2025-07-14T04:00:17Z
В регионе подвели итоги программы адаптации участников СВО
2025-07-14T04:00:03Z
Раскрыта малоизвестная причина отказа женщин от секса
2025-07-14T03:31:26Z
В Госдуме рассказали, как сэкономить на ЖКХ во время отпуска
2025-07-14T03:19:15Z
Туристка описала отдых в Египте словами «постоянно освистывали»
2025-07-14T03:16:53Z
Критик Соседов усомнился в популярности Булановой и Кадышевой среди зумеров
2025-07-14T03:15:59Z
Актриса Ирина Муравьёва рассказала, какую свою роль ненавидела
2025-07-14T03:00:00Z
Смеёмся над советскими привычками, но сами повторяем их каждый день - узнаете себя?
2025-07-14T01:11:55Z
Степашин назвал ключевые сферы, от которых зависит улучшение демографии в России
2025-07-14T00:40:28Z
Депутат Чаплин: уход за пожилыми людьми старше 80 лет засчитывается в стаж
2025-07-13T23:45:00Z
Предел мечтаний. Двадцатилетние не надеются на будущую пенсию
2025-07-13T23:32:38Z
Американка начала мечтать о разводе с любящим мужем по неожиданной причине
2025-07-13T23:04:46Z
Работа.ру: большинство россиян любят свою работу
2025-07-13T22:00:57Z
Финансист Капустина рассказала, какие ЖКУ можно не оплачивать в отпуске
2025-07-13T21:31:16Z
Определен неожиданный способ сохранить ясность ума
2025-07-13T21:01:00Z
Символическая защита: закон запретит изображение храмов без крестов
2025-07-11T21:00:00Z — Определят стоимость и для социально значимых товаров
В России может появиться ценовая «вилка» на «борщевой» набор и социально значимые товары. Установить механизм, который зафиксирует диапазон стоимости от минимальной до максимальной, предложили Минпромторг РФ и торговые сети. На практике реализовать инициативу будет непросто, поскольку производители не могут продавать продукцию ниже затрат на производство, оптовые поставщики должны учитывать транспортные и логистические расходы, а ритейлеры — собственные издержки, предупреждают эксперты. Нужно ли задавать ценовой коридор — в материале «Известий».
В России могут установить минимальные и максимальные цены на продукцию на некоторые категории товаров. С такой инициативой выступили в Министерстве промышленности и торговли РФ.
«Минпромторг России и торговые сети сами выступили с инициативой установить „вилку“ цен (минимальную и максимальную цену, по которым производители могут продавать выращенную ими продукцию) по ключевой для потребительского рынка сельскохозяйственной продукции», — приводит ТАСС слова пресс-службы ведомства.
В министерстве подчеркнули, что речь в первую очередь идет о продуктах «борщевого» набора, необходимых для дальнейшего пищевого производства. Они также в больших количествах реализуются розницей.
Аналогичная ценовая политика может затронуть наиболее важные с точки зрения потребительской корзины продукты и социально значимые товары.
«Такие продукты подвержены существенным „ценовым колебаниям“ в силу сезонного фактора, возможных неурожаев и так далее», — пояснили в Минпромторге.
Ожидается, что механизм позволит создать условия, при которых производители получат гарантированную рентабельность, что даст им возможность планировать свои вложения в дальнейшее выращивание урожая за счет долгосрочных контрактов. Это окажется выгодно и торговым сетям, поскольку они смогут понимать цены наперед при заключении таких контрактов.
Редакция «Известий» направила запрос в Минпромторг РФ и ФАС России. На момент выхода публикации ответ не поступил.
Так называемый «борщевой» набор эксперты используют в качестве экономического показателя, в который входят овощи, которые приобретает практически каждый россиянин. Это не определенный параметр, указывает независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов. Но чаще всего речь идет о картофеле, капусте, моркови, репчатом луке, свекле.
По состоянию на 7 июля 2025 года, стоимость «борщевого» набора, по данным Росстата, оценивается в 437,11 рубля. Из них за картофель в среднем придется отдать 103,41 рубля, за капусту — 71,89 рубля, за морковь — 103,52 рубля. Репчатый лук и свекла обойдутся в 72,66 и 85,63 рублей соответственно.
Средняя маржинальность на категорию «овощи-фрукты», как декларируют торговые сети, сегодня составляет 20%, указывает Анфиногенов.
— В переводе на привычную всем наценку это 25%. То есть четверть стоимости «борщевого» набора мы платим сети. Для такого быстрооборачиваемого товара это непомерно большая сумма, — считает собеседник «Известий».
Ежегодное удорожание «борщевого» набора кажется эксперту странным, поскольку эти овощи, в отличие от экзотических фруктов, выращиваются в России.
— Количество потребителей известно, и вполне понятно, сколько нужно на год выращивать необходимой продукции с запасом, ведь излишки можно переработать в консервы, — подчеркивает Анфиногенов.
К социально значимым товарам, в свою очередь, относятся говядина, свинина и баранина (кроме бескостного мяса). За эти виды продуктов, по подсчетам Росстата, придется отдать 524,61, 430,5 и 736,11 рубля за килограмм соответственно. Куры (кроме окороков) обойдутся в 322,77 рубля, а мороженая неразделанная рыба — в 348,49 рубля. Сливочное оценивается в 1 391,16 рубля за килограмм. Литр подсолнечного масла стоит 179,54 рубля.
В список также входят питьевое молоко (131,83 рубля за литр), куриные яйца (74,56 за 10 штук), сахар и соль (92,17 и 36,83 рубля за килограмм соответственно), черный байховый чай (981,61 за кило).
В список включены и другие продукты бакалеи: шлифованный рис (139,6 рубля за кг), пшено (82,8 рубля за тот же объем), гречка-ядрица (83,11 рубля кг) и вермишель (80,18 рубля).Пшеничная мука будет стоить 62,79 рубля за килограмм. Цена же на некоторые виды хлеба и хлебобулочных изделий варьируется в пределах от 100,92 до 104,7 рубля за штуку соответственно.
Кроме того, к социально значимым товарам относятся овощи, входящие в «борщевой» набор. Из фруктов в перечень включены яблоки. Их средняя стоимость составляет 250,19 рубля за килограмм.
В общей сложности такая продуктовая корзина обойдется россиянину в 4 291,39 рубля.
Между тем в июне в торговых сетях снизились цены на 15 из 25 категорий социально значимых продуктов, подсчитали в Ассоциации компаний розничной торговли. В лидерах — белокочанная капуста (-13%), соль (-7,9%), свекла (-5,9%) и ржано-пшеничный хлеб (-5,2%). Наблюдается снижение цен и среди таких категорий как вермишель, говядина, гречка, куриные яйца, рис, сахар, лук, молоко и картофель. Цены на подсолнечное и сливочное масло снизились в пределах 1%.
Средняя наценка торговых сетей на социально значимые продукты «первой цены» в июне составила 2,9%. При этом такие товары как сахар-песок, морковь, подсолнечное масло и свекла продавались по ценам ниже закупочных.
«В июне ритейлеры продолжили политику ответственного ценообразования, инвестируя собственные средства в снижение цен», — прокомментировал подобную динамику председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.
За снижение необоснованного роста цен на социально значимые товары отвечает Федеральная антимонопольная служба, напоминает кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС при президенте РФ Анна Цветкова.
— В настоящий момент, чтобы ограничить цену на социально значимый продукт питания, нужно, чтобы одновременно выполнялось два условия. Отпускные цены на продукты должны вырасти на 10% или больше (при этом исключается сезонный фактор) и подорожание на указанный процент происходит в течение 60 календарных дней подряд. Новая инициатива по установлению диапазона цен выглядит разумным решением, позволяющим заключать более длительные контракты и одновременно учитывать возможные колебания цен на рынке с учетом внешних условий, — убеждена она.
На цены существенно влияют многие факторы, подчеркивает собеседница «Известий». Среди них она выделяет природные условия, обуславливающие урожайность и объемы производства.
— Если в настоящий момент механизмом ограничения были предельные цены, то с новой инициативой появится более свободный диапазон для маневров при рыночном ценообразовании, — считает экономист.
Как будет работать механизм пока неясно, поскольку силу закона он еще не получил, отмечает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Известно лишь об инициативе Минпромторга и торговых сетей. Но нет понимания, насколько она позволит сельхозпроизводителям иметь гарантированную рентабельность и планировать свои вложения в выращивание урожая, а без деталей ее эффективность предсказать сложно, считает Александр Анфиногенов.
— Возможно, что механизм сможет отрегулировать цены на эти социально значимые продукты, но нужно начинать с поддержки государством фермеров, чтоб продукции было больше, — убежден эксперт.
Инициатива о вводе «ценовой вилки» исходит из совпадение интересов правительства РФ, обеспокоенного высокой инфляцией в стране, и ритейлеров, опасающихся ввода госрегулирования цен на социально значимые товары в случае дальнейшего роста стоимости, полагает Мильчакова.
— Предложенная «вилка» могла бы предоставить ритейлерам и оптовым поставщикам определенный выбор. Они смогут решать по какой цене, оптимальной и для оптового продавца, и для ритейлера, и для покупателя, следует заключать контракт, — указывает собеседница «Известий».
Можно предположить, что исходя из предельных величин, установленных Минпромторгом, и будут формироваться цены при заключении долгосрочных контактов на поставки плодоовощной продукции в торговые сети, полагает доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян. Это, по его мнению, позволило бы упорядочить механизм ценообразования при осуществлении закупок плодоовощной продукции и сформировать долгосрочные отношения между производителями сельхоз товаров и торговыми сетями.
— Первым это позволит четко понимать горизонт планирования объемов загрузки своих хозяйств, а также определять свой потенциальных доход, а, следовательно, и возможности по обслуживанию кредитов, закупки техники, удобрений и так далее, — перечисляет эксперт.
Однако на практике реализовать такой механизм будет непросто, поскольку производители не могут продавать продукцию ниже затрат на производство, оптовые поставщики должны учитывать транспортные и логистические расходы, а ритейлеры — свои собственные издержки, в том числе, постоянно растущие арендную плату и расходы ЖКХ, обращает внимание Мильчакова.
Игроки рынка могут столкнуться со сложностями и издержками, как это часто происходит при внедрении непроработанных механик, предупреждает Александр Анфиногенов.
— Уверен, что понадобится политическая воля государственных органов для детального изучения проблемы и контроля за сквозным ценообразованием — от поля до полки, — подчеркивает эксперт.
Основные трудности могут быть связаны с процессом выработки и согласования такого механизма, согласен Михаил Хачатурян. В условиях рыночной экономики, где цена определяется спросом и предложением, сложно определить на долгий срок фиксированный диапазон стоимости.
— На рынке в любом случае будут компании, которые не будут работать в рамках этой «вилки». При этом нельзя, чтобы часть рынка следовала рыночному ценообразованию, а другая часть — установленному диапазону цен, — указывает собеседник «Известий».
Рыночная цена в этом случае может оказаться выше или ниже установленного ценового коридора, что будет невыгодно поставщикам или торговым сетям, дополняет эксперт. Основной риск здесь — недопоставки и рост цен. Для того, чтобы избежать проблем, необходимо, чтобы указанная «вилка» базировалась на рыночной механике.
При этом продуктовая безопасность — стратегическая задача государства, напоминает Анфиногенов. На сегодняшний день, по его мнению, назрела необходимость грамотного управленческого подхода к ценообразованию на все категории продовольственных товаров. В первую очередь это касается системно значимой продукции.
В этом случае, как считает эксперт, необходимо создать единый государственный орган, который бы отвечал за честное ценообразование, не позволяя отдельным звеньям цепочки «производство — полка» рассчитывать на конъюнктурные сверхзаработки.
Сейчас рассматриваются разные механизмы снижения волатильности цен на сезонные товары, указывает председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов. В первую очередь это касается «борщевого» набора.
— Один из них — формульное ценообразование, в основе которого лежит мониторинг рыночных цен и плавное изменение цены договора поставки вслед за рыночными ценами. Такой мониторинг уже проводится аналитическими агентствами в отношении ценовой динамики на оптовых биржах и используется некоторыми сетями в качестве индикатора, — рассказывает собеседник «Известий».
Еще одна инициатива как раз касается так называемых ценовых коридоров, дополняет он.
— Применимость и эффективность различных подходов обсуждается. Готовых, прозрачных и понятных решений пока нет. Поэтому говорить о том, что выбран тот или иной пусть — преждевременно, — резюмирует Богданов.
2025-07-13T12:53:06Z
Из-за этого многие продолжают покупать опасные для природы изделия
2025-06-29T21:00:00Z
В Роскачестве рассказали о функциональных продуктах, которые появятся в магазинах
2025-07-03T05:44:46Z
2025-07-04T13:11:00Z
Законопроект о работе интернет-магазинов могут принять уже в 2025 году
2025-07-03T11:46:24Z
Вице-президент «Движения автомобилистов России» Ольшанский в комментарии НСН раскритиковали инициативу Минпромторга.