Отсутствие политической воли и погода: что мешает Казани стать велостолицей

Все новости — Транспорт

2025-07-12T12:29:00Z

В Саратове из-за жары улицы начали поливать водой

2025-07-12T12:24:45Z

Экипаж Каримова выиграл первый этап "Шелкового пути"

2025-07-12T12:22:06Z

Основания для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам уточнят

2025-07-12T12:15:00Z

Более тысячи автомобилей скопилось в очереди у Крымского моста

2025-07-12T12:06:47Z

В России хотят ужесточить правила допуска к вождению граждан старше 60 лет

2025-07-12T12:01:22Z

Александр Торбахов перестал быть совладельцем «ВымпелКома»

2025-07-12T12:01:18Z

Гладков: большинство покинувших Белгородскую область вернутся при улучшении обстановки

2025-07-12T11:56:28Z

В Оренбурге перекроют проезд Северный

2025-07-12T11:52:00Z

Синоптики пообещали татарстанцам спад жары в воскресенье

2025-07-12T11:49:29Z

Появилось фото с места страшного ДТП, в котором погиб учёный, тестировавший «Спутник V»

2025-07-12T11:28:00Z

Дешевый и стильный брат Geely Coolray стал доступнее: в Geely Icon 2026 заметно подешевел спустя всего два дня после старта продаж

2025-07-12T11:25:53Z

Путин назвал "Шелковый путь" одной из сложнейших автогонок в мире

2025-07-12T11:18:00Z

Одно слово на этикетке сахара лишает ваше варенье сладости: теперь всегда проверяю что покупаю

2025-07-12T11:16:00Z

1366 улучшения, 7-литровый холодильник в салоне, 476 л.с., полный привод, сверхкомфортная подвеска и передовые технологии Huawei. Стартовали продажи Voyah Free+, он стал хитом

2025-07-12T11:10:19Z

«По слухам, все уволились»: пермяк не может попасть на почту несколько дней — в чем дело?

Отсутствие политической воли и погода: что мешает Казани стать велостолицей

Отсутствие политической воли и погода: что мешает Казани стать велостолицей

2025-07-03T03:54:00Z — Раз в два года в Казани начинаются разговоры о развитии велодорожек. И если бы за все это время все озвученные проекты реализовывались, столица Татарстана давно бы стала велосипедной столицей. Но пока казанцам остается только мечтать об этом. Как сейчас обстоят дела и в чем проблема, — в материале.


Где-то в параллельном мире Казань реализует свои планы и строит все, что обещала, поэтому город окутан непрерывной сетью велодорожек с правильным покрытием и зеленой изгородью от машин. Но это не у нас. Мы живем в мире, где велодорожки с припаркованными на них автомобилями обрываются в неожиданных местах и ведут в никуда. Это в лучшем случае. Где-то о них и вовсе не слышали.

Город окончательно выгнал самокаты из своего центра на задворки. Казань пыталась «пожениться» с ними, но брака по любви так и не вышло. Самокатчики «шныряли», где хотели. И здесь причин сразу несколько. Главная из них — отсутствие инфраструктуры и культуры вождения.

При этом Казань не сказала «нет» остальным средствам индивидуальной мобильности — (СИМ). А Институт пространственного планирования республики подготовил целый велосипедный мастер-план Казанской агломерации. Это часть развития Большой Казани до 2050 года. Эксперты рекомендуют строить жилые комплексы и новые дороги агломерации с учетом интересов велосипедистов.

Мэрия Казани много лет пытается наладить мосты с велосипедистами: проводит триатлоны, «велофесты». Но строить для них инфраструктуру город не спешит. Хотя исполком и говорит о желании пересадить людей на двухколесный транспорт, маршруты для велосипедистов закладываются «по возможности»: как правило, в рамках прокладывания новых и реконструкции существующих дорог.

По данным на 24 апреля 2025 года, в Казани 51 велодорожка, их протяжённость варьируется от 104 м до 2,9 км. Единой маршрутной сети в городе нет.

По экспертному мнению Фарида Ахметова, инженера комплексных схем индивидуальной мобильности, если сравнивать количество велодорожек в Казани с другими городами-миллионниками, то столица Татарстана сильно отстает и отстает уже давно.

Эксперт отметил, что чтобы разместить велодорожку на какой-то улице, зачастую требуется ее реконструкция. Главные вопросы: насколько оно будет основательным в стоимости работ; насколько маршрут будет связным с другими маршрутами; является ли это маршрут магистральным.

Еще одна стратегия, реализуемая в Казани, — делать велодорожки в парках. Но это тоже непросто. Как часто водится, эти дорожки плохо закольцованы и свою рекреационную функцию они не выполняют.

Отметим, что инфраструктура для вело-СИМ включает не только дорожки, открытые и крытые велопарковки, но и:

Тим Апелов, автор Telegram-канала «Тим открывает мир» и велоактивист, добавил, что за два года в Казани появилась великолепная дорожка на озере Кабан, рядом с новым театром Камала.

По его словам, в последние годы дорожники начали сами делать велодорожки, но по принципу: «Мы нанесем краску и будем считать, что это велодорожка». Но в этом случае возникает проблема: транспортное средство, которое может разгоняться до 40 километров в час, допускается на территорию пешеходов и отбирает у них 80% места для передвижения.

Велоактивист заострил свое внимание на электромопедах. Сегодня борьба с самокатами уже не в тренде, а вот носящиеся курьеры становятся проблемой. Поэтому ГИБДД стоит задуматься над этим и над тем, что будет, когда школьники и студенты начнут покупать не разваливающиеся автомобили, а мопеды.

Мэрия «поворот» в сторону людей, а не машин постоянно декларирует. Но планы есть, а воли нет. Поэтому все их разработки остаются лишь красивыми картинками.

Алексей Харитоненко, бенефициар ООО «ДКС ИМПЕРИЯ», разработчик плана застройки 560 га на Минском шоссе по типу «Доброград», в разговоре с Inkazan заявил, что, по его мнению, велодорожки в России пока не приживаются. И причин у этого несколько.

Главная — восприятие велосипеда как спорта, а не транспорта: лишь 12% автомобилистов используют его для поездок. К тому же большую роль играет климат, так как в стране зима длится по 4-6 месяцев. Плюс отпугивает слабая инфраструктура, и эта проблема актуальна не только в Казани. Например, в Москве 300 км велодорожек, но они не связаны в сеть, а в Новосибирске их почти нет.

Подобного мнения придерживается и генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. Он считает, что в сознании наших соотечественников велосипед ассоциируется с туризмом и отдыхом. Так сложилось, что его не воспринимают, как средство для ежедневных поездок.

В большей части регионов России суровые климатические условия, и с использованием велосипеда неизбежны сложности. Не только зимой, но и осенью в мокрую погоду кататься опасно — скользко, наледь на тротуарах. Большое количество опавших листьев тоже опасно — под ними не заметны ямы. В курортных городах юга России климатической проблемы нет, но там узенькие дороги, как правило окруженные домами, мало или вообще отсутствуют парковки для автомобилей. И нет физической возможности проложить велодорожки.

Создание велодорожек — это деньги, и немалые. Нужно не только сами дорожки проложить, но и переоснастить инфраструктуру: продумать безопасные пересечения, удобные места для парковки велосипедов, самокатов. Нужна возможность провоза велосипедов в общественном транспорте. А у городских администраций ограниченный бюджет.

При этом, отвечая на вопрос, можно ли пересадить россиян на велосипеды, Матвеев ответил, что да, и городские власти постепенно идут к этому, чтобы улучшить экологическую обстановку, снизить нагрузки на дороги, уменьшить пробки. Но чтобы сделать велосипед привлекательным для среднестатистического горожанина, нужно не только создавать инфраструктуру, но и популяризировать этот вид передвижения: устраивать соревнования, мероприятия, чтобы донести до обывателя, что езда на велосипеде — это и удовольствие, и польза для здоровья. Нужны курсы по веломастерству, где желающих не только обучат езде, но и ПДД.

Очевидно, казанский исполком уже знает об этом, иначе как объяснить, почему все конкурсы и праздники есть, а вот самих велодорожек как не было так и нет.

Читайте также:

2025-06-30T13:20:49Z

Казань — город дорог для страданий

Поток новостей об ограничениях движения в связи со спортивными и культурными мероприятиями в Казани заставляет задуматься, что дороги города созданы лишь для того, чтобы на них грустно смотреть. А колеса ваши не достойны портить асфальт за сотни миллионов рублей.

2025-07-09T07:54:00Z

«Лето в Татарстане»: альметьевцы на велопрогулке увидели город с нового ракурса

2025-06-28T19:31:12Z

Немолодежные проблемы: чем живет Татарстан

Последняя суббота июня в 2025 году запомнится громким делом против экс-помощника премьер министра Татарстана, проблемами с самолетом и интернетом, переносом Сабантуя в Подмосковье. Рассказываем подробнее в традиционных итогах дня от Inkazan.

2025-06-29T19:37:44Z

Массовые проблемы: как прошло воскресенье в Казани

Еще один выходной день в Татарстане завершился недовольством концертом ко Дню молодежи, последствиями веломарафона и масштабным VK Fest. Подробности — в итогах дня от Inkazan.

2025-06-26T09:45:00Z

«Задача – популяризировать. Без стартов в Казани это невозможно!»: центр города закрывают ради велогонок

В субботу и воскресенье серьезные ограничения. Оно того стоит?