2025-07-14T15:22:13Z
Введение оценок за поведения признали способом защиты учителей от травли
2025-07-14T15:22:00Z
Школьники из Сергиево-Посадского округа представили свои проекты в Вэйхае
2025-07-14T15:18:59Z
В Липецкой области 52% экзаменуемых выбрали только два предмета на ОГЭ
2025-07-14T15:16:30Z
Педагоги из Кабардино-Балкарии стали получателями премии главы КБР
2025-07-14T15:12:37Z
Кабмин Татарстана утвердил план по созданию агротехнологических классов в школах
2025-07-14T15:12:00Z
Воробьев: власти Подмосковья вместе с родителями следят за ремонтом школ
2025-07-14T15:06:57Z
В Канаде ученик летной школы заглушил двигатель в полете из-за инструктора
2025-07-14T14:22:39Z
Генпрокуратура проверит учреждения, работающие с несовершеннолетними
2025-07-14T14:01:00Z
Ректор РПГУ: среди абитуриентов востребованы все направления педагогики
2025-07-14T13:57:08Z
Около 1,5 тыс. свердловских детей из семей в трудном положении остались с родителями
2025-07-14T13:54:00Z
Андрей Воробьев: 669 выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов в Подмосковье
2025-07-14T13:43:00Z
Виртуальные награды Discord Orbs вышли из стадии бета-тестирования
2025-07-14T13:41:00Z
Жители ПФО рассказали, как относятся к коллегам-студентам
2025-07-14T13:33:04Z
Ректор Литвиненко: Цель школьного образования - знания, создающие мировоззрение
2025-07-14T13:31:59Z
В Московской консерватории открыли Школу-фестиваль «Донбасский экспресс»
2025-07-14T11:08:26Z — Одарённость не определяется только тестами на IQ, заявила ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии Сеченовского университета Анастасия Ляшенко.
До сих пор многие родители считают, что если уровень IQ у ребёнка ниже 100, это свидетельствует об отсутствии особых способностей. Однако, как показывают исследования, интеллект не является единственным критерием для оценки одарённости и потенциала к обучению. Способность учиться осознанно, с пониманием, а не заучиванием, зависит от множества факторов.
Группа российских и зарубежных специалистов провела международный обзор, посвящённый особенностям одарённых школьников и способам их поддержки. В исследовании участвовали: ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии Сеченовского университета Анастасия Ляшенко, сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ Наталия Жожикашвили, а также учёные из Хельсинкского университета (Финляндия) и Йоркского университета (Канада). Их выводы опубликованы в научном журнале Frontiers in Psychology, передаёт KP.RU.
Авторы проанализировали 104 исследования из 25 стран, в которых приняли участие более 77 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. Основной целью было понять, как проявляется одарённость и можно ли объективно её измерить.
Как рассказала Анастасия Ляшенко, дети с признаками одарённости показывают лучшие результаты при решении геометрических задач, отличаются высокими оценками и обладают хорошо развитой вербальной рабочей памятью. Это позволяет им эффективно воспринимать и перерабатывать информацию, особенно связанную с речью и логическими рассуждениями. Они быстрее переключаются между задачами, легче фокусируются и демонстрируют стабильность в принятии решений в условиях стратегических игр. Кроме того, у таких детей чаще встречается высокий уровень перфекционизма. При этом тревожность по поводу собственных ошибок у них, как правило, ниже, чем у остальных.
Исследование также затронуло тему самооценки. Оказалось, что одарённые дети чаще уверены в собственных академических и интеллектуальных возможностях, а также в способности к саморегуляции. Однако их социальные навыки, включая умение налаживать отношения, не сильно отличаются от показателей обычных сверстников.
В мотивационной сфере у одарённых детей наблюдается как высокая внутренняя мотивация — интерес к сложным задачам и стремление к мастерству, — так и внешняя, связанная с системой вознаграждений и наказаний. Исследователи отметили, что мотивация может как способствовать развитию способностей, так и быть результатом уже проявившихся талантов.
Научная работа также включала данные инструментального измерения мозговой активности. С помощью ЭЭГ и МРТ было зафиксировано, что при выполнении простых заданий уровень гамма-ритма у одарённых детей был ниже, чем у других. Однако при переходе к более сложным задачам наблюдалось резкое увеличение этой активности, что свидетельствует о задействовании дополнительных ресурсов мозга. По мнению Ляшенко, это объясняется тем, что одарённым детям проще справляться с простыми заданиями, а для сложных они подключают больше когнитивных усилий, что даёт им преимущество.
Такие дети демонстрируют высокую скорость обработки информации, открытую установку на обучение, хорошую мотивацию, устойчивую самооценку и способность к самоконтролю. У них развита вербальная память, они склонны к стремлению к идеалу, но не зацикливаются на ошибках.
Как подчёркивает Анастасия Ляшенко, одарённость не определяется только тестами на IQ. Поддержка таких детей должна быть сбалансированной: им нужны как интеллектуальные вызовы, так и эмоциональная поддержка. Наиболее эффективен подход, при котором сочетаются точные науки с творческими дисциплинами. Углублённые программы, участие в олимпиадах, хакатонах и научных проектах помогают раскрыть потенциал.
При этом важно следить за эмоциональным состоянием ребёнка, помогать ему ставить достижимые цели, учиться справляться с перфекционизмом и поддерживать контакт со сверстниками. Без этого велик риск, что интеллектуальное развитие будет сопровождаться социальной изоляцией.
Ранее педагог Леонид Лундстрем рассказал, как вдохновить ребёнка на обучение и рост.
Источник:
2025-07-07T10:26:36Z
К пяти годам у ребёнка формируется базовое представление о своей ценности, заявляют эксперты.
2025-07-07T13:12:24Z
В Госдуму внесен законопроект о профилактике киберпреступлений среди детей
2025-07-08T10:45:53Z
Большинство взрослых ищут противоположные опыту из прошлого отношения, но не всегда способны их распознать и удержать, заявила эксперт.
2025-06-30T21:05:00Z
Выпускники и их родители постепенно приходят в себя после сдачи единого госэкзамена. Отложив валокордин, многие пытаются разобраться в том, а надо ли было тратить столько сил и нервов?
2025-07-09T21:00:51Z
Дефицит специалистов со средним профессиональным образованием вдвое больше, чем с высшим