Мобильным АЗС покажут, где располагаться

Все новости — Инфраструктура и энергетика

2025-09-28T21:03:41Z

Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа возглавили рейтинг доступности ипотеки в России в 2025 году

2025-09-28T21:00:03Z

Забракованные Росстандартом стройматериалы вернут производителям

2025-09-28T21:00:02Z

Мобильным АЗС покажут, где располагаться

2025-09-28T20:36:44Z

Для цемента, строительных смесей и радиаторов введут госконтроль

2025-09-28T20:07:54Z

Эксперт назвал плавучие АЭС разумным решением

2025-09-28T19:32:36Z

Зарубежная выручка Росатома выросла за три года до $18 млрд

2025-09-28T19:28:00Z

Бытовки загорелись на стройплощадке в Новой Москве

2025-09-28T19:02:50Z

В микрорайоне им. Путина в Грозном создадут IT-школу

2025-09-28T18:52:00Z

«Росатом» сообщил о применении опыта АЭС «Аккую» за рубежом

2025-09-28T18:40:09Z

«Росатом» заявил о решении финансовых проблем при строительстве АЭС «Аккую»

2025-09-28T18:26:09Z

"Росатом" заявил о решении финансовых проблем при постройке АЭС "Аккую"

2025-09-28T18:00:00Z

И для дома, и для кухни: какие классные новинки привезли в "Фикс Прайс" - целая тележка обеспечена

2025-09-28T17:56:22Z

В Чаде завершили строительство солнечной электростанции

2025-09-28T17:37:00Z

В мэрии Уфы сообщили о самых востребованных вакансиях

2025-09-28T17:15:00Z

Первый этап обновления набережной реки Яузы в Мытищах подходит к завершению

Мобильным АЗС покажут, где располагаться

Мобильным АЗС покажут, где располагаться

2025-09-28T21:00:02Z — Для этого в Госдуме планируют внести поправки в Земельный и Градостроительный кодексы


Мобильные автозаправщики, которые торгуют топливом вдоль трасс, представляют серьезную опасность для окружающих. Их техника не проходит противопожарную и экологическую сертификацию. Поэтому взрыв на такой заправке может случиться в любую минуту. В связи с этим в Госдуме планируют ввести строгие требования к местам, где располагаются такие заправки, а также транспортным средствам, с которых ведется топливная торговля. Поправки в законодательство депутаты готовы представить уже этой осенью.

Мобильные заправочные станции, работающие по старинке (расцвет их использования пришелся на начало двухтысячных), представляют собой цистерны на колесах, которые можно встретить вдоль трассы или у придорожных кафе.

«В последнее время число таких мобильных заправок вновь стало расти. При этом многие из них торгуют топливом легально, то есть сдают бухгалтерскую отчетность и имеют кассовые аппараты, однако не соблюдая практически никаких требований к безопасности, которые соответствуют особо опасным объектам», — отмечает старший научный сотрудник Российского нефтегазового научно-исследовательского института Анатолий Соловьев.

Прибыльность бизнеса мобильных заправщиков высока. Литр топлива из придорожной наливайки может оказаться на 5 рублей дешевле, чем на стационарной АЗС.

«Но владельцам не нужно тратиться на аренду земельного участка и сертифицировать оборудование», — поясняет эксперт.

Он оценивает количество мобильных заправщиков на российских дорогах от трех до пяти тысяч единиц. И каждая из них в любой момент может стать источником серьезной технологической аварии, угрожающей жизни людей.

Точной статистики происшествий на этот счет нет, но случаи, которые получили общественный резонанс, действительно имели очень серьезные последствия.

Наиболее известный из них — взрыв на бензоколонке в жилом квартале Махачкалы, произошел в 2024 году.

«Инцидент случился, когда топливо переливали из резервуара в цистерну мобильного заправщика, не оборудованную датчиком перелива топлива. Несоблюдение мер безопасности и привело к трагедии», — рассказал Соловьев.

При взрыве на АЗС в Махачкале погибли 13 человек.

«По факту имеем бомбу на колесах, которая способна взорваться в любой момент», — делает вывод заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.

Он убежден, что деятельность мобильных заправщиков необходимо строго регулировать.

«Сегодня требования к обустройству передвижных, контейнерных, модульных АЗС сведены на уровень свода правил, утвержденных приказом МЧС России», — отмечает депутат, подчеркивая, что в данном документе нет требований к надлежащему оформлению места расположения (земельного участка) для мобильной заправки и сертификации оборудования.

«Как следствие, такие АЗС появляются хаотично в жилом секторе, в границах населенных пунктов, вдоль дорог общего назначения, в местах стоянок или хранения автотранспорта. Какой-либо системный контроль за их установкой и эксплуатацией отсутствует. Ни региональные, ни муниципальные власти, ни территориальные подразделения Ростехнадзора, МЧС России, полиции за этими АЗС не надзирают», — рассказал Станкевич.

По мнению Станкевича, работа над ликвидацией правовой лакуны вокруг мобильных заправщиков должна строиться по нескольким направлениям. Необходимо установление требований по наличию схемы размещения объектов розничной торговли топливом в каждом субъекте России.

Помимо этого, в каждом регионе необходимо вводить разрешительный порядок установки мобильных и контейнерных заправок в зависимости от состояния автопарка, динамики потребления топлива, разветвленности дорожной сети, доступности услуг по заправке транспорта в отдаленных населенных пунктах.

Третий момент — расширение перечня видов автозаправок, которые должны подпадать под данное регулирование.

«Работа над поправками в законодательство сейчас идет полным ходом, в осеннюю сессию законопроект будет внесен в Госдуму, — сообщил Юрий Станкевич. — В комитете по энергетике в настоящее время обсуждаются вопросы регулирования трех видов автозаправочных станций — модульных (надземное хранилище топлива и отдельно расположенные топливо-раздаточные колонки (ТРК)), контейнерных (размещение ТРК непосредственно в контейнере) и передвижных (технологическая система с топливом установлена на автомобильное шасси или прицеп)».

При этом Станкевич подчеркивает, что важно не запретить мобильные заправки, а регламентировать их деятельность. Ведь, помимо придорожных заправщиков, предлагающих топливо проезжающим водителям, (именно на таких АЗС чаще всего встречаются грубые нарушения), существуют мобильные заправщики для сельхозтехники, техники, работающей на строительных площадках, а также каршеринговых автомобилей. Они выполняют нужную и необходимую работу, без которой остановятся целые отрасли экономики.

«О запрете в деятельности таких заправщиков речь не идет, — отмечает депутат. — Сегодня передвижные АЗС есть в распоряжении транспортных компаний, сельхозпредприятий, каршеринговых фирм. При эксплуатации такой техники эти компании обязаны подчиняться требованиям Ростехнадзора. Поэтому в случае ЧП на таких объектах понятно, с кого спрос. А вот в случае с установкой стихийных заправок такого требования нет».

По мнению депутата, устранить правовую лакуну в отношении таких заправок необходимо как можно скорее.

Читайте также:

2025-09-25T21:01:00Z

Добычные дела: нефтяникам подготовили льготный инструмент инвестирования

Поможет ли это реализовать масштабные проекты по созданию стратегического запаса топлива

2025-09-26T09:34:36Z

Аналитики оценили ситуацию на топливном рынке России

За последние два месяца число автозаправочных станций, торгующих бензином, сократилось в России на 360, или на 2,6%

2025-09-25T14:24:34Z

Аналитик спрогнозировал скорое изменение цен на российский бензин

2025-09-25T11:32:41Z

В полпредстве президента РФ назвали проблемы, которые предстоит решить на Кубани

Это ситуация с пробками, дольщиками и экологией

2025-09-25T21:14:11Z

АЗС в регионах стали ограничивать отпуск бензина

Отдельные АЗС в регионах начали ограничивать отпуск бензина. Одни продают его лишь по 10-20 литров на человека, другие торгуют одним дизельным топливом. Участники рынка сообщают, что такая ситуация наблюдается как минимум в десяти регионах, в том числе - Московской, Ленинградской, Нижегородской, Ростовской областях и в Крыму.