2025-07-13T04:48:51Z
Нацбатальон ВСУ "Волки да Винчи" перестал быть элитным, рассказал пленный
2025-07-13T04:23:40Z
В Шебекино частично компенсируют аренду жилья жителям микрорайона Титовка
2025-07-13T04:20:01Z
«Северяне» за сутки ликвидировали более 150 украинских военных
2025-07-13T04:15:05Z
МЧС: на юго-западе Татарстана возможны грозы с градом и сильным ветром
2025-07-13T04:12:07Z
В ночь на воскресенье ПВО ликвидировала 36 беспилотников ВСУ над 4 субъектами РФ
2025-07-13T04:09:41Z
NYT: Трамп хочет негласно поставлять ВСУ оружие США, продавая его Евросоюзу
2025-07-13T04:03:13Z
Белорусский музыкант приехал в зону СВО поддержать бойцов на передовой
2025-07-13T04:01:52Z
Операторы FPV-дронов лишают ВСУ связи под Купянском, рассказал командир
2025-07-13T04:01:36Z
Камский автозавод из Челнов стал первым АО в Советском Союзе
2025-07-13T03:53:00Z
«Томограф за 122 миллиона»: как мошенничали на поставках для Минобороны
2025-07-13T03:45:00Z
Коротченко: для уничтожения завода-изготовителя Taurus хватит 2 «Орешников»
2025-07-13T03:45:00Z
Получай, Зеленский! Ветеран ВСУ сдала все награды из-за гонений на УПЦ
2025-07-13T03:45:00Z
Генерал Попов назвал, кто и откуда запускает дроны вглубь России
2025-07-13T03:42:53Z
Марочко: ВС РФ почти на 3 км вклинились в оборону ВСУ под Днепропетровском
2025-07-13T03:35:11Z
В Белгородской области два мирных жителя пострадали в результате атаки украинских беспилотников
2025-07-10T21:01:00Z — Работы по возвращению в строй флагмана российского ВМФ приостановлены
Министерство обороны России может отказаться от восстановления авианосца «Адмирал Кузнецов», выяснили «Известия». В настоящее время его ремонт и модернизация приостановлены, сообщили источники издания. Главкомату ВМФ и Объединенной судостроительной корпорации в ближайшее время предстоит решить дальнейшую судьбу флагмана российского флота. Морально и физически устаревший авианосец могут списать и отправить на утилизацию, не исключают эксперты. Их мнения относительно необходимости иметь подобные корабли в составе ВМФ разделились: одни говорят, что без них не обойтись, другие же считают авианосцы пережитком прошлого. «Адмирал Кузнецов» модернизируют с 2017 года, при этом в ходе ремонта затонул самый большой в РФ плавучий док, а на авианосце произошел крупный пожар.
Работы по ремонту и модернизации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» приостановлены некоторое время назад, рассказали «Известиям» осведомленные источники. В ближайшее время представители Главного командования ВМФ и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) примут решение — целесообразно ли продолжать эти работы на «Адмирале Кузнецове» и возвращать его в боевой состав флота, сообщили собеседники.
«Известия» направили запрос в ОСК. В корпорации ответили, что эти вопросы относятся к компетенции Министерства обороны РФ. Ответов от МО и главкомата ВМФ к моменту публикации не получено.
Возможное решение о прекращении ремонта будет абсолютно правильным, заявил «Известиям» экс-командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц. По его мнению, Военно-морскому флоту России «Адмирал Кузнецов» не нужен даже при условии проведения модернизации.
— На перспективу авианосцы в классическом виде российскому флоту не нужны. Авианосец — это уже уходящая эпоха. Огромное дорогостоящее сооружение, которое может быть уничтожено в течение нескольких минут современными видами вооружения. — полагает адмирал. — Это очень дорогое и неэффективное морское оружие. Будущее за носителями роботизированных комплексов и непилотируемой авиации. А «Адмирал Кузнецов», если будет принято решение не продолжать ремонт, остается только взять, разрезать на металлолом и утилизировать.
Необходимость в тех или иных кораблях во многом определяют документы стратегического планирования, в частности, «Основы государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года», рассказал «Известиям» контр-адмирал запаса Михаил Чекмасов. В них сказано, что на Северном и Тихоокеанском флотах необходимо иметь по авианосному соединению.
— Вопрос в другом — в финансировании с учетом того, что сейчас идет специальная военная операция. Сейчас главное — победа в СВО, а там будет понятно, что надо дальше будет строить. Думаю, в программе строительства кораблей на период до 2050 года, которую недавно рассмотрела Морская коллегия при президенте, вопрос создания авианосцев каким-то образом присутствует, — полагает контр-адмирал.
Несмотря на развитие беспилотных систем, в том числе надводных и подводных, без авиационного прикрытия в дальних походах не обойтись, полагает военный эксперт капитан 1 ранга Василий Дандыкин.
— Конечно, случай с «Адмиралом Кузнецовым» тяжелый: долго ремонтируют, были проблемы, был пожар, — рассказал он «Известиям». — Но то, что сейчас многие страны, в том числе Индия и Китай, развивают авианосный флот, говорит о том, что такие корабли нужны. Как примут решение у нас — это уже на усмотрение высшего руководства и главкомата флота. У нас есть пилотируемая морская авиация. Это элита авиации.
Сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Ильи Крамник также полагает, что авианосцы необходимы российскому флоту. По той причине, что современный флот немыслим без поддержки авиации, а отсутствие авианесущих кораблей означает, что все сводится к поддержке береговой авиации.
— Когда корабли уходят в океан на тысячи миль, получить поддержку с берега либо очень трудно, либо практически невозможно. Флоту нужен аэродром с собой, и это авианосец, — пояснил он «Известиям».
Илья Крамник признал, что в военных кругах есть мнение о том, что дальнейшая модернизация и ремонт «Адмирала Кузнецова» нецелесообразны. Дело в том, что это довольно старый корабль, он служил в не самые лучшие для нашего флота годы, что не добавило ему «молодости». В частности, эксперт обратил внимание, что крейсер имеет достаточно древнюю по конструкции и не самую надежную, как показал опыт эксплуатации, силовую установку.
— Корабль с 1985 года на воде, через 10 лет ему будет 50. Пусть даже он прослужит до 2040 года, это недолго. Поэтому надо с учетом накопленного при эксплуатации «Адмирала Кузнецова» опыта построить другой корабль. Мы можем это сделать, у нас есть верфи, позволяющие строить корабли таких размеров, — полагает Крамник.
При этом необязательно, чтобы перспективный корабль был размерами с «Кузнецова», он может быть и меньше, что увеличивает выбор мест для его постройки и в дальнейшем базирования, продолжил эксперт.
— У нас сейчас нет перспективного палубного истребителя размером с Су-33 — а это очень большой самолет, — пояснил он. — Вся наша перспектива сводится, судя по всему, либо к палубному Су-75, когда он будет создан, и если будет создан его морской вариант, либо к покупке перспективных китайских машин J-35. И те, и другие самолеты меньше по размерам, чем Су-33, и можно обойтись менее крупным кораблем. У Китая можно также приобрести и палубный самолет ДРЛО, самостоятельная разработка которого может занять длительное время. Разумеется, китайские самолеты должны быть адаптированы под наше оборудование.
Что самое важное — корабль должен иметь стандартную газотурбинную силовую установку, на основе тех агрегатов, которые устанавливаются на наши фрегаты, либо атомную, на основе ледокольной, и по возможности стандартное типовое радиоэлектронное оборудование, и средства обороны от актуальных угроз, от ракет до безэкипажных катеров, пояснил эксперт.
— Это позволит на серийных агрегатах создать корабль относительно недорого и быстро, если такая задача будет поставлена, — пояснил он. — Какова судьба «Кузнецова» в этом случае? Индию или Китай он уже не заинтересует. Корабль-музей на его основе было бы соблазнительно рассмотреть, но для начала хорошо бы привести в порядок, в частности, замечательный крейсер-музей «Михаил Кутузов» стоящий в Новороссийске в аварийном состоянии. Так что с наибольшей вероятностью «Кузнецова» ждет утилизация, а его имя может быть передано новому кораблю.
«Адмирал Кузнецов» стал пятым кораблем проекта 1143 — серии тяжелых авианесущих крейсеров с перспективными палубными самолетами. В СССР их начали строить в начале 1970-х. Осенью 1982 года в Николаеве заложили корабль, который в ходе строительства несколько раз менял название: «Леонид Брежнев», «Тбилиси» и, наконец, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Судьба крейсеров проекта 1143.
Первыми в Советском Союзе авианесущими кораблями были «Киев» (введен в эксплуатацию в 1975 году), «Минск» (1978), «Новороссийск» (1982) и «Адмирал Горшков» (1987).
Примерно в одно время с «Адмиралом Кузнецовым» начали строить крейсеры «Варяг» и «Ульяновск».
Их судьба сложилась по разному.
В 1993 году из эксплуатации почти одновременно вывели «Киев», «Минск» и «Новороссийск».
«Киев» затем продали в Китай, где из него сделали музей.
«Минск» в 1995-м отбуксировали в Южную Корею для разделки на металл. Но корабль перекупили китайцы и сделали из него аттракцион «Minsk World». Впрочем, позже его все равно отправили на утилизацию.
«Новороссийск» в 1997 году продали в Южную Корею, где разделали на металл.
«Адмирал Горшков» в 2000-е был модернизирован и продан Индии. Служит в ВМС этой страны под именем «Викрамадитья».
Строительство «Варяга» приостановили в 1991 году. Позже его продали в Китай. Там его строительство закончили и в 2012 году под именем «Ляонин» он вошел в состав флота НОАК.
«Ульяновск» так и не был достроен — его разобрали на стапеле в 1992 году.
Из вооружения на корабле установили, среди прочего, ракеты П-700 «Гранит». В результате «Кузнецова» классифицировали как «тяжелый авианесущий крейсер». По одной из версий, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них «чистых» авианосцев. И в результате «Адмирал Кузнецов» мог спокойно заходить в Черное море и базироваться в Севастополе.
Корабль передан ВМФ СССР 25 декабря 1990 года. За свою историю корабль совершил семь походов. В ноябре 2016 года – январе 2017 года крейсер впервые принял участие в боевых действиях. Палубные истребители корабля наносили удары по позициям террористов на территории Сирии. Летчики авиагруппы выполнили более 400 боевых вылетов, поразив свыше 1,2 тыс. объектов террористов. После возвращения из похода корабль отправили на ремонт и модернизацию.
Изначально планировалось вернуть корабль в строй в 2022-м, однако сроки неоднократно переносились. Причем за время ремонта случилось несколько происшествий. В октябре 2018 года затонул плавучий док ПД-50. Авианосец получил повреждения от падения докового крана, но остался на плаву. Его отбуксировали к причалу 35-го судоремонтного завода в Североморске.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» отбуксировали на 35-й СРЗ после инцидента на 82-м СРЗ, в результате которого частично затонул плавдок ПД-50
В декабре 2019-го на борту корабля начался пожар: во время сварочных работ искра попала в трюм, где было разлито топливо. В результате погибли два человека, 14 пострадали. В августе 2020 года гендиректор ОСК Алексей Рахманов сообщал, что на восстановление корабля после пожара уйдет до 350 млн рублей.
В конце 2022 года также сообщалось о пожаре, обошлось без пострадавших. В 2023 году завершился доковый ремонт на подводной части корабля. Тогда же сообщалось, что для «Кузнецова» начали набирать экипаж.
В июле прошлого года ФСБ сообщала о предотвращенном теракте на крейсере. Как рассказали в ведомстве, в марте 2024-го сотрудник украинских спецслужб через мессенджер вышел на россиянина, который проходил военную службу на авианосце. Он пытался склонить военнослужащего к теракту и обещал эвакуацию в Финляндию, однако тот обратился в компетентные органы.
2025-07-11T03:07:59Z
Минобороны России может отказаться от восстановления единственного у ВМФ авианосца «Адмирал Кузнецов», выяснили «Известия». Источники издания рассказали, что ремонт и модернизация корабля приостановлены. Командование ВМФ и Объединенная судостроительная корпорации в ближайшее время примут решение о судьбе крейсера. Эксперты допустили, что «Адмирал Кузнецов» может быть утилизирован
2025-07-12T05:43:07Z
Судьба последнего оставшегося у России тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Советского Союза Кузнецов», наверное, решена
2025-07-10T21:10:00Z
2025-06-25T02:16:00Z
Основу флота РФ составляют суда с большим износом, инфраструктура судостроения не справляется с необходимыми темпами обновления, а международные санкции вынуждают российские судоходные компании переходить к использованию «теневого» флота.
2025-07-06T03:40:14Z