Игра в классиков: в Большом представили четыре балета Стравинского

Все новости — Культура

2025-07-12T21:20:51Z

Под Воронежом на фестивале презентовали рок-оперу "Мамонт"

2025-07-12T21:10:14Z

Башкирская пещера признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО

2025-07-12T21:02:00Z

Чирикать при всякой погоде: художники в борьбе за свое искусство

2025-07-12T21:01:23Z

В Подмосковье пройдет арт-фестиваль "Заповедное"

2025-07-12T21:01:00Z

После сцены — с удочкой. Посмотрите на артистов, которые любят рыбалку

2025-07-12T21:01:00Z

Календарь православных праздников с 14 по 20 июля 2025 года. Инфографика

2025-07-12T21:00:01Z

Припарковались: в «Зарядье» показали живопись на автомобильной стоянке

2025-07-12T20:53:54Z

Премьера сериала "Три сестры" состоялась на кинофестивале "Горький fest"

2025-07-12T20:30:00Z

Эти русские имена буквально вгоняют иностранцев "в краску" - запомните, чтобы потом не краснеть

2025-07-12T19:59:18Z

Винный сыр и чипсы из мяса марала: чем удивили казанцев «Вкусы России»

2025-07-12T19:49:03Z

Малахов раскрыл суммы и условия контрактов ведущих с частными телеканалами

2025-07-12T19:33:00Z

ASUS представила эксклюзивную видеокарту Hatsune Miku за $2300

2025-07-12T19:23:37Z

В Москве прошел концерт в честь открытия школы-фестиваля "Донбасский экспресс"

2025-07-12T19:14:27Z

СМИ узнали о включении замков Баварии в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

2025-07-12T18:59:07Z

В Карловых Варах объявили победителей кинофестиваля

Игра в классиков: в Большом представили четыре балета Стравинского

2025-07-11T21:00:01Z — На сцену главного театра страны вернулись спектакли в оформлении Бенуа, Бакста, Рериха и Гончаровой


Большой и Мариинский чествуют Игоря Стравинского. Фестиваль, посвященный композитору, открыли вечерами одноактных балетов. 10 и 11 июля на Исторической сцене главные театры страны показали сразу четыре балета композитора: «Жар-птицу», «Петрушку», «Свадебку» и «Весну священную». Музыкальный руководитель масштабной постановки — Валерий Гергиев. «Известия» рассказывают о том, как прошла премьера.

Открывая 249-й сезон в Большом театре в сентябре 2024 года, Валерий Гергиев анонсировал полсотни премьер, чем тогда удивил журналистов. Но своему плану руководитель следует точно.

— За прошедшие 15 месяцев мы показали уже около 30 постановок, которые здесь не шли, — сказал сейчас Гергиев. — Делаем мы это, как говорится, в четыре руки, подключая возможности Большого и Мариинского театров. Безусловно, наши долги перед русскими композиторами мы продолжим отдавать, не затягивая надолго.

На сцену Большого за это время вернулись Прокофьев, Римский-Корсаков, Чайковский, Верди, а теперь еще и Стравинский. И такого праздника его творчества поклонники даже представить не могли — сразу четыре одноактных балета композитора в постановке звездной команды. Восстановлением «Жар-птицы» и «Петрушки» в хореографии Михаила Фокина занимался народный артист России Андрис Лиепа. Он репетировал с труппой ГАБТ. Мариинский привез «Весну священную» в хореографии Миллисент Ходсон по мотивам хореографии Вацлава Нижинского и «Свадебку» в хореографии Брониславы Нижинской.

«Свадебка»

Первые показы прошли 10 и 11 июля. Сцена была оформлена в стиле «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Такой же синий бархатный занавес Les Saisons Russes украшал французский театр Шатле. Это неслучайно. Свою «Жар-птицу» Стравинский как раз создал по заказу великого импресарио. Композитор сочинил этот балет, а следом для антрепризы — «Петрушку» и «Весну священную».

— Это уникальная страница в истории русского балета и театра, даже небывалая — с показом четырех балетов в один вечер, — сказал генеральный директор Большого театра, худрук — директор Мариинского театра Валерий Гергиев. — Мы шаг за шагом осваиваем пространство, которое Стравинский видел, слышал. А он еще говорил, что у него слог русский, он думал по-русски и в конце жизни тоже, хотя уже жил в Америке. Похоронен он рядом с Дягилевым под Венецией.

В итоге четыре балета Стравинского с легкой руки Валерия Абисаловича получили прописку на сценах Большого и Мариинского театров. Тем, кому посчастливилось увидеть их, покажется, что не иметь в репертуаре самые значительные его произведения непростительно. «Жар-птицу», например, долгое время ставили на Западе, где она пользовалась большой популярностью. Впервые появилась на сцене Большого театра в 1964 году (дирижер Марк Эрмлер, хореография Михаила Фокина, художник Александр Головин). В 1982 году спектакль был восстановлен, однако надолго не задержался в репертуаре и с тех пор не появлялся в стенах Большого. Теперь произведение русского композитора — на главных сценах страны.

— Я рад и счастлив, что Большой театр имеет возможность сделать вечер Стравинского в таком потрясающем объеме: две крупнейшие и лучшие труппы мира объединяются под руководством маэстро Гергиева для того, чтобы создать незабываемым вечер для зрителей, — сказал народный артист России балетмейстер-постановщик Андрис Лиепа.

«Жар-птица»

Главные партии исполнили ведущие артисты балетных трупп Большого и Мариинки. В «Весне священной» зал аплодировал Евгении Савкиной, Елене Баженовой, Сослану Кулаеву. В «Свадебке» за сложную хореографию отвечали Юлия Спиридонова, Екатерина Михайловцева, Василий Щербаков, Никита Вронских. В балете «Жар-птица» Артемий Беляков вышел в образе Ивана-царевича, заглавную партию исполнила Алена Ковалева.

А в «Петрушке» на сцене развернулась настоящая ярмарка с площадным театром. Им заправлял бородатый Фокусник, которого играл Камиль Янгуразов. Среди его кукол Балерина — Анастасия Сташкевич, Арап — Ратмир Джумалиев. Первый солист Большого театра Даниил Потапцев исполнил партию Петрушки.

— Это одна из самых интересных партий, — сказал Даниил Потапцев. — Было непривычно изображать тряпичную куклу. Чтобы добиться пластики Петрушки, надо было расслабиться, но не забывать про хореографию. У него нет костей, ноги не держат, подкашиваются. Он хочет, но не может ничего сделать.

«Петрушка»

Для современных творческих групп работа с материалами Стравинского почетна и становится возможностью прикоснуться к великим не только в лице композитора. Над оформлением «Жар-птицы» и «Петрушки» для «Русских сезонов» Дягилева в Париже работали Бенуа и Леон Бакст. Для «Весны священной» декорации и костюмы создавал Николай Рерих. А для «Свадебки» — Наталья Гончарова. Что не имя, то высота.

— Эта реконструкция балетов является поклонением великим мастерам, — говорит художник по костюмам Анатолий Нежный. — Для нас всех огромное счастье просто прикоснуться к этому материалу.

Создать сказку на сцене было задачей исполнительницы роли Жар-птицы Алены Ковалевой. Несмотря на то что музыка Стравинского непроста, репетиции и многочисленное прослушивание привели к легкости в исполнении.

— Для меня это была насыщенная работа с Андрисом Лиепой, который переносил спектакль на сцену Большого театра, — признается прима-балерина Алена Ковалева. — Мы искали новые краски, вдохновляясь исполнительницами прошлых лет. Ориентиром для меня была Нина Ананиашвили. Она создала эпический образ Жар-птицы.

«Весна священная»

На сцене в этот вечер был шедевр хореографии, музыки и изобразительного искусства. И несмотря на то что спектакль закончился почти в полночь, зрители не уходили, досмотрели все четыре акта. 13 и 14 июля зрители могут оценить работу хореографов Большого театра. В афише ГАБТ два из четырех одноактных балета Стравинского — «Петрушка» и «Жар-птица».

Читайте также:

2025-07-05T11:14:59Z

На сцене Большого состоялись вторые обменные гастроли балетных трупп главных театров страны

В Большом театре в рамках фестиваля «Игорь Стравинский», прошли вторые в истории обменные гастроли балетных трупп Большого и Мариинского театров

2025-07-04T13:35:32Z

Театр Пушкина подвел итоги 75-го сезона

В этом сезоне театр представил четыре премьеры на Основной сцене

2025-07-04T12:45:01Z

Без оков классики. Балет Мариинского театра вернулся в Москву месяц спустя

Прославленная труппа вновь приехала в Большой театр (на этот раз на Новую сцену) с репертуаром, который сложно назвать для нее презентационным. Это вечер балетов Игоря Стравинского, собранный из трех одноактных постановок разных лет.

2025-06-30T16:37:00Z

Большой и Мариинка представят вечера одноактных балетов Игоря Стравинского

Вечера одноактных балетов Игоря Стравинского, среди которых "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная" и "Свадебка", представят 10 и 11 июля на Исторической сцене Большого театра.

2025-07-03T17:04:05Z

"Летние балетные сезоны" предлагают зрителям 76 спектаклей по низким ценам

На сцене Российского академического молодежного театра в течение двух месяцев торжествует балет