Нехватка производств и аутсорс: почему на КАЗ буксует строительство Ту-214

Все новости — Транспорт

2025-07-23T08:14:47Z

В Крыму наблюдаются проблемы со связью из-за DDOS-атаки на операторов

2025-07-23T08:06:00Z

Компания «Мострансавто» напомнила тарифы на провоз спортивного снаряжения

2025-07-23T08:05:38Z

Очередной круиз на теплоходе закончился для россиян вспышкой инфекции

2025-07-23T08:05:09Z

Starlink не удалось обогнать проводной интернет

2025-07-23T08:01:59Z

В МИЦ «Известия» обсуждают туристические планы россиян на вторую половину лета

2025-07-23T08:00:21Z

Не только салаты и консервы. Правильно собираем семена томатов

2025-07-23T08:00:00Z

Всё начиналось с «А» и «Б». В каких поездах московского метро ездили раньше

2025-07-23T07:52:41Z

В аэропортах Московского региона задержали более 30 рейсов

2025-07-23T07:51:00Z

Автоэксперт Шапарин предложил решать проблему со страховками снижением тарифов

2025-07-23T07:47:15Z

Корреспондент "РГ" узнал, чем Великое Саянское кольцо так привлекает туристов

2025-07-23T07:45:44Z

АТОР предупредил об ужесточении контроля за пребыванием россиян в странах ЕС

2025-07-23T07:45:29Z

Петербуржцы смогут вызывать оперативные службы через Max

2025-07-23T07:45:00Z

Представлена Toyota Tundra 2026

2025-07-23T07:39:42Z

Минтранс: пиковая нагрузка на транспортный комплекс ожидается в августе

2025-07-23T07:39:25Z

Минтранс: аэропорты во время задержек рейсов должны не допускать нарушения прав пассажиров

Нехватка производств и аутсорс: почему на КАЗ буксует строительство Ту-214

Нехватка производств и аутсорс: почему на КАЗ буксует строительство Ту-214

2025-07-16T11:06:07Z — Казанскому авиационному заводу (КАЗ) для работы не хватает двух производств — изделий из композиционных материалов и литейного. Но есть несколько важных нюансов. Подробнее — в материале Inkazan.


О строительстве литейного производства и предприятия по выпуску изделий из композиционных материалов сообщила корпоративная газета предприятия, пишет «Бизнес Онлайн». Однако соответствующие цеха на КАЗе есть давно, потому что без них невозможен производственный цикл. Однако они не попали в программы модернизации производства.

В это же время ожидаются новые денежные вливания в предприятие — речь может идти как минимум о 10 миллиардах рублей. При этом от реализации проектов зависит судьба программы строительства пассажирских самолетов Ту-214. Сейчас на КАЗе строят 1-2 самолета в год, тогда как планы куда грандиознее — до 20 бортов за год.

У завода есть литейное производство, но оно, пишут журналисты, морально и физически устарело. К тому же оно еле-еле закрывает часть потребностей завода. Помимо этого, производство работает не только на нужды КАЗа. Из-за этого завод заказывает недостающие комплектующие у других компаний, что дорого, долго и не всегда устраивает предприятие по качеству.

Есть проблема и с тем, что нередко случаются срывы заказов, но большого выбора поставщиков у завода нет. Часть деталей из-за этого изготавливают на станках, но это намного тяжелее и дороже. Глава Татарстана Рустам Минниханов, который также является председателем совета директоров «Туполева», поднимал вопрос о необходимости нового литейного производства, но ОАК не согласовал его.

Аналогичная ситуация и с производством изделий из композитов — оно также устарело. Ручную, а не автоматизированную выкладку делают на КАЗе. Однако автоклавное формование и выпекание делают уже на соседнем «КАПО-Композит» — подразделение «Яковлева». Также завод подключает к работе композитное производство Луховицкого авиазавода — КАЗ отправляет туда бригаду, но времени на это дается мало.

Сам «КАПО-Композит» отказывается работать на казанский авиазавод, аргументируя это загруженностью. При этом собеседник СМИ уверен, что это лишь отговорка. Такая же ситуация с изготовлением комплектующих для Ту-214 на других заводах корпорации. При этом изначально были соответствующие договоренности.

Якобы ОАК не смогла выстроить организацию кооперации по строительству самолета. Один из собеседников прояснил, что корпорация хочет, чтобы завод отдал на аутсорсинг литье и композиты. При этом эксперт Виктор Мураховский заявил, что литейное и композитное производство одного завода может не подойти другому предприятию.

Сама идея аутсорсинга в ОАК появилась еще в конце «нулевых» при Алексее Федорове. Новый глава корпорации Михаил Погосян заявлял, что нужно упразднить авиазаводы полного производственного цикла. Он считал, что там должны сохраниться только проектирование, управление поставками, сборка и послепродажное обслуживание. Остальная работа должна достаться дочерним фирмам и независимым поставщикам.

Руководители авиазаводов же идея не понравилась. Они отмечали, что в авиастроении нет главных и неглавных компетенций. При этом независимые поставщики, замечали руководители заводов, будут задирать цены на работу. В результате никто из директоров предприятий не воспринимал всерьез идею об аутсорсинге. Однако с началом спецоперации часть работы пришлось отдать на аутсорсинг, но потом от этой практики отказались.

Однако, уверен бывший генеральный директор КАЗа Васил Каюмов, идея отдать часть производств на аутсорсинг была верной. Он привел в пример строительство Airbus и Boeing — они производят по 40 самолетов в месяц в том числе благодаря тому, что большую часть работы раздали другим компаниям.

Он отметил, что казанский авиазавод всегда был самым бедным по объему программы — чтобы получалось дешевле, нужно было кооперироваться с кем-то. Однако источники СМИ отмечают, что аутсорсинг в России лишь делает производство дороже и дольше, поэтому не нужно смотреть на опыт Airbus и Boeing. Одна из причин — в авиапроме в основном штучная продукция, за которую никто не хочет браться.

Еще одна немаловажная проблема на Казанском авиационном заводе — нехватка кадров. Проблему по сути подтвердило правительство Татарстана, внеся КАЗ в список предприятий, которые нуждаются в привлечении работников.

Всего в перечне 71 компания, в том числе авиазавод, Казанский вертолетный завод (КВЗ), альметьевский «Радиоприбор», Зеленодольский завод имени Горького, «Элекон», «Электроприбор», «Казанское моторостроительное производственное объединение», опытное конструкторское бюро «Союз» и другие предприятия.

Однако и сам авиазавод не торопится брать буквально кого-попало. Inkazan рассказывал о ситуации, когда КАЗ отказался принять на работу пенсионера с 15-летним опытом работы слесарем-ремонтником. При этом на аналогичную должность пытался устроиться молодой человек с опытом чуть более года, и его чуть не взяли на работу.

В феврале 2025 года у КАЗа было более 100 вакансий на одном из сайтов по поиску работы, сейчас — 50. Среди вакансий — слесари, инженеры, операторы производственной линии и станков с ЧПУ, токари, фрезеровщики, шлифовщики и так далее.

Проблема нехватки кадров на авиазаводе сохраняется не один год. Об этом, например, в 2022 году говорил уже бывший директор предприятия Николай Савицких. Тогда точных данных по количеству людей, которых не хватает для сборки самолетов, не было. Эксперты же считают, что готовых людей завод не найдет — их надо обучать.

Министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко жаловался на сферу услуг, которая переманивает работников. Потребность в кадрах на производствах республики увеличилась до 11 тысяч человек. Также сообщалось, что школьников Татарстана хотят научить производству «тушек».

Читайте также:

2025-07-01T14:37:28Z

Что происходит с собранным в Казани Ту-214

В Росавиации сообщают о продолжающейся сертификации самолета Ту-214, для которого импортозаместили детали. Отметим, что работы над воздушными судами ведутся на Казанском авиастроительном заводе имени Горбунова. Подробнее — в материале Inkazan.

2025-06-30T18:57:00Z

Скандал в КДМЦ и вечные вопросы о насущном: что случилось в Татарстане

Понедельник — день тяжелый, а для тех, о ком пойдт речь в этом материале, — особенно. Как разразился очередной скандал в минздраве Татарстана, какие вопросы есть у ФАС к казанскому аэропорту и когда в Казани нельзя будет ни выпить, ни прокатиться — рассказываем.

2025-07-04T09:28:52Z

Экс-сотрудника КАЗа ищут из-за поездки в Казахстан

На бывшего сотрудника Казанского авиационного завода (КАЗ) завели уголовное дело из-за того, что он уехал в Казахстан. Но в деле есть важный нюанс. Какой — в материале Inkazan.

2025-07-03T17:18:20Z

Большие планы и суровая реальность: настоящее и будущее полетов над Татарстаном

3 июня 2025 года мы посвещаем небу. Рассказываем, как в Татарстане появилось очень долгосрочное планирование, что ожидает Казанский вертолетный завод и куда летели беспилотники над Татарстаном.

2025-07-21T15:27:55Z

Уныние и разочарование: чем живет Татарстан

Новая рабочая неделя в Татарстане началась с неожиданных новостей. О погибшем под поездом парне, как экс-глава районов в Казани лишился имущества на полмиллиарда и почему в «Кольце» не поесть — в материале Inkazan.