Без оков классики. Балет Мариинского театра вернулся в Москву месяц спустя

Все новости — Культура

2025-07-12T19:59:18Z

Винный сыр и чипсы из мяса марала: чем удивили казанцев «Вкусы России»

2025-07-12T19:49:03Z

Малахов раскрыл суммы и условия контрактов ведущих с частными телеканалами

2025-07-12T19:33:00Z

ASUS представила эксклюзивную видеокарту Hatsune Miku за $2300

2025-07-12T19:23:37Z

В Москве прошел концерт в честь открытия школы-фестиваля "Донбасский экспресс"

2025-07-12T19:14:27Z

СМИ узнали о включении замков Баварии в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

2025-07-12T18:59:07Z

В Карловых Варах объявили победителей кинофестиваля

2025-07-12T18:42:48Z

В центре Перми прошёл коми-пермяцкий рейв: атмосферные фото и видео

2025-07-12T18:35:05Z

Участники фестиваля РГО в «Зарядье» рассказали об экспонатах этновыставки

2025-07-12T18:01:20Z

Бразильские христиане совершили паломничество по Беларуси

2025-07-12T17:48:02Z

Сальма Хайек удивила всех, появившись на публике с седыми волосами

2025-07-12T17:37:53Z

Карнакские камни во Франции внесли в список наследия ЮНЕСКО

2025-07-12T17:29:10Z

Юрия Антонова назвали самым богатым артистом России

2025-07-12T17:18:00Z

Джонни Депп сыграет Джека Воробья в сиквеле «Пиратов Карибского моря»

2025-07-12T16:50:53Z

«Деревенская»: Ивлеева в мини-шортах и сапогах устроила фотосессию в тракторе

2025-07-12T16:44:35Z

Наскальные рисунки пещеры Шульган-Таш в Башкортостане включили в список наследия ЮНЕСКО

Без оков классики. Балет Мариинского театра вернулся в Москву месяц спустя

2025-07-04T12:45:01Z — Прославленная труппа вновь приехала в Большой театр (на этот раз на Новую сцену) с репертуаром, который сложно назвать для нее презентационным. Это вечер балетов Игоря Стравинского, собранный из трех одноактных постановок разных лет.


Две из них - "Пульчинелла" и "Игра в карты" Ильи Живого - удерживаются в репертуаре с конца 2010-х, завершающие вечер "Танцсцены" на музыку Symphony in C - свежайшая премьера, осуществленная Вячеславом Самодуровым три месяца назад. Собранные в одну программу (в Петербурге их обычно представляют в другой конфигурации), они дали москвичам редкую возможность увидеть петербуржцев без любимых оков классики, при этом каждый из пяти показов представлял как минимум пару первостатейных звезд - в гастролях участвовали Виктория Терешкина, Екатерина Кондаурова, Рената Шакирова, Кимин Ким.

Открывающий московскую программу "Пульчинелла" - любимец хореографов, сто лет соблазняющий их игрой в классицизм, упруго собранной драматургией, подвижностью ритма, энергией и юмором итальянской комедии масок. Не устоял перед этими ингредиентами и Живой, выступивший не только хореографом, но и сценографом, в обеих ролях страстно влюбленным в Италию. Его спектакль прорисован как белоснежный театр на ослепительно-синем фоне, он сразу же рождает ассоциации с безупречным амальфитанским пейзажем.

Театр начинается появлением в центре сцены Актера (Ислом Баймурадов, Сослан Кулаев), чей монолог на трогательном итальянском заводит игру в commediadell'arte, только переходящую от слова к танцу. Историю Пульчинеллы и его подружки Пимпинеллы, обрамленную любовями и ухаживаниями Ковьелло с Пруденцей и Флориндо с Розеттой, Живой пересказывает традиционными соло, дуэтами и трио. Заводная, хихикающая и хохочущая, скачущая и кувыркающаяся музыка (к концу гастролей оркестр Большого театра под руководством петербуржца Арсения Шуплякова в ней вполне освоился) провоцирует хореографа на эскапады.

Но петербургское воспитание не позволяет Живому искать пластические эквиваленты музыке. Он чинно, хотя и качественно, развел четыре пары кордебалета и три пары солистов. Даже Пульчинелла, при появлении отличающийся от остальных гротескной сломанностью линий, уже в середине первого соло возвращается к привычным премьерским виртуозностям. Тем не менее, личный пластический опыт позволяет Александру Сергееву и Филиппу Степину в заглавной роли, Елене Евсеевой, Ренате Шакировой и Виктории Терешкиной в образе его возлюбленной персонализировать своих персонажей.

Гораздо сложнее сделать это исполнителям "Игры в карты" - балета со сложной структурой и еще более запутанным сюжетом, морок которого хореограф простодушно сводит к любовному треугольнику. И здесь Живой ищет поддержку в привлекательном историческом контексте - на сей раз, эпохе венского бидермейера, эпохе кружения прекрасных вальсов. Балет в красно-желто-бирюзовых тонах, поставленный как бенефис Екатерины Кондауровой, и держится ее усилием - выразительностью, разнообразием актерских оттенков и красотой роковой красавицы. Впрочем, виртуозные соло подарены Джокеру - и Максим Изместьев с Ярославом Байбординым блещут техникой, но не имеют шансов сравниться с балериной харизмой.

Прикладной служебности абсолютно лишены "Танцсцены" Вячеслава Самодурова. Хореограф, в последние годы работавший преимущественно с новой музыкой, впервые за десять лет вернулся к своему любимому Стравинскому. Он превратил в балет симфонию, написанную композитором в момент личного жизненного крушения и на пороге Второй мировой войны. Самодуров сделал зримыми, при этом многозначными, ее предчувствия и предсказания. За время, прошедшее со дня премьеры, сложносочиненный спектакль обрел отточенность, к которой всегда стремятся балеты Мариинского театра. А проложенный в "Танцсценах" путь от лучезарной беззаботности к реквиему стал строже и суше. Статусные звезды Мей Нагахиса, Надежда Батоева, Александр Сергеев, Рената Шакирова и Кимин Ким вылепили собственные портреты в предлагаемых обстоятельствах. Иначе выглядят взаимоотношения с текстом Самодурова артистов младшего поколения. Дарья Ионова, Роман Малышев, Александра Хитеева, Мария Чернявская, примкнувшие к ним опытные Филипп Степин, Максим Изместьев, Ярослав Байбордин и юная Алиса Баринова становятся частью общей бесстрашной танцевальной стихии. Это бесстрашие, обычно не свойственное хирургически-выверенному Мариинскому балету, в образ старейшей балетной труппы вносит новую краску.

Читайте также:

2025-06-30T16:37:00Z

Большой и Мариинка представят вечера одноактных балетов Игоря Стравинского

Вечера одноактных балетов Игоря Стравинского, среди которых "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная" и "Свадебка", представят 10 и 11 июля на Исторической сцене Большого театра.

2025-07-05T11:14:59Z

На сцене Большого состоялись вторые обменные гастроли балетных трупп главных театров страны

В Большом театре в рамках фестиваля «Игорь Стравинский», прошли вторые в истории обменные гастроли балетных трупп Большого и Мариинского театров

2025-07-11T21:00:01Z

Игра в классиков: в Большом представили четыре балета Стравинского

На сцену главного театра страны вернулись спектакли в оформлении Бенуа, Бакста, Рериха и Гончаровой

2025-06-25T10:31:06Z

В Концертном зале Чайковского состоится творческий вечер Сташкевич и Лопатина

Премьеры Большого театра Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин станут героями творческого вечера, который пройдет в Концертном зале имени Чайковского 27 июня. Двадцатилетие их творческой жизни - праздник для балетоманов, потому что без этих артистов сложно представить современный российский балет: в репертуаре каждого - почти сотня партий, сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными хореографами, участие во многих знаковых балетных проектах. Но свой личный вечер они представляют впервые.

2025-07-12T12:23:34Z

Стравинский возвращается в «Геликон-оперу» к 35-летию театра

Имя Игоря Стравинского красной нитью проходит сквозь 35-летнюю историю «Геликон-оперы»