На сапах по дорогам и вода с потолка: последствия сильного ливня в Москве и Подмосковье 21 июля

Все новости — Транспорт

2025-07-21T22:19:44Z

Второй подряд авиасалон МАКС проходит в онлайн-формате

2025-07-21T22:18:27Z

Депутат Кривоносов напомнил о правах пассажиров в случае задержки авиарейса

2025-07-21T22:14:00Z

Без ограничений. В России создали 70 инклюзивных экологических маршрутов

2025-07-21T22:11:00Z

Потенциал нового аэропорта Китая для торговли с Россией оценили

2025-07-21T21:25:00Z

Россияне смогут поехать по «Синей карте» в Китай и Монголию

2025-07-21T21:11:22Z

Юристы раскрыли, как избежать штрафа за опоздания на работу из-за ливня

2025-07-21T21:02:00Z

Высота без отрыва от земли. Почему самолёты КБ Сухого невероятно живучи?

2025-07-21T21:01:00Z

Включить синий свет: россияне смогут поехать по аналогу «Зеленой карты» в КНР и Монголию

2025-07-21T21:00:00Z

Суд встал на сторону бизнеса в прецедентном споре о таможенной стоимости

2025-07-21T20:48:00Z

В ГД предложили ввести еще один оплачиваемый отпуск для работающих пенсионеров

2025-07-21T20:39:00Z

Авиакомпании внедряют искусственный интеллект, чтобы путешественники платили больше денег за авиабилеты. В Delta Air Lines очень довольны новой системой «персонализированных цен»

2025-07-21T20:29:00Z

Очереди автомашин перед Крымским мостом устранены

2025-07-21T20:25:56Z

SCMP оценила потенциал нового аэропорта Китая для торговли с Россией

2025-07-21T20:22:30Z

В аэропорту Саратова ввели временные ограничения на прием и выпуск рейсов

2025-07-21T20:15:00Z

В Подмосковье водитель вынес на руках пассажиров затопленной маршрутки

На сапах по дорогам и вода с потолка: последствия сильного ливня в Москве и Подмосковье 21 июля

На сапах по дорогам и вода с потолка: последствия сильного ливня в Москве и Подмосковье 21 июля

2025-07-21T12:41:00Z — Рекордные ливни в Москве продолжаются: 21 июня столицу подтопило сразу во многих местах


Беспрецедентность нынешних осадков констатируют все: так, по официальному сообщению пресс-службы Комплекса городского хозяйства Москвы при месячной климатической норме осадков 85 мм в отдельных районах ЗелАО выпало до 91 мм, в СВАО до 71 мм, в ВАО до 50 мм, в САО до 47 мм. Иными словами, констатируют коммунальщики, речь идет о нагрузках на системы водоотведения в несколько раз больше расчетных.

Стало быть, самый простой ответ на вопрос, «кто виноват», очевиден. Стихия. Но остается еще вопрос, «что делать». Многие климатологи и синоптики склоняются к мысли, что «нервная погода» теперь не исключение, а разновидность нормы. И в этом смысле нынешние ливни — стресс-тест для городской среды. Где «тонко» - да там, где прямо сейчас «рвется», точнее, подтапливает и выводит из строя.

Официально в столице 21 июля из-за подтопления перекрыли несколько улиц: Волоколамское шоссе в районе дома 142, проспект Мира в районе дома 133 (под мостом в районе реки Яуза), улицу Тихая. На деле, конечно, мест, где город ушел под воду, намного больше. Достаточно вчитаться в соцсети, полные иллюстраций последствий ливня. В некоторых подземных переходах — например, у станции «Павшино» (МЦД-2) — поднялась вода по пояс взрослому человеку. По сообщениям очевидцев, турникеты в первое время работали, а вот прохода к поездам не было.

Скажем, на Нагорной улице полностью «всплыл» автосервис, находящийся в помещениях старой промзоны (очевидно, в низине). На фото и видео заметны более десятка автомобилей, находящихся в воде по крышу — затоплены также гаражные боксы. Это — низина, превратившаяся во временный резервуар для дождевой воды. Но страдают и кровли: так, в СЗАО, судя по фотовидеосвитедетельствам, «прорвало» крышу торгового центра «Щука», и над ресторанным двориком комплекса пошел дождь. Капает в подъездах и лифтовых шахтах многих современных жилых комплексов.

Самой востребованной услугой оказалось извлечение из зон подтовления промокших машин: цена за эвакуатор не меньше 5000 рублей, а ждать экипаж приходится по нескольку часов. Впрочем, так случалось и раньше. «Попал в затопление в 1993 году на «Москвиче», залило катушку зажигания, - вспоминает участник сообщества «Синие ведерки». - Вокруг «царь-лужи» уже кружились пацаны на «Запорожце» с тросом — этой машине вода была не страшна. Они выдергивали всех на сухое место».

Все три основных проблемы, как видим, упираются в одно и то же узкое в прямом смысле место — ливневую канализацию, ливневку. После каждого крупного ливня начинаются пересуды о том, что эта система, дескать, выведена из строя, замурована, засыпана — потому, мол, такое и творится. Однако в реальности проблема одновременно проще и сложнее, пояснил «МК» сотрудник одного из ключевых проектных институтов Москвы в области тоннелей и подземного пространства.

- Корректная формулировка будет такова: производительность систем водостока оказалась меньше необходимой для комфортной жизнедеятельности города летом, - отметил собеседник «МК». - Основных причин этому две: изменение климата, в результате чего аномальные ливни стали обычным явлением, и уплотнение застройки. Фактически требуется радикальная реконструкция системы под новый масштаб Москвы — так же, как это делается сейчас с транспортным каркасом.

Стекающая вода при правильно организованном водостоке попадает в «лотки проезжей части» - то есть ливень «штатно» превращает улицы и дороги в ручьи. Затем вступает в дело водосборная сеть — решетки и колодцы, которая переходит в сеть водоотводящую, то есть коллекторы, имеющие ветвистую структуру. Ядро системы — основные коллекторы (некоторые из них устроены на базе существовавших ранее речек, например, Неглинки и Пресни). В конце пути — ливневая вода сбрасывается в Москву-реку и другие водоемы.

- Проект водосточной сети должен разрабатываться на основе генплана города, плана бассейна водосбора, вертикальной планировки, - отмечает проектировщик. - Сейчас все эти планы нужно перерабатывать с учетом новой застройки, где порой вертикальная планировка, считай, что отсутствует. То есть на данный момент у нас даже недостаточно информации об актуальном водосборе, чтобы рассчитать, какие основные коллекторы нуждаются в реконструкции.

Имея детальную информацию, инженеры могут начинать работать с «бутылочными горлышками» - решения есть практически на любой случай, в том числе и для подземных переходов и проколов под железными дорогами, уверен собеседник «МК». Но, так или иначе, приходится признать: чтобы не замечать летних ливней, Москве нужна программа реконструкции ливневой канализации в целом.

Впрочем, есть и более дешевые решения: в некоторых городах, где полностью закрытую систему ливневки выполнить почему-либо невозможно, организуют открытый водосток. В сильные дожди овраги, а главное, некоторые улицы и тротуары, планово становятся «реками» и гонят дождевую воду вниз. Правда, от подтоплений под мостами такая методика не спасает: тут все равно придется копать.

Смотрите фотогалерею по теме

Читайте также:

2025-07-16T17:26:05Z

Эксперты рассказали о причинах затоплений в Москве и когда столицу снова зальет

В последние два дня нет другой более обсуждаемой темы у москвичей, как превращение Москвы в Венецию после залповых ливней

2025-07-21T06:30:33Z

Снова под воду: в столице объявлен желтый уровень погодной опасности

Мощные ливни затопили улицы, нарушив движение в Москве и Подмосковье

2025-07-01T10:22:00Z

Жара в Европе, ливни в Москве: что происходит с климатом

Роман Вильфанд рассказал, что в условиях глобального потепления погода меняется сильнее

2025-07-21T13:46:30Z

Стилисты рассказали, как правильно одеваться в непогоду

Как чувствовать себя более комфортно и не заболеть, когда город заливает? С это проблемой 21 июля, во время рекордного ливня, столкнулись многие москвичи

2025-07-07T09:39:42Z

Лето возвращается: в Москве объявлен «оранжевый» уровень опасности из-за жары

Температура в столице на этой неделе превысит 30 градусов