Машков рассказал, почему церемония вручения "Золотой маски" прошла в Казани

Все новости

2025-07-10T06:30:39Z

Когда транспорт работает на город: уроки интеграции для будущего Москвы

2025-07-10T06:30:14Z

В Волгоградской области электромонтера убило током

2025-07-10T06:30:13Z

Politico: в Европе с недоверием восприняли изменение политики Трампа по Украине

2025-07-10T06:29:46Z

Немецкая Helsing может обеспечить Европу беспилотными истребителями

2025-07-10T06:28:24Z

Пьяный россиянин в футболке «В Питере пить» устроил дебош в самолете и попал на видео

2025-07-10T06:26:46Z

Погрузка железной руды на экспорт по сети РЖД выросла на 15,5%

2025-07-10T06:26:05Z

В МВД рассказали, какие фальшивки создают мошенники

2025-07-10T06:26:04Z

В РПЦ предложили выплачивать денежные средства венчающимся

2025-07-10T06:25:27Z

Эксперт Зудин: Украина ждет команды от США по третьему этапу переговоров с РФ

2025-07-10T06:25:12Z

В Подмосковье циклон оставил без света 73 населенных пункта

2025-07-10T06:25:05Z

Japan Today: В Японии медведь проник в дом и напал на женщину

2025-07-10T06:24:13Z

Алексей Шпилевский: «Ребята поверили в себя, как и зрители в команду»

2025-07-10T06:23:52Z

В Пензе сегодня ожидается жаркая погода

2025-07-10T06:23:00Z

Спутники NASA зафиксировали мощные пожары на заводах в Киеве

2025-07-10T06:23:00Z

Молдавия закупила почти половину необходимого для отопительного сезона газа

Машков рассказал, почему церемония вручения "Золотой маски" прошла в Казани

Машков рассказал, почему церемония вручения "Золотой маски" прошла в Казани

2025-06-29T19:59:40Z — В Казани прошла XXXI церемония вручения "Золотой маски", первое в истории премии награждение за пределами Москвы.


Для города событие историческое, организаторы постарались максимально вовлечь казанцев в процесс. В Национальной библиотеке открылась выставка "Театр начинается с афиши", шли мастер-классы, читались лекции. Пешеходная улица Баумана превратилась в большую сцену. Движущийся паровозик изображал "Восточный экспресс", артисты исполняли трюки, пели, танцевали: "Золотая маска" в городе!

Церемония прошла в новом здании Татарского академического театра имени Галиасгара Камала. Семиэтажное здание кристаллической формы было открыто в начале года. Председатель СТД Владимир Машков признался, что во многом оно и вдохновило его провести церемонию в Казани: "Меня поразил театр и то, что министерство культуры республики, глава Татарстана и мэр Казани с таким уважением относятся к театральному искусству".

Лауреатов было 38. Рекордсменом по числу наград стал Башкирский театр оперы и балета - он завоевал 6 "Золотых масок". 5 получил спектакль "В ночь лунного затмения" - "лучшая женская роль" у Любови Буториной, "лучшая мужская" - у Василия Ефимова, "лучшая работа художника-постановщика" и "лучшая работа художника по костюмам" у Екатерины Малининой, "лучшая работа дирижера" - у Валерия Платонова. Артист уфимского театра Сергей Бикбулатов получил награду за лучшую мужскую роль в балете "Рахманинов. Симфония длиною в жизнь".

Две премии достались Владимирскому драмтеатру за "Черные доски" как лучшему драматическому спектаклю и Владимиру Кузнецову как лучшему режиссеру.

Пожалуй, самым необычным лауреатом можно назвать актрису челябинского Молодежного драмтеатра Ольгу Телякову. Она удостоилась "Золотой маски" за лучшую женскую роль, сыграв Акакия Акакиевича в "Петербургских повестях".

Впервые была вручена специальная премия "Маэстро", учрежденная дирижером Валерием Гергиевым. Ее получил Самарский оперный театр за "Мастера и Маргариту".

Особым новшеством оказалась и премия президента "Золотой маски" - "за мужество и преданность профессии" высокую профессиональную награду получил коллектив Хабаровского краевого музыкального театра. В октябре случился пожар, "артисты оказались перед выбором: пойти работать в другие коллективы или остаться верными своему театру. И они не сдались".

Хабаровский министр культуры Дмитрий Кузнецов напомнил, в свою очередь, что после обращения Машкова к президенту страны Владимиру Путину театру выделили средства на новое здание. А худрук Хабаровского музтеатра Никита Туранов поблагодарил Вахтанговский театр, который первым предоставил им в трудную минуту свою сцену, а потом его примеру последовали и другие: "Большое спасибо всему театральному братству, всем регионам, которые до сих пор нас поддерживают. Будет и у нас свой дом, и эта "Золотая маска" займет в нем достойное место!"

По словам Владимира Машкова, уже четыре города готовы принять "Золотую маску". Исчезнут индивидуальные номинации, такие как лучшая мужская и женская роли. Награждаться будут лучшие спектакли в пяти жанрах. Как пояснил такое решение Владимир Машков, "театр - дело коллективное".

Александр Коручеков, председатель жюри драматических и кукольных театров:

- Быть в жюри - непростая и ответственная задача. Уровень спектаклей разный, были постановки высокого класса, другие вызывали вопросы. Мы зависим от выбора экспертов, у которых свои сложности. Все предложенное мы отсмотрели, и, что радует, зал всегда был полон. Зрителю театр нужен, он хочет получить какие-то важные сообщения со сцены - это мое главное впечатление.

Большой театр кукол из Петербурга показал спектакль "Журавль и цапля" - веселый и грустный одновременно… Порадовал театр "Петрушкина слобода" из Мытищ со спектаклем о Пушкине "Черная речка. Кукольная дуэль".

В драме открытием для меня стал режиссер Владимир Кузнецов и две его постановки: "Отцы и дети" в театре "Бенефис" в Ельце и "Черные доски" во Владимирском драмтеатре. А еще каждому советую посмотреть режиссерскую работу Полины Агуреевой "Соборяне" и "Халхин Гол. Тангариг" Олега Юмова из Бурятского драмтеатра.

В поездках по регионам сильное впечатление произвел театр "Бенефис" в Ельце. В прекрасной форме и Казанский театр русской драмы им. Качалова. Их я бы отметил особо.

Обновление "Золотой маски" - процесс масштабный, он не может быть гладким. Новые правила вступят в силу в следующем сезоне, посмотрим, как это будет работать. Главное, что должно сохраниться, - внимание к художественной ценности спектаклей вне зависимости от вкусовых и иных пристрастий экспертов и жюри - чтобы во главе угла была неангажированность, честность в критериях.

Подготовила Инга Бугулова

Анна Галайда, критик:

- Решение не присуждать наград за лучший спектакль ни в балете, ни в современном танце констатирует нынешнее состояние обоих жанров у нас. Жюри здесь не погрешило против истины - если ориентироваться на список номинантов. Хотя… в реальности прошлый сезон был одним из самых насыщенных. От спячки очнулись два главных гиганта - Большой и Мариинский, и Москва получила спектакли, значение которых выходит за пределы цеховых радостей, - "Бурю" Вячеслава Самодурова и "Пиковую даму" Юрия Посохова.

В конкурсе оказалась другая постановка Самодурова - "598 тактов". Хореограф выступил дуэтом с Карлом Филиппом Эммануилом Бахом, чтобы придумать истории, которые могли бы произойти в эпоху композитора, но не менее реалистичны в наши дни. Виртуозный и полный иронии балет был с блеском представлен Театром балета имени Якобсона и в Петербурге, и в Москве. Сотрудничество Самодурова с петербуржцами справедливо отмечено наградой за лучшую хореографию. Но этот спектакль трудно рассматривать в одном ряду с такими постановками, как "Рахманинов. Симфония длиною в жизнь" Башкирского театра и "Сияющий камень" театра "Саха Опера Балет" из Якутска. Тем не менее каждый получил по награде. Жюри оценило работу Сергея Бикбулатова, надежного Спартака и Красса башкирского балета в одном лице, по преодолению себя в сентиментальной эстетике "Рахманинова". В "Сияющем камне" за женскую роль награда вручена Марии Кузьминой.

Еще одной наградой отмечен Нижегородский театр оперы и балета, как и Большой театр, выпустивший "Пиковую даму", также принадлежащую композитору Юрию Красавину. Эта работа и получила награду. При этом дирижер Федор Леднев, давший жизнь музыке Красавина, не попал даже в круг номинантов…

Александр Титель, председатель жюри музыкального театра:

- Завершен фестиваль, награды нашли своих героев. Мы с коллегами по жюри работали дружно и, несмотря на естественные расхождения во взглядах и пристрастиях, находили общий язык, чувствовали себя членами большой театральной семьи. Проблема в том, что у жюри всегда есть вопросы к экспертному совету. Так и на этот раз: лонг-лист обещал гораздо больше интересных спектаклей и актерских работ. Мог быть более острым конкурс. Но за пределами предложенного нам списка остались многие яркие явления. И жюри в этом смысле становится заложником решений экспертного совета.

В Москву привезли не все спектакли, и мы выезжали в Петербург, в Астрахань… В регионах подчас происходят интереснейшие художественные процессы, которые взрывают сознание, обостряют наши ориентиры. Честно говоря, на этот раз я не могу назвать такие прорывные явления. Возможно, они были за пределами шорт-листа.

Не случаен успех оперного театра в Уфе, получившего рекордное количество премий за спектакль "В ночь лунного затмения". Награжден и спектакль нашего Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко "Не только любовь" в постановке Евгения Писарева и Феликса Коробова. Было много голосов и за "Мадам Баттерфляй" "Геликон-оперы" в постановке Дмитрия Бертмана, получившего премию за вклад в оперное искусство.

Были в конкурсе качественные балетные спектакли. Это "Сияющий камень" в театре Республики Саха. Уфимский театр показал интересный балет "Симфония длиною в жизнь" на музыку и биографические мотивы Рахманинова. Слава Самодуров подтвердил свое реноме одного из лидеров отечественной хореографии в "598 тактов" Театра имени Якобсона.

В сфере мюзикла яркое впечатление произвел питерский "Айсвилль" Евгения Загота - сочинение ансамблевое, требующее от исполнителей вокального мастерства.

Интересный спектакль "Восемь женщин" показал Красноярский музыкальный театр - сделано со вкусом, юмором, самоиронией. Была в конкурсе и классическая оперетта - "Баядера" Свердловского театра музкомедии, спектакль еще раз подтвердил, что без радикального вмешательства в драматургию замечательная музыка Кальмана, Легара, Штрауса может исчезнуть с современной сцены, что было бы большой бедой.

"Маска" на перепутье: с будущего сезона не будет личных номинаций. Я не убежден, что это наилучшее решение. По крайней мере для музыкального спектакля, который состоит из единства и борьбы противоположностей. Вообразите, что в заурядном спектакле сверкнул новый Шаляпин, Левенталь, Светланов, что же, "Маска" их не заметит? На церемонии награждения мы еще раз убедились, как радуются такому признанию люди театра, как это для них важно.

Евгений Евтушенко писал, что поэт в России - больше, чем поэт. То же самое можно сказать о театре в России. Это завоевано двумя столетиями развития нашего театрального искусства. Фестиваль позволяет видеть весь процесс театральной жизни огромной страны, объединяет весь наш театральный организм, а стало быть, объединяет Россию. Ведь привычные раньше гастроли почти прекратились, хотя это был необходимый кроветок, тоже объединявший страну.

И то, что финальная церемония прошла в Казани, - отличная идея, еще один объединяющий фактор; многие театральные города были бы рады принять у себя "Золотую маску" в будущем.

Подготовил Валерий Кичин

Читайте также:

2025-06-25T14:49:00Z

«Театральный Месси»: Владимир Машков и Ирада Аюпова открыли Дни «Золотой маски» в Казани

2025-06-26T04:36:00Z

Накануне церемонии «Золотой маски» в Казани Машков объявил об изменениях в номинациях

2025-06-26T15:35:00Z

Машков: Еще четыре региона готовы принять «Золотую маску» вслед за Татарстаном

2025-06-27T06:49:14Z

«Золотая маска» в Казани // Театральное шествие и церемония вручения премии прошли в столице Татарстана

Вечером 26 июня состоялась XXXI церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска»

2025-06-25T15:34:21Z

В Казани открылась выставка театральных афиш номинантов "Золотой маски"

Всего экспозиция включает более 50 уникальных экспонатов