Учёные в РФ рассказали, как распознать и поддержать одарённого ребёнка

Все новости — Образование

2025-07-14T15:22:13Z

Введение оценок за поведения признали способом защиты учителей от травли

2025-07-14T15:22:00Z

Школьники из Сергиево-Посадского округа представили свои проекты в Вэйхае

2025-07-14T15:18:59Z

В Липецкой области 52% экзаменуемых выбрали только два предмета на ОГЭ

2025-07-14T15:16:30Z

Педагоги из Кабардино-Балкарии стали получателями премии главы КБР

2025-07-14T15:12:37Z

Кабмин Татарстана утвердил план по созданию агротехнологических классов в школах

2025-07-14T15:12:00Z

Воробьев: власти Подмосковья вместе с родителями следят за ремонтом школ

2025-07-14T15:06:57Z

В Канаде ученик летной школы заглушил двигатель в полете из-за инструктора

2025-07-14T14:22:39Z

Генпрокуратура проверит учреждения, работающие с несовершеннолетними

2025-07-14T14:01:00Z

Ректор РПГУ: среди абитуриентов востребованы все направления педагогики

2025-07-14T13:57:08Z

Около 1,5 тыс. свердловских детей из семей в трудном положении остались с родителями

2025-07-14T13:54:00Z

Андрей Воробьев: 669 выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов в Подмосковье

2025-07-14T13:43:00Z

Виртуальные награды Discord Orbs вышли из стадии бета-тестирования

2025-07-14T13:41:00Z

Жители ПФО рассказали, как относятся к коллегам-студентам

2025-07-14T13:33:04Z

Ректор Литвиненко: Цель школьного образования - знания, создающие мировоззрение

2025-07-14T13:31:59Z

В Московской консерватории открыли Школу-фестиваль «Донбасский экспресс»

Учёные в РФ рассказали, как распознать и поддержать одарённого ребёнка

Учёные в РФ рассказали, как распознать и поддержать одарённого ребёнка

2025-07-14T11:08:26Z — Одарённость не определяется только тестами на IQ, заявила ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии Сеченовского университета Анастасия Ляшенко.


До сих пор многие родители считают, что если уровень IQ у ребёнка ниже 100, это свидетельствует об отсутствии особых способностей. Однако, как показывают исследования, интеллект не является единственным критерием для оценки одарённости и потенциала к обучению. Способность учиться осознанно, с пониманием, а не заучиванием, зависит от множества факторов.

Группа российских и зарубежных специалистов провела международный обзор, посвящённый особенностям одарённых школьников и способам их поддержки. В исследовании участвовали: ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии Сеченовского университета Анастасия Ляшенко, сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ Наталия Жожикашвили, а также учёные из Хельсинкского университета (Финляндия) и Йоркского университета (Канада). Их выводы опубликованы в научном журнале Frontiers in Psychology, передаёт KP.RU.

Авторы проанализировали 104 исследования из 25 стран, в которых приняли участие более 77 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. Основной целью было понять, как проявляется одарённость и можно ли объективно её измерить.

Как рассказала Анастасия Ляшенко, дети с признаками одарённости показывают лучшие результаты при решении геометрических задач, отличаются высокими оценками и обладают хорошо развитой вербальной рабочей памятью. Это позволяет им эффективно воспринимать и перерабатывать информацию, особенно связанную с речью и логическими рассуждениями. Они быстрее переключаются между задачами, легче фокусируются и демонстрируют стабильность в принятии решений в условиях стратегических игр. Кроме того, у таких детей чаще встречается высокий уровень перфекционизма. При этом тревожность по поводу собственных ошибок у них, как правило, ниже, чем у остальных.

Исследование также затронуло тему самооценки. Оказалось, что одарённые дети чаще уверены в собственных академических и интеллектуальных возможностях, а также в способности к саморегуляции. Однако их социальные навыки, включая умение налаживать отношения, не сильно отличаются от показателей обычных сверстников.

В мотивационной сфере у одарённых детей наблюдается как высокая внутренняя мотивация — интерес к сложным задачам и стремление к мастерству, — так и внешняя, связанная с системой вознаграждений и наказаний. Исследователи отметили, что мотивация может как способствовать развитию способностей, так и быть результатом уже проявившихся талантов.

Научная работа также включала данные инструментального измерения мозговой активности. С помощью ЭЭГ и МРТ было зафиксировано, что при выполнении простых заданий уровень гамма-ритма у одарённых детей был ниже, чем у других. Однако при переходе к более сложным задачам наблюдалось резкое увеличение этой активности, что свидетельствует о задействовании дополнительных ресурсов мозга. По мнению Ляшенко, это объясняется тем, что одарённым детям проще справляться с простыми заданиями, а для сложных они подключают больше когнитивных усилий, что даёт им преимущество.

Такие дети демонстрируют высокую скорость обработки информации, открытую установку на обучение, хорошую мотивацию, устойчивую самооценку и способность к самоконтролю. У них развита вербальная память, они склонны к стремлению к идеалу, но не зацикливаются на ошибках.

Как подчёркивает Анастасия Ляшенко, одарённость не определяется только тестами на IQ. Поддержка таких детей должна быть сбалансированной: им нужны как интеллектуальные вызовы, так и эмоциональная поддержка. Наиболее эффективен подход, при котором сочетаются точные науки с творческими дисциплинами. Углублённые программы, участие в олимпиадах, хакатонах и научных проектах помогают раскрыть потенциал.

При этом важно следить за эмоциональным состоянием ребёнка, помогать ему ставить достижимые цели, учиться справляться с перфекционизмом и поддерживать контакт со сверстниками. Без этого велик риск, что интеллектуальное развитие будет сопровождаться социальной изоляцией.

Ранее педагог Леонид Лундстрем рассказал, как вдохновить ребёнка на обучение и рост.

Читайте также:

2025-07-07T10:26:36Z

Психологи объяснили, какие факторы разрушают уверенность в себе

К пяти годам у ребёнка формируется базовое представление о своей ценности, заявляют эксперты.

2025-07-07T13:12:24Z

Эксперт Осипов объяснил, почему финансовые аферисты переключили свое внимание на подростков

В Госдуму внесен законопроект о профилактике киберпреступлений среди детей

2025-07-08T10:45:53Z

Психолог Сидорова объяснила, как распознать нарцисса до первого скандала

Большинство взрослых ищут противоположные опыту из прошлого отношения, но не всегда способны их распознать и удержать, заявила эксперт.

2025-06-30T21:05:00Z

100 баллов или нервная система. Как «золотой» ЕГЭ влияет на судьбы детей

Выпускники и их родители постепенно приходят в себя после сдачи единого госэкзамена. Отложив валокордин, многие пытаются разобраться в том, а надо ли было тратить столько сил и нервов?

2025-07-09T21:00:51Z

В Минпросвещения рассказали, как колледжи помогут компаниям утолить кадровый голод

Дефицит специалистов со средним профессиональным образованием вдвое больше, чем с высшим