Отдать концы. Aif.ru узнал, как живут и что едят «морские волки» на пенсии

Все новости — Общество

2025-08-10T07:45:19Z

Москвич решил выжить из квартиры экс-супругу с ребенком-аутистом через брата

2025-08-10T07:43:00Z

Солянка от спасателя. Счастье в балансе.

2025-08-10T07:34:13Z

Россиянин описал курорт Европы фразой «рай для холостяков»

2025-08-10T07:24:55Z

75-летняя москвичка рассказала, как 20 лет обходится без интернета и ТВ

2025-08-10T07:10:00Z

Эти вещи нельзя делать на кладбище по нормам веры

2025-08-10T06:53:40Z

Жена Диброва поблагодарила поклонников за поддержку на фоне скандала с изменой

2025-08-10T06:40:24Z

В Общественной палате предложили вписывать внуков в паспорта бабушек и дедушек

2025-08-10T06:37:00Z

Саратовские бабушки устроили внукам экопикник

2025-08-10T06:30:49Z

Babr Mash: в Чите рухнуло пустующее общежитие бывших студентов ЧТОТиБ

2025-08-10T06:29:00Z

Кинолог Голубев призвал владельцев собак убирать за питомцами на прогулке

2025-08-10T06:16:00Z

"Мальки", "пузырьки" и "мерзавчики" повсюду: Польша постепенно спивается

2025-08-10T05:35:00Z

Консервирую переросшие огурцы по методу тещи. 3-4 банки съедают за неделю вместо обычных солений

2025-08-10T05:01:49Z

«Удочерить» бабушку: создавать приемные семьи для пожилых в Татарстане решаются немногие

2025-08-10T05:00:00Z

"Туда не вернусь". С чем столкнулись беженцы, которых Россия спасла дважды

2025-08-10T04:16:28Z

Внук Пугачевой оказался на грани развода с женой

Отдать концы. Aif.ru узнал, как живут и что едят «морские волки» на пенсии

Отдать концы. Aif.ru узнал, как живут и что едят «морские волки» на пенсии

2025-08-10T01:45:00Z — Уверен, история этого человека вызовет массу комментариев из серии «такого не бывает». А всё потому, что наш герой — пенсионер, который не стал ждать старости в городской «коробке», а подняв парус, ушел в океан, чтобы исполнить мечту детства.


Пенсия — не приговор. Есть люди, которые ломают рамки пенсионного уклада, задавая своей жизни такую высокую планку, что и молодым не допрыгнуть. История военного пенсионера из Тольятти Наиля Гафутулина — тому доказательство.

Предупредили, что жить без «воды» больше не смогу

Собирая в детстве почтовые марки с парусниками, зачитываясь книгами о море, он всю жизнь проработал на земле. Но, как оказалось, желание бороздить моря и океаны под парусом никуда не делось. Попав под сокращение в армии и выйдя на пенсию, он задал себе вопрос: «Я сейчас без семьи — одинокий волк. Так что мешает стать одиноким "морским волком?"» И сам себе ответил — ничего не мешает.

В яхтенном клубе молодому военному пенсионеру — на тот момент ему было меньше пятидесяти — сказали, что возраст не помеха, но сразу предупредили, что, попав в яхтинг, жить без «воды» он уже не сможет — затягивает по уши.

Из полковников в капитаны

Обучаться управлению большой парусной яхтой пенсионер поехал в специальную морскую школу в Черногории. Ноябрь 2017 года. Время в Средиземном море штормовое, поэтому и учеба была приближенной «к боевой». Жили на яхте. На ней же выходили в море. Два часа теории, остальное практика. Через две недели совершили свой первый самостоятельный переход в Италию и обратно.

«Волны перекатывались через яхту. С непривычки казалось, что это шторм, а на самом деле — крепкий ветер и качка», — рассказал о впечатлениях от первого похода Наиль.

— Получается, что за две недели вы из полковника российской армии стали капитаном? — в шутку спросил я.

— Да, мы получили капитанские лицензии.

— Вы сразу почувствовали себя «морским волком»?

— Куда там. Более-менее уверенность в своих силах появилась только через две-три тысячи миль. Сейчас у меня пройдено семь тысяч миль, но море продолжает учить. Это стихия.

— А на каком языке шло обучение? Английском?

— Всё на русском. Владельцы школы, инструкторы — все из России. По моим подсчетам, в нашей стране яхтингом занимаются более ста тысяч россиян. Это и спорт, и самостоятельные путешествия на яхтах, как собственных, так и арендованных.

Русский триколор, «удобный флаг» и «мягкая сила»

Зная о «настороженном» отношении к России на Западе, я задал капитану Гафутулину вопрос, под каким флагом он ходит обычно на яхтах. Оказалось, что под российским. По его словам, в Средиземном море и сейчас встречаются яхты с российским триколором на корме (обозначение государственной принадлежности судна — прим. ред.).

— Их было бы ещё больше, но цены на растаможивание в России «кусаются»: половина от стоимости судна, поэтому многие владельцы выбирают для своих яхт «удобные флаги» других государств.

— То есть яхты регистрируют за границей?

— Да, — с сожалением ответил Наиль. — Правда и в этом случае наши яхтсмены показывают, что они из России. Триколор поднимают под левой краспицей (поперечный брус на мачте — прим. ред.), это обозначение национальной принадлежности экипажа.

При этом, по мнению Гафутулина, проблема решается просто (чувствуется военная хватка) — надо лишь создать механизм удаленной регистрации в Реестре маломерных судов, принадлежащих российским владельцам маломерных парусных яхт, постоянно находящихся за рубежом, без растаможивания в России. Это позволит поднять на судне не «удобный» чужой флаг, а родной российский триколор.

Гафутулин рассказал, что наличие флага России на яхте — особая гордость. В иностранных портах к яхте всегда подходят пообщаться с экипажем. Находится много людей, которые либо учились в России или СССР, либо хотят посетить нашу страну, побывать в Москве, Санкт-Петербурге.

— В Европе на волне санкций отменяют русскую культуру, а каждая яхта, это, по сути, плавучий «русский дом», работающий в интересах нашей страны, — заметил в разговоре капитан яхты. — Чем не «мягкая сила»?

Первый шторм, по следам Колумба и побег из Италии

Первый штормовой опыт теперь уже капитан Гафутулин получил во время перехода с Мальты на Сардинию. Увидел объявление, что нужен матрос на яхту, и предложил свои услуги.

«Когда проходили Сицилию, была большая волна, товарищ пошел внутрь разогревать обед, а я стоял за штурвалом. Вдруг вижу, что он засуетился, как-то быстро начал бегать внутри лодки, а потом заработала помпа, — рассказывает с улыбкой Наиль о том морском приключении. — Оказалось, что носовая каюта была затоплена по колено. Откачали и встали в ремонт на Сицилии. А на обратном пути прошли на яхте 450 миль за 45 часов, то есть средняя скорость была десять узлов. Для 12-метровой лодки это очень хорошая средняя скорость. Причем шли вдвоем и почти не спали. Один всегда за штурвалом, а второй, если и отдыхал, то дремал тут же, в кокпите, привязанный страховочными веревками, чтобы не смыло волной. Так и неслись, меняя друг друга».

Из запоминающихся походов Гафутулин упомянул и переход на российском катамаране через Атлантический океан. Маршрут похода практически соответствовал возвращению экспедиции Колумба после открытия Америки. Своего рода историческое событие: первый личный трансатлантический переход, да ещё и по следам Колумба.

«Поход получился почти идеальный, за исключением мелких шероховатостей, все 33 удовольствия. И купание в океане, и тунца поймали, и черепах видели. Дельфины постоянно нас сопровождали, а на Азорских островах повстречались киты. Морская сказка», — заулыбался от воспоминаний российский пенсионер.

Я рискнул спросить, сколько же такая «сказка» стоит. Гафутулин объяснил, что самые большие затраты — это перелет из России к месту старта яхты. Остальные траты: стоянки в маринах, топливо и питание в складчину всем экипажем по 100-150 евро или долларов в неделю.

— У любой яхты есть владелец. Когда судну предстоит длинный переход, он бросает клич в яхтенных группах, кто может — приезжает, так набирается команда. Если есть туристы, они платят, а экипаж — работает за удовольствие.

Наиль рассказал, что в мае этого года в качестве капитана перегонял аварийную 20-метровую российскую парусную яхту из Италии в Тунис. Её могли арестовать из-за нарушения правил стоянки в ЕС, поэтому выходить в море пришлось очень оперативно, времени на подготовку не было. Это тоже был очень интересный опыт. В море на яхте постоянно что-то ломалось и экипажу пришлось проявлять чудеса изобретательности, чтобы добраться до пункта назначения.

Яйца крутим каждый день

Вопрос, что едят яхтсмены во время переходов, меня интересовал едва ли не в первую очередь. Оказалось, что питание в море, в океане практически не отличается от сухопутного, с учетом, конечно, того, что яхтсменов толстых не бывает.

— Берем, чтобы хватило до первой запланированной стоянки, плюс немного на форс-мажор, — рассказал Наиль Гафутулин. — Мясо, сосиски, сыр твердый и тертый, мед, чай, кофе, каши, крупы, консервы, фрукты в ассортименте, масло сливочное и оливковое, хлеб на первое время, если длинный переход, то вместо него сухари...

— А спиртное?

— Вино и пиво. В умеренных дозах. Без фанатизма.

Я поинтересовался, сколько же на яхте под такое количество продуктов холодильников.

— Один, два, а то и три, в зависимости от размеров яхты, — ответил Наиль. — Но все они небольшие, поэтому используем лайфхаки. Например, сырые яйца, если нет места в холодильнике, каждый день переворачиваем, тогда они спокойно не испортятся в течение месяца, главное — не забывать крутить туда-сюда.

В океане обычно ловят рыбу. Тунец прекрасно идет на специальную приманку «воблер». Наиль рассказал, что попадаются рыбины приличных размеров, с которыми надо пободаться прежде, чем вытащишь. Его первый тунец был примерно на семь килограммов и вытягивать его пришлось минут десять.

Яхта по цене нашей «Лады»

Кстати, мои сомнения насчет яхтинга, как времяпровождения только для богатых, Гафутулин развеял. Лично он собственной яхты не имеет ни в России, ни за рубежом, обычно входит в состав экипажа. Но со слов пенсионера, самую простую, надежную шведскую яхту: старую, но крепкую, можно купить за две-три тысячи евро. Что-то посерьезней и побольше, метров так в десять, за 20-30 тысяч евро — это два-три миллиона рублей. За такие деньги и нормальную машину надо постараться найти, а тут яхта. На ней и жить, и путешествовать можно.

Пенсионер рассказал, что практически в любой марине, в которой он останавливался за рубежом, встречал россиян, так сказать среднего достатка, которые имеют яхты и вполне успешно ходят на них по всему миру.

В яхтинг приходят по разным причинам. В зарубежной русской яхтенной тусовке есть семья, которая ушла в море, чтобы «убежать» от астмы дочери. Кто-то в юности занимался парусным спортом (кстати, занятия во многих российских парусных секциях и ДЮСШ для детей часто полностью бесплатные), а затем сделал увлечение образом жизни и теперь ходит в кругосветки, покоряет полярные широты.

У Наиля Гафутулина своя история. Военный пенсионер, участник различных военных конфликтов, изобретатель, писатель, автор детектива «Проект "Левитация"», после службы в армии успел поработать на гражданке директором по связям с общественностью крупной группы заводов, открыть свой собственный издательский бизнес, а потом вдруг вспомнил, как в детстве любил рассматривать марки с парусниками и писать фантастические рассказы, и решил по-настоящему «уйти» на пенсию, чтобы воплотить свои мечты в жизнь. В конце нашего разговора Наиль высказал очень сильную мысль: «Иногда, чтобы зажить по-настоящему, надо отдать концы».

Я хотел задать капитану Гафутулину ещё несколько вопросов, но связь оборвалась. Где-то через час пришло СМС: «Извини, тут такой классный ветер. Решил довернуть и опять уйти в Африку».

Доходы:

Военная пенсия (полковник запаса) — 66 тыс. рублей

Ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий — 4 582 руб.

Гонорары, выплаты за авторские права (литература, изобретения) — порядка 80 тыс. рублей (в месяц).

Расходы:

Питание в месяц на суше — не отслеживает.

Коммуналка за двухкомнатную квартиру — 6500 рублей.

Непромокаемый яхтенный костюм — от 45 000 рублей (на два года).

Тренировки на спортивных парусных яхтах в России — от 2000 рублей в час.

Собственная яхта — нет.

Аренда яхты — бесплатно, как члену экипажа.

Крайняя поезда для перегона яхты в Африку (билеты на самолет):

Москва — Ереван — 10 685 рублей.

Ереван — Рим — 98 евро.

Рим — Катания (Сицилия) поезд — 70 евро.

Стоимость обучения в яхтенной школе в Черногории — 1450 евро (с проживанием на яхте, питание отдельно).

Стоимость обучения (повышения парусной квалификации) в яхтенной школе ВФПС в Тольятти — от 10 тыс. за теоретический курс, от 9 тыс. за пять практических занятий.

Холодильник (на двух человек на трое суток, закупка в Тунисе):

На холодильнике сверху — два батона хлеба.

Верхняя полка, первая: мясо замороженное, персики, груши.

Вторая полка: сыр двух видов (Fondu и мягкий Mozza), перец болгарский, сосиски.

Третья полка: эскалоп из индейки, сыр President, яйца, тунец в масле, помидор, молоко.

Четвертая полка: масло сливочное, халва, яйца, маринованная говядина, фарш индейки, зеленый горошек консервированный, бобы консервированные, майонез, напиток из молока и фруктовых соков.

В нижнем ящике: три бутылки белого сухого вина (хорошо утоляет жажду).

На двери: лук, кетчуп, сыр, апельсиновый сок, соус, масло растительное, майонез, молоко.

Читайте также:

2025-08-08T10:30:00Z

"Могут позволить больше, чем мы": жизнь в русской семье сразила наповал итальянца

Когда Симоне, уроженец северной Италии, вернулся домой после двухнедельного путешествия в Крым, друзья и родственники окружили его, задавая один и тот же вопрос: «Как ты вообще решился поехать туда?»

2025-08-09T14:30:00Z

Друг вернулся из Канады и рассказал, почему не смог там больше жить - вот эти причины

Друг автора Дзен-канала "DiKA-Кругосветка в автодоме" прожил 2 года в Канаде, а после неожиданно для всех вернулся в Россию. Он рассказал, почему же принял такое решение.

2025-08-08T22:00:00Z

Прожила 10 лет в Финляндии. Вернулась в Россию и не узнала свою страну - что изменилось за время моего отсутствия?

Стою в московском аэропорту, ловлю свой багаж и инстинктивно отступаю в сторону. Вокруг — гам, объятия, крики «Мама!», дети бегают между чемоданами. Я хмурюсь. Привычка. В Финляндии так.

2025-08-09T21:01:09Z

«Как будто мозг почесали». Повсюду в интернете — дикий огурец. Что значат эти странные мемы и почему их так полюбили?

2025-08-09T18:00:00Z

Теперь обхожу за три версты: увидел у рыбака дома, как они солят рыбу для продажи и в чём

Недавно автору Дзен-канала "ПОДСЛУШАНО СЕКРЕТЫ РЫБОЛОВА" довелось увидеть, как готовят рыбу для продажи на трассе. То, что он узнал, навсегда отбило у него желание покупать такие продукты.