2025-07-13T20:00:37Z
От отравления хлором в термальном комплексе в Екатеринбурге пострадал 31 человек
2025-07-13T19:08:36Z
Врач Гузман рассказала, при каких заболеваниях стоит есть красную смородину
2025-07-13T18:49:49Z
Кировская детская больница обновляется: что изменится для маленьких пациентов?
2025-07-13T18:30:00Z
Названы сладости, полезные для здоровья — сердце будет работать, как швейцарские часы
2025-07-13T18:18:01Z
В центральные больницы Чувашии поставят медицинские изделия
2025-07-13T17:35:54Z
Hepatology: ген TAF2 ускоряет развитие рака печени
2025-07-13T17:12:40Z
Карелова: Встречи в рамках проекта "Здоровое долголетия" начнутся с сентября
2025-07-13T17:01:00Z
В больнице Саратовской области успешно проводят герниопластику
2025-07-13T16:26:30Z
Кудрявцева пожалела, что рассказала на эмоциях об алкоголизме молодого мужа
2025-07-13T16:09:54Z
Врач Минкина: Можно ли заразиться половой инфекцией в общественном бассейне
2025-07-13T16:09:52Z
Science Advances: аномальная жара ускоряет старение на клеточном уровне
2025-07-13T15:59:00Z
Секретный способ Сталина сохранять трезвость во время длительных застолий: пил и не пьянел
2025-07-13T15:41:37Z
Гинеколог в Турции обиделась на отзыв пациентки и опубликовала ее личные данные
2025-07-13T15:35:30Z
103-летняя женщина из Британии заявила, что вино является секретом долгой жизни
2025-07-13T15:33:00Z
В Саратовской области откроют 12 фельдшерско-акушерских пунктов
2025-07-03T10:35:00Z — Объясняет театральный критик Григорий Ноговицын.
Объясняет театральный критик Григорий Ноговицын. Скандал в благородном театральном семействе — Пермский театр оперы и балета отказался от участия в «Золотой маске». Причина — радикальное изменение регламента национальной премии и фестиваля, которые фактически уничтожили «Золотую маску», сделав ее ненужной, бессмысленной и бесполезной наградой. Театральный критик Григорий Ноговицын рассказывает в чём подоплёка скандала, почему пермская опера абсолютно права, когда отказывается участвовать в некогда главной театральной премии страны, и стоит ли ждать таких же жестов от других театров страны (спойлер: наверняка стоит). В четверг, 26 июня прошла тридцать первая церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Причём впервые не в Москве, а в Казани, на сцене Театра имени Галиасгара Камала. Что хорошо, это важно, чтобы такие события выезжали в регионы. Но раньше, вручение «Золотой маски» было настоящим большим праздником, которого ждали всем театральным сообществом страны, и объявление номинантов было не менее волнительным чем на «Оскаре». А в этот раз никакого ажиотажа. «Ну вручили, и вручили» — так, перефразировав одного ненавидимого всеми дизайнера, можно охарактеризовать впечатление от этой «Золотой маски». Оно, просто было не интересным. Но это не из-за смены Москвы на Казань, а из-за других перемен что происходят с этой премией… В Пермь в этот раз ни одной награды не ушло. Такого не было с 2011 года, когда в последний раз пермский театр (тогда это был Театр-Театр со спектаклем Бориса Мильграма «Жизнь человека») вернулся из Москвы без приза. Хотя, и номинантов в этом году было немного — Лысьвенский театр им. А. Савина со спектаклем «Господа Головлёвы» (16+) и Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского с оперой «Похождения повесы» (16+). Собственно, из-за ситуации с «Похождениями повесы», отчасти, пермская опера и решила порвать с «Золотой маской». Ведь как заявила нашим коллегам генеральный директор театра Анна Волк, из-за сжатых сроков не получилось организовать показ спектакля для жюри премии. Пермская опера, фактически, не участвовала в конкурсе, но статус номинанта у спектакля остался, дипломы участника для него были готовы. Но на церемонии награждения о пермской опере даже не упомянули. Подобная безалаберность и головотяпство со стороны такой солидной организации само по себе уже большое оскорбление для уважаемого театра. И к тому же ещё и одного из старейших участников «Золотой маски». Ведь Пермский театр оперы и балета постоянно номинировался на «Золотую маску» с того самого момента, как в 1996 году она из московской премии, стала федеральной театральной наградой. Но, ещё одной причиной отказа пермской оперы от участия в «Золотой маске» стали радикальные, и откровенно идиотские изменения в её регламенте. Ведь на прошлой неделе была, по сути, последняя полноценная «Золотая маска», а то, что будет дальше так назваться, станет лишь бледной тенью былого. Куцым обрезком прошлых достижений главной театральной премии страны. Последние пару лет «Маску…» стремились переделывать и реорганизовать, ликвидируя былую театроведческую вольницу. Старую команду организаторов, проработавшую двадцать лет, разогнали, сайт премии (ставший уникальным архивом истории постсоветского театра) уничтожили, с трудом сделав новый, гораздо хуже, а премию и фестиваль напрямую подчинили Союзу театральных деятелей РФ. Ещё в 2023 году было решено переделать и номинации, а точнее их сократить. О том, что это нервный ход, и на престиже «Золотой маски» как и на всей театральной жизни страны такие странные решения скажутся очень плохо мы писали как раз два года назад. Тогда же, Театр оперы и балета вместе с Театром-Театром выступили против готовящихся изменений, заявив, что «эти новые „правила игры“ значительно снижают репрезентативность, престижность, актуальность „Золотой Маски“, а значит уменьшают и интерес региональных театров участвовать в конкурсной программе фестиваля-премии». Сейчас, с прискорбием стоит сказать, что все тогдашние мрачные прогнозы сбылись. Причём в десятикратном размере. Ведь если два года назад были планы на сокращение лишь ряда номинаций, то в 2024 году новое руководство премии в лице СТД РФ (который теперь возглавляет Владимир Машков), рубануло шашкой с плеча, и избавилось от персональных номинаций «Золотой маски». Вообще всех. И с 2026 года ни один актер, режиссёр, художник, драматург, хореограф, композитор, вообще никто из тех людей, кто и создаёт театр, не сможет получить главную театральную премию страны. Номинаций будет всего девять, и все они только спектаклям. Для сравнения, в этом году номинаций у «Золотой маски» было ещё 25, без учёта разных дополнений и спецпризов. И это их ещё сократили. «Золотая маска» постоянно расширялась потому, что современный театр явление сложное, и в нём много разных течений. А работу всех театралов необходимо было отмечать. Что премия успешно делала. Да, к тому, как раньше работала «Золотая маски» были претензии, серьезные и очень справедливые. Но, тем не менее её деятельность была эффективной и важной. К тому же, «Золотая маска» как премия и как фестиваль объединяла все театры России, как именитые столичные, так и региональные, из самых отдаленных уголков самой большой страны в мире. В какой бы глуши не находился театр, его работники знали, что они часть это большой общности. Что хороший спектакль даст им шанс выступить в Москве, и даже получить заветную «Золотую маску». Да, этот шанс был не велик, но всё равно воодушевлял и сплачивал коллег по цеху по всей России. Теперь такого шанса нет. Как и объединения. И вместо заслуженного признания заслуг всех театральных цехов, будет вежливое похлопывание по плечу со словами: «Вы все отлично потрудились!». Зачем такое сокращение нужно? Поди знай. Возможно, чтобы не было случаев, когда премию получает человек, и выходя за ней, делает политическое заявление. Или отказывается от награды, опять же делая заявление. Такие случаи были. Если это так, то вместе с водой выплеснули младенца. Сразу в пропасть, чтобы без шансов. Ведь такой отказ от персональных номинаций это просто оскорбление для всех специалистов, что посвящают свою жизнь театру. Их работа теперь обесценена. А новые организаторы «Золотой маски» показывают себя совершенно некомпетентными людьми, которые растоптав накопленный за тридцать лет огромный позитивный опыт, не предложили ничего лучше. Да ещё и людей обидели. Владимир Машков, вступая в должность председателя СТД РФ в конце 2023 года заявлял, что изменения в «Золотой маске» нужны, чтобы вернуть утраченное к премии доверие профессионального сообщества, государства и спонсоров. Возвращать доверие профессионального сообщества начав с его унижения, это конечно, очень грамотный управленческий ход. «Балет „Сильвия“ не сам себя поставил и не сам себя станцевал», — так невероятно точно прокомментировала эту ситуацию Анна Волк. Пермский театр оперы и балета, очевидно, не стал терпеть такого унижения профессионализма своего коллектива, и совершенно справедливо отказался дальше участвовать в этой нелепице. Пермская опера и пермский балет давным-давно уже доказали всем то, что работают на самом высоком уровне. И нынешний куцый обрезок «Золотой маски» им просто не нужен. И если руководство национальной театральной премии продолжит работать в том же духе, фактически убивать «Золотую маску», то Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского будет лишь первым в ряду именитых коллективов, которые заявят: «Маска», мы тебя не знаем, и знать не хотим».
Источник:
2025-07-01T10:31:08Z
Причиной это решения стало изменение регламента премии.
2025-06-29T19:59:40Z
В Казани прошла XXXI церемония вручения "Золотой маски", первое в истории премии награждение за пределами Москвы.
2025-06-27T06:49:14Z
Вечером 26 июня состоялась XXXI церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска»
2025-06-29T15:23:16Z
Ну отчего бы в последний день июня не подвести итоги театрального сезона? Тем более что на прошедшей неделе назвала своих лауреатов "Золотая маска" - главная театральная премия страны. Впервые - вне Москвы. И впервые - практически без московских победителей.
2025-06-25T14:49:00Z