2025-09-26T10:25:02Z
«Яндекс Маркет»: каждый второй россиянин не купит товар у бренда онлайн, если ему не понравится коммуникация
2025-09-26T10:20:02Z
В России стартовала масштабнуая программа по применению квантовых вычислений
2025-09-26T09:56:27Z
Физики нашли способ обойти пределы принципа неопределенности Гейзенберга
2025-09-26T09:46:00Z
OpenAI запустила ChatGPT Pulse — утренние обновления на основе истории переписок и персональные сводки без запроса пользователя
2025-09-26T09:38:46Z
Шорт-лист премии «История будущего» сформирован в Москве
2025-09-26T09:32:00Z
Ученые из Нижнего Новгорода разработали нейроморфные системы на основе мозга
2025-09-26T09:31:51Z
Время коммуникаций. Стали известны победители премии PROBA Awards
2025-09-26T09:14:17Z
Названы победители конкурса стартапов «Бизнес Баттл»
2025-09-26T09:10:00Z
Дмитрий Григоренко: Искусственный интеллект – перспективное направление для сотрудничества России и Китая
2025-09-26T09:01:00Z
NuStream — новый гигант хранения данных в космосе: терабайты информации хранятся и обрабатываются прямо на борту спутника
2025-09-26T08:54:00Z
Почти 4 тысячи датчиков контроля чистоты воды и воздуха установили в Подмосковье
2025-09-26T08:53:00Z
Частная компания в 2026 году поднимет орбиту космического телескопа NASA Swift в уникальной миссии
2025-09-26T08:51:00Z
Подмосковных школьников пригласили на курс по использованию ИИ
2025-09-26T08:50:20Z
Maibenben представил в России новый игровой ноутбук в стиле Atomic Heart
2025-09-26T08:46:29Z
Эксперт Сиденко рассказал, как безопасно взаимодействовать с ИИ детям
2025-09-26T08:46:29Z — Эксперт по кибербезопасности Андрей Сиденко поделился с контент-партнером "РГ" - сайтом pravda-nn рекомендациями для родителей по безопасному использованию искусственного интеллекта (ИИ) детьми.
Исследования показывают, что каждый четвертый школьник старше 10 лет уже активно пользуется нейросетями, воспринимая их как источник знаний и даже как собеседника. Однако, несмотря на потенциальные преимущества, ИИ несет и риски, поскольку может ошибаться и даже наносить вред.
Согласно данным ВЦИОМ, лишь 24% россиян видят в ИИ инструмент для улучшения обучения. При этом почти половина родителей не разрешили бы своим детям использовать ИИ для школьных заданий. Среди опасений родителей - снижение умственной активности, деградация навыков, утрата живого общения, падение мотивации к учебе, лень, риск плагиата и ослабление критического мышления.
Пример из жизни: Нижегородка Анна столкнулась с подобными проблемами. Ее сын-восьмиклассник, пользуясь умной колонкой для помощи в учебе, стал допускать ошибки в домашних заданиях, а младшая дочь предпочитает играть с голосовым помощником, отказываясь от обычных игр. Анна обеспокоена тем, что ИИ стал не помощником, а заменой самостоятельной деятельности детей.
Мнение эксперта: Андрей Сиденко подчеркивает, что ИИ - это ценный помощник, но ключевым навыком для ребенка остается способность мыслить самостоятельно, анализировать информацию и доверять близким. Дети, особенно маленькие, не всегда четко разделяют реальность и виртуальность, воспринимая, например, голосовых помощников как живых персонажей. Эксперт отмечает, что дети привыкают к ИИ с раннего возраста, не осознавая сложности технологий, стоящих за такими инструментами, как "Алиса" или "Маруся".
Реальный пример: Нижегородка Анна столкнулась с последствиями чрезмерного использования ИИ ее детьми. Ее сын-восьмиклассник, полагаясь на умную колонку в учебе, стал допускать ошибки в домашних заданиях, а младшая дочь предпочитает виртуальные игры "Алисы" реальным играм. Анна обеспокоена тем, что ИИ, вместо того чтобы помогать детям, стал заменой их самостоятельной деятельности.
"Думали, что колонка детям в помощь будет, а получается, что сын расслабился - она за него по истории на вопросы отвечает, по литературе сочинения пишет. Я в тетрадь заглянула, а там ошибок полно, написано все кое-как, - сетует Анна. - А дочка так вообще отказывается играть в обычные игры, говорит, что с Алисой интереснее. Теперь даже и не знаю, что делать с этим".
Андрей Сиденко из "Лаборатории Касперского" подчеркивает, что искусственный интеллект (ИИ) - это ценный помощник для детей, но не замена их собственному мышлению. По его словам, ключевым навыком для ребенка остается способность критически оценивать информацию, рассматривать разные точки зрения и полагаться на поддержку близких. Дети, в отличие от взрослых, часто воспринимают виртуальный мир как реальный, например, веря в существование волшебных персонажей в умных колонках.
Они с раннего возраста легко взаимодействуют с ИИ, не осознавая сложности таких технологий, как голосовые помощники, которые стали обыденностью. ИИ позволяет детям нативно общаться с технологиями, даже без навыков чтения и письма, что значительно упрощает им жизнь. Однако, несмотря на преимущества, такие как быстрый доступ к информации и универсальность, родителям важно помнить о потенциальных рисках. ИИ - это инструмент, который не должен заменять самостоятельное решение задач. Например, при написании сочинений с помощью ИИ, важно понимать, что модель не создает ничего принципиально нового, а лишь компилирует существующую информацию. Кроме того, ИИ может давать неверные ответы, в отличие от человека, который способен признать свое незнание.
Психолог Алексей Хандохин утверждает, что эффективность применения искусственного интеллекта (ИИ) напрямую связана с подготовленностью пользователя. Для взрослых, обладающих развитыми социальными, эмоциональными и профессиональными навыками, ИИ становится ценным инструментом для оптимизации времени и усилий, не ухудшая при этом их когнитивные способности.
Однако, по мнению Хандохина, ИИ может представлять опасность для детей при бесконтрольном использовании. Недостаток критического мышления у ребенка мешает ему адекватно оценивать достоверность информации, а получение готовых ответов от ИИ препятствует развитию навыков осмысления и анализа.
Андрей Сиденко подчеркивает, что ИИ является полезным помощником только при грамотном и безопасном использовании. Чат-боты не должны использоваться для создания недопустимого контента или обмана, а нейросети никогда не заменят живое общение, необходимое для детских открытий в реальном мире.
2025-09-23T15:20:00Z
Руководитель направления детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко рассказал, как безопасно использовать нейросети детям.
2025-09-23T16:24:00Z
2025-09-24T11:05:00Z
2025-09-25T03:05:00Z
Где реально может помочь Искусственный интеллект.
2025-09-23T05:00:42Z