Старый «Адмирал Советского Союза Кузнецов» не вписался в новую стратегию развития ВМФ

Все новости — Оборона и безопасность

2025-07-13T11:40:24Z

Крупный пожар охватил бывшую базу ВВС Британии в Ноттингемшире

2025-07-13T11:35:00Z

Бразильский боец UFC вышел на поединок под российскую песню «Матушка»

2025-07-13T11:28:35Z

ВСУ начали применять новый метод маскировки мин, заявил Рогов

2025-07-13T11:26:39Z

Ракета Falcon-9 компании SpaceX доставила на орбиту военный спутник Израиля

2025-07-13T11:16:00Z

Туристическая полиция начала работать в Новороссийске и Туапсе

2025-07-13T11:07:34Z

Путин: России нужно лидировать в ключевых направлениях с опорой на традиции

2025-07-13T11:04:57Z

Эксперт Кнутов назвал задачи ударов возмездия по западу Украины

2025-07-13T10:59:00Z

7000 мАч, три 50-мегапиксельные камеры и Snapdragon 7 Gen4. Первые живые фото Realme 15 Pro в цвете Velvet Green

2025-07-13T10:58:31Z

Армия Израиля заявила, что за сутки поразила более 150 целей в секторе Газа

2025-07-13T10:56:11Z

Перехват российским «Аллигатором» украинских беспилотников попал на видео

2025-07-13T10:53:10Z

Попов объяснил, как Украина подняла в воздух Ан-124 при закрытом небе

2025-07-13T10:52:39Z

Путин заявил, что Aurus на 100% разработаны российскими автоконструкторами

2025-07-13T10:52:12Z

Путин рассказал, как написал Мюнхенскую речь и почему она стала своевременной

2025-07-13T10:51:34Z

Сенатор Рогозин: фирма из нейтральной Швейцарии поставила Киеву БПЛА

2025-07-13T10:51:16Z

Путин сказал, что выстраивает свою работу согласно поговорке "семь раз отмерь, один раз отрежь"

Старый «Адмирал Советского Союза Кузнецов» не вписался в новую стратегию развития ВМФ

Старый «Адмирал Советского Союза Кузнецов» не вписался в новую стратегию развития ВМФ

2025-07-12T05:43:07Z — Судьба последнего оставшегося у России тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Советского Союза Кузнецов», наверное, решена


Речь о «Кузнецове», ремонт которого затянулся до неприличия, не могла не зайти на совещании у президента РФ по вопросам развития кораблестроения для обеспечения обороны и безопасности государства. Оно прошло в июне 2024 года. В октябре 2024 года министр обороны Андрей Белоусов совершил поездку в Мурманскую область. Не исключено, что министр лично захотел увидеть, в каком состоянии находится крейсер.

А окончательный вердикт, возможно, был вынесен в апреле 2025 года на совещании у президента РФ, на котором обсуждалась стратегия развития Военно-морского флота на период до 2050 года. Материалы совещания и принятая на нём стратегия развития флота ожидаемо засекречены, потому что раскрывают военные планы России, но нетрудно догадаться, что старый авианесущий крейсер в них не вписывается.

Это закономерный итог 38-летних мытарств не только с последним крейсером из серии «Кречет», но и предыдущими тремя кораблями: Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» проекта 1143. Послепродажная модернизация «Адмирала Горшкова» на заводе «Севмаш» в Северодвинске для ВМС Индии, в результате которой крейсер превратился в авианосец R 33 «Викрамадитья» (Vikramaditya), породила иллюзию, что Россия теперь сама может не только ремонтировать, но и строить авианосцы.

Это была ошибка, которая вскрылась после того, как «Кузнецова» поставили в 35-й завод в Мурманске (филиал «Севмаша») для ремонта и модернизации. Для их завершения не хватило ни денег, ни технологий. И вот уже восемь лет корабль – как чемодан без ручки: нести тяжело, а бросить жалко.

Между тем, старый крейсер мог тешить самолюбие только ветеранов флота. Один во всём ВМФ, он превратился в дорогостоящую и абсолютно бесполезную игрушку. Начнём с того, что за 30 с лишним лет для него так и не нашли места постоянного базирования. Сначала в Видяево оборудовали причал и построили береговую котельную для обеспечения паром. Но вскоре стало ясно: без помощи высококвалифицированных специалистов мурманского 35-го судоремонтного завода экипаж не справляется с содержанием корабля.

Из двух вариантов – перевести заводской коллектив из Мурманская в Видяево или корабль – из Видяево в Мурманск выбрали второй, как менее затратный. Поэтому «Кузнецов» весь активный срок службы на флоте простоял у причала 35-го завода в Мурманске.

За 30 лет (с 1987 по 2017 год) крейсер совершил только три боевых службы, все три – в Средиземном море продолжительность 43, 60 и 150 суток соответственно, то есть только в последнем походе «Адмирал Кузнецов» смог сравняться с американскими авианосцами по времени нахождения в море.

Во время первых двух походов корабль преследовали технические проблемы, в основном связанные с эксплуатацией паровых котлов главной энергетической установки. То выпустят шлейф дыма (или как говорят моряки «пенку») в Ла-Манше, который виден из космоса, то давление пара не додадут, из-за чего корабль после торжественных проводов в Каире, несколько часов простоял обездвиженным на виду у всего рейда. Представьте, оркестр сыграл последние ноты марша и разошёлся, а крейсер – замер и не хочет уходить с рейда. Почти дипломатический скандал.

Вообще, авианосцы не предназначены для боевых действий в Арктике. Россия – единственная страна с единственным авианесущим крейсером, который базируется за полярным кругом. Не случайно все три его боевых службы прошли в Средиземном море.

Авианосец – это наступательное оружие. Если в стратегии развития российского ВМФ нет планов наносить удары по каким-либо заморским территориям, то возникает вопрос: а зачем нужны авианосцы России?

По стоимости новый авианосец – это, примерно, две атомные подводные лодки стратегического назначения проекта 995 «Борей». При этом серийное строительство подводных лодок – проще и дешевле «штучного» создания двух или даже четырёх авианосцев. Места для их строительства тоже нет, правда может появиться в будущем, когда российская армия освободит от бандеровцев Николаев, где строились авианесущие крейсера во времена СССР. Именно специалисты из Николаева приезжали в Северодвинск для консультаций во время модернизации «Адмирала Горшкова» по заказу ВМС Индии.

В Советском Союзе, а сейчас и в России, нет палубных самолётов дальнего радиолокационного обнаружения, разведчиков и штурмовиков, а от 279-го полк корабельной авиации осталось только несколько десятков истребителей Су-33. Во время первого похода в Средиземное море на борту «Кузнецова» находились 15 самолётов Су-33 и Су-25УТГ. Чтобы супостат не заподозрил, что ангары крейсера пусты более чем на половину, между полётами на самолётах рисовали новые бортовые номера.

Даже в лучшие времена в 279-м отдельном полку корабельной авиации палубных летчиков было меньше, чем космонавтов. А сейчас, после восьми лет простоя без палубы, их вообще не осталось.

Нет самолётов, нет лётчиков, нет училища для палубных лётчиков. Наконец, нет кораблей сопровождения – крейсеров, эсминце, больших противолодочных кораблей, которые образуют авианосную многоцелевую группу (АМГ) во главе с авианосцем. Всё это надо создавать, строить и организовывать материально-техническое снабжение АМГ на берегу и в море. Возможно, всё это предусмотрено в стратегии развития ВМФ до 2050 года. Но старого «Кузнецова» в ней точно нет.

Читайте также:

2025-07-11T03:07:59Z

Единственный авианосец России «Адмирал Кузнецов» может отправиться на металлолом

Минобороны России может отказаться от восстановления единственного у ВМФ авианосца «Адмирал Кузнецов», выяснили «Известия». Источники издания рассказали, что ремонт и модернизация корабля приостановлены. Командование ВМФ и Объединенная судостроительная корпорации в ближайшее время примут решение о судьбе крейсера. Эксперты допустили, что «Адмирал Кузнецов» может быть утилизирован

2025-07-10T21:01:00Z

Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом

Работы по возвращению в строй флагмана российского ВМФ приостановлены

2025-07-10T21:10:00Z

Ремонт и модернизация крейсера «Адмирал Кузнецов» приостановлены

2025-07-11T09:42:00Z

Адмирал Комоедов: крейсер «Адмирал Кузнецов» необходимо сохранить на будущее

2025-06-25T02:16:00Z

День моряка на фоне морского кризиса: что угрожает российскому флоту?

Основу флота РФ составляют суда с большим износом, инфраструктура судостроения не справляется с необходимыми темпами обновления, а международные санкции вынуждают российские судоходные компании переходить к использованию «теневого» флота.