2025-07-12T12:53:22Z
Суд в Москве вынес решение об аресте предпринимателя из Алжира
2025-07-12T12:53:17Z
Эксперт Киселев: удары по ТЦК доказывают точность разведки и вооружения ВС РФ
2025-07-12T12:53:02Z
Nordwind Airlines запустит рейсы из Тюмени в Бишкек и Душанбе
2025-07-12T12:50:53Z
Пензенцам напомнили о профилактике педикулеза
2025-07-12T12:50:21Z
Патриарх Кирилл назвал Путина церковным человеком
2025-07-12T12:48:58Z
Синоптик Ильин сообщил о приближении холодного фронта к Москве
2025-07-12T12:47:34Z
Арахамия: Зеленского часто били в детстве из-за маленького роста
2025-07-12T12:47:03Z
Россиянам рассказали, чем могут быть опасны фермерские продукты
2025-07-12T12:47:00Z
На маркетплейсах появился конструктор с миниатюрами эсэсовцев
2025-07-12T12:46:42Z
В Москве побит рекорд температуры 122-летней давности
2025-07-12T12:45:06Z
Глава Центра противодействия коррупции обвинил Зеленского в авторитаризме
2025-07-12T12:45:06Z
В Прибайкалье молодежный джазовый фестиваль собрал более 150 музыкантов
2025-07-12T12:45:00Z
В Унинском районе проводили в последний путь двух участников СВО
2025-07-12T12:45:00Z
Психиатр Шуров назвал Трампа человеком с «чертами эгоцентричной личности»
2025-07-12T12:44:57Z
Шуров объяснил ситуацию с публичным позором Мерца из-за торта
2025-06-29T09:00:00Z — Амвросий и Фока в романе "Мастер и Маргарита" персонажи даже не проходные, а служебные – их функция состоит в том, чтобы дать рассказчику возможность описать достоинства писательского ресторана в "доме Грибоедова". Однако, их сатирически поданная беседа оставляет простор для многообразных интерпретаций
У автора статьи беседа Амвросия и Фоки с самого начала ассоциировалась с пресловутой "Демьяновой ухой" – уж очень нахваливает Амвросий порционные судачки. Правда, этот вариант "Демьяновой ухи" инверсионный: Амвросий Фоку не кормил, а лишь соблазнял, причём очень хитрым образом – даже имея деньги, Фока судачков не откушает, ибо не имеет членского билета Массолита (на самом деле это, разумеется, не так – Булгаков упоминает "неизвестной профессии молодых людей в стрижке боксом, с подбитыми ватой плечами", у которых членского билета скорее всего нет…)
Есть и ещё одна ассоциация с "Демьяновой ухой" – одним из "закадровых" героев романа является Демьян Бедный, автор ёрнического "евангелия", в котором Иисус сначала подаётся как персонаж несимпатичный, а в заключение – несуществующий (объединяя, таким образом, обе линии вводной беседы Берлиоза и Бездомного). В контексте романа воспринимается как намёк на то, что антирелигиозная пропаганда, которой советских граждан кормят как демьяновой ухой, в конце концов вызовет отторжение и самой пропаганды и занятой ею власти. Тут остаётся пожать плечами – кругом прав был писатель. Так в конце концов и случилось.
Ещё один интересный момент – рассказчик, безусловно, в курсе, что и как подают в грибоедовском ресторане. Он уделяет этому отдельный абзац:
"Что отварные порционные судачки! Дешёвка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга!" и т.п.
Напрашивается вывод, что рассказчик, даже если и не имел членского билета Массолита, в ресторане этом сиживал, но, увы, он хранит инкогнито и выглядит в этом отношении не слишком авторитетным, равно как и безымянные "московские старожилы". Что делать? Правильно – обратиться к мнению авторитета, которым является поэт Амвросий. Ах, вы его не знаете? Ну вы что – как же можно его не знать? По идее возражения после этого должны быть сняты.
Так или иначе, само по себе имя "поэта" говорящее и уж точно должно повысить доверие к его словам. Ведь имя Амвросий означает "принадлежащий бессмертным" или "божественный". Его божественное родство подчёркнуто описанием – "румяногубый и пышнощёкий гигант с золотистыми волосами". Примерно так представляются олимпийские боги.
Кроме того, имя это родственно связано с амброзией – пищей богов. Вполне логично – божественный поэт идёт наслаждаться пищей богов туда, где её подают. А подают её у Грибоедова.
Имя Фока буквально означает "тюлень" и ассоциируется с чем-то неуклюжим (хотя в воде тюлени могут быть даже изящными). Скорее всего это намёк на то, что Фока не умеет "крутиться", в отличие от Амвросия, который скромно отмечает, что никаких особых умений у него нет, а только желание жить по-человечески.
Неловкость возникает в беседе, когда он намекает на возможность поесть дома, на что Амвросий выражает сомнения в возможности приготовить судачки в коммунальной кухне… Фока о судачках ничего не говорил (на них Амвросий в предвкушении разговор переводит), но получилось всё равно немного неудобно.
В завершение добавим, что Амвросий и Фока – имена римских епископов (IV и II век соответственно), причём Фока погиб при императоре Траяне. Булгаковеды видят в этом один намёков на линию "Москва – Третий Рим", но, по нашему мнению, это натяжка – мало ли в Риме было епископов?
А вот отсылка стихотворению об "рыцаре Амвросии" и тайному имени упыря Теляева из "Упыря" А.К. Толстого выглядит более убедительно (ассоциации с этим произведением возникают при чтении все демонической части романа). Правда, в отличие от персонажа Толстого Амвросий никаких особых злодейств на наших не совершает, но если вспомнить беседу мастера и Бездомного, то не логично ли сделать вывод, что злодейством является провозглашение поэтом человека, который видит своим главным достоинством желание устроиться с питанием? Кроме того, Амвросий относится к тому же писательскому цеху, который по команде кукловода Берлиоза дружно обгавкал роман мастера… Чем не упыри?
Есть и ещё одна интересная ассоциация – знаменитый застольный портрет А.Н. Толстого работы Петра Кончаловского (соседа Булгакова по дому 10 на Большой Садовой и деда режиссёров Михалкова и Кончаловского) и описание Толстого (Бондаревского) в "Театральной романе". Один в один, хотя у Бондаревского светлой была борода, какой у Толстого отродясь не было.
Булгаков к коллегам по литературному цеху относился вообще-то резко критически, хотя трудно себе представить, что он не понимал масштаба Толстого-писателя. Понимал и это, наверняка, его ещё более задевало, поскольку Толстой всегда был удобен власти.
2025-07-06T09:00:00Z
Мы уже неоднократно писали о датировках событий романа и возвращаться, видимо, будем неоднократно. Хотя оснований менять первоначальный вывод нет – Булгаков совершенно сознательно смешивает разные исторические периоды и консенсуса относительно чёткой даты тех или иных событий быть, по-видимому, не может
2025-07-11T12:45:00Z
О первом московском небоскребе — "доме холостяков" с оркестром на крыше и кабаре в подвале
2025-06-26T09:25:41Z
Знаменитый российский актёр театра и кино Валерий Баринов признался, что любит читать книги в одиночестве. В целом душа народного артиста РФ лежит к тому, чтобы побыть с собой наедине. Именно это состояние позволяет звезде полноценно окунуться в классическую литературу.
2025-07-01T14:59:03Z
Чем угощал своих гостей Михаил Булгаков? А Чехов и его персонажи? Может быть, вы знаете, какие рецепты используют повара для приготовления званых обедов в Кремле? Об этом расскажут книги по кулинарии, которые возглавляют хит продаж в 2025 году.
2025-07-11T14:03:28Z
Чилийско-американский актёр Педро Паскаль влюбил в себя ещё больше фанаток из России после того, как высказался о своей любви к русской литературе. Знаменитость озвучил свой топ любимых книг, и в этом списке, как ни странно, оказались имена и произведения наших классиков.