС составляют только 52,8% в общем объеме автопарка», — говорится в аналитике МВД.
Примечательно, к слову, что индекс транспортного риска, который для «праворулек» определили в 4,9, лишь немного уступает аналогичному индексу для мототранспорта — 5,5. Поэтому, отметили в ведомстве, одной из основных задач на среднесрочную и долгосрочную перспективу должно стать «стимулирование обновления парка транспортных средств» вкупе с массовым внедрением современных систем безопасности, которые снизили бы влияние человеческого фактора. Кроме того, считают в МВД, уместным было бы в целом пересмотреть подходы к допуску праворульных авто к участию в дорожном движении.
«Чтобы что-то забрать — нужно дать что-то похожее»Мнения независимых экспертов по поводу праворульных машин и их перспектив на российском рынке традиционно разделились.
«С точки зрения безопасности проблемы с ними, конечно, есть, — подчеркнул в разговоре с «Парламентской газетой» эксперт рабочей группы при Правительстве по регуляторной гильотине законодательства в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов. — Размещение водителя с правой стороны, в частности, влечет существенно ограничение обзора, и никакие приспособления в виде зеркал здесь не помогают. Да и в принципе у нас абсолютно вся стратегия Правил дорожного движения выстроена с точки зрения посадки водителя слева».
Вместе с тем, по словам Дмитрия Попова, пересадить народ с праворульных машин на леворульные, особенно в тех регионах, где они уверенно держат планку по востребованности — в Приморье, на Сахалине и Дальнем Востоке, — будет крайне трудно.
«Чтобы это сделать, нужно сначала дать людям что-то сопоставимое по качеству, — отметил эксперт. — И здесь ровно два пути: либо возвращать ушедшие западные автобренды, либо налаживать свое производство. Потому что современные отечественные машины никакой конкуренции с зарубежными праворульными, даже купленными на вторичном рынке, к сожалению, не выдерживают. Но это очень долгий, сложный и затратный путь: как минимум он потребует огромных невозвратных вложений в научно-исследовательские работы, создание лабораторий, собственной дизайнерской школы, моторной школы и так далее».
Вице-президент Национального союза автомобилистов (НСА) Антон Шапарин, в свою очередь, указал на то, что статистика аварийности, на которую опирается МВД, не учитывает целый ряд важных факторов.
«Частота аварий зависит не только от того, с правым рулем у вас автомобиль или с левым, — подчеркнул эксперт. — Но и от общей дорожной ситуации, дорожного покрытия, состояния водителей — одним словом, от огромного множества аспектов. И то, что у нас Дальний Восток так или иначе лидирует в статистике аварийности, обусловлено исключительно тем, что там таких машин банально больше и они активнее эксплуатируются».
Антон Шапарин отметил также, что решение пересадить всех на классические леворульные авто вызовет всплеск народного недовольства.
«Праворульные модели уже давно вышли за пределы Приморья и Сахалина, — пояснил эксперт. — Ими пользуются люди по всей стране. Поэтому, если их авто внезапно «превратятся в тыкву», реакция будет очень острой и резкой. На мой взгляд, чтобы осуществить то, что предлагается, нужно стимулировать народ к покупке леворульных авто не только путем создания новых качественных моделей, но и финансово — к примеру, путем введения системы налоговых вычетов».
Источник:
2025-09-23T03:00:48Z
2025-09-23T08:55:00Z
2025-09-24T08:06:09Z
Автоэксперт Хайцеэр: запрет праворульных авто приведет к недовольству россиян
2025-09-23T12:45:04Z
В России предложили менять старые машины на новые российские автомобили. Это должно поддержать российское автопроизводство. Подробности, — в материале Inkazan.
2025-09-23T15:05:24Z
МВД заявило, что ужесточения каких-либо требований в отношении владельцев машин с правым рулем даже не рассматриваются. Как сообщила официальный представитель ведомства Ирина Волк, такие инициативы МВД не выдвигало и не поддерживает.