Как разворот военной политики США поставил вопрос о НАТО без Америки

Все новости

2025-07-12T21:04:00Z

Кудрявцева рассказала о тяжелом периоде в личной жизни

2025-07-12T21:02:56Z

Девушка прикинулась мужчиной и попала в тайное общество фокусников, где состоял принц Чарльз. Как она обхитрила мастеров обмана?

2025-07-12T21:02:18Z

«Ситуация смешная только со стороны». Загадочный блогер записал видео про дверь. Уже 15 лет интернет гадает, что оно значит

2025-07-12T21:02:09Z

Военный ВС РФ спас личный состав и с ранением доставил припасы на передовую

2025-07-12T21:01:48Z

«Паникеры и трусы должны истребляться на месте» СССР отправлял в штрафбаты провинившихся солдат. Что им приходилось пережить там?

2025-07-12T21:01:23Z

В Подмосковье пройдет арт-фестиваль "Заповедное"

2025-07-12T21:01:03Z

«Украина встанет горой». Горбачев в 1987 году захотел вернуть Крым России. Почему он не пошел до конца?

2025-07-12T21:01:00Z

13 июля: какой праздник отмечают в России и мире

2025-07-12T21:01:00Z

После сцены — с удочкой. Посмотрите на артистов, которые любят рыбалку

2025-07-12T21:01:00Z

Календарь православных праздников с 14 по 20 июля 2025 года. Инфографика

2025-07-12T21:01:00Z

Вечный Иуда. Предательство и проклятие генерала Власова

2025-07-12T21:00:48Z

Трамп: США введут пошлины в 30% на импорт товаров из ЕС и Мексики с 1 августа

2025-07-12T21:00:29Z

Король схватился за голову. Какие рекорды побил Ламин Ямаль до 18 лет

2025-07-12T21:00:04Z

Германию обвинили в конфронтации с Россией

2025-07-12T20:59:13Z

Президент Туркмении освободил от должности главу "Туркменхимии"

Как разворот военной политики США поставил вопрос о НАТО без Америки

Как разворот военной политики США поставил вопрос о НАТО без Америки

2025-06-28T07:00:37Z — На фоне саммита НАТО в Гааге актуальным снова стал вопрос о создании автономной системы европейской безопасности. Как этому способствует новая военная политика США и какие шаги предпринимают в Европе — в статье РБК


Министр обороны США Пит Хегсет в мае на сингапурском форуме безопасности «Диалог Шангри-Ла» описал новую американскую оборонную политику в период второго президентского срока Дональда Трампа: передача союзникам США по НАТО ответственности за усиление позиций альянса в Европе и переориентация самих Штатов на Индо-Тихоокеанский регион. Основная цель этой стратегии — высвобождение американских ресурсов для их последующего перенаправления в Азию и сдерживания Китая. «И поскольку наши союзники разделяют это бремя [ответственности в Европе], мы можем сфокусироваться на Индо-Тихоокеанском регионе, нашем приоритетном направлении», — заявил Хегсет.

В рамках этой стратегии, как показали итоги саммита НАТО в Гааге, Вашингтон добился от европейских союзников согласия увеличить расходы на оборону до 5% от ВВП. Альянс «будет работать, только когда европейцы будут платить намного больше» за свою оборону, сказал на нем президент США. Представитель США в НАТО Мэтт Уитакер ранее подчеркивал, что эти расходы должны носить предметный оборонный характер, строго соответствующий военным целям альянса. «Речь идет о пятипроцентных инвестициях исключительно на оборону, приоритетно — на достижение утвержденных всеми союзниками целевых показателей боеспособности НАТО, без которых невозможна эффективная защита всей территории альянса», — пояснил он в мае в Брюсселе.

Согласно информации AP, административно-бюджетное управление Белого дома предлагает значительно сократить финансовый вклад США в бюджет НАТО — с 16% почти до нуля. США также планируют уменьшить свое присутствие в Европе. По данным The Washington Post, Министерство обороны США рассматривает идею вывода до 20 тыс. военнослужащих из Восточной Европы. Впрочем, эту цифру Уиттакер не подтвердил, сказав лишь, что переговоры об этом начнутся после саммита в Гааге.

Одновременно США укрепляют сотрудничество с партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе. В свой первый же рабочий день госсекретарь Марко Рубио встретился с коллегами по QUAD — неформальному объединению, в которое кроме США входят Австралия, Япония и Индия, ориентированному на сдерживание Китая. На встрече, прошедшей в Белом доме, стороны договорились о регулярных консультациях и подтвердили приверженность защите региональной, морской, экономической и технологической безопасности перед лицом растущих угроз. Уже на полях Мюнхенской конференции по безопасности Рубио провел переговоры с министрами иностранных дел Японии и Южной Кореи. В совместном заявлении они высказались против силового нарушения статуса-кво в Индо-Тихоокеанской регионе, явно намекая на стремление Пекина взять Тайвань под контроль и напряженность в Южно-Китайском море.

Хегсет в марте посетил Манилу, где заявил, что США выделят $500 млн на модернизацию филиппинских вооруженных сил. Также две страны договорились о развертывании противокорабельных ракетных комплексов NMESIS на стратегически важных филиппинских островах близ Тайваня. Вскоре после этой поездки состоялись совместные американо-филлипинские учения «Баликатан», где был впервые отработан сценарий отражения полномасштабного нападения на архипелаг.

Европейские лидеры признали необходимость достижения стратегической автономии от своего трансатлантического партнера, однако их взгляды на лидерство в оборонной политике различны.

В Париже готовы воплотить в жизнь идею о снижении зависимости от США в военном и политическом аспектах при упрочении ведущей роли Франции в ЕС. Президент Эмманюэль Макрон, оставаясь лояльным Соединенным Штатам, еще в начале года заявил, что те «подталкивают ЕС стать более сплоченным и более активным в реагировании на вызовы коллективной безопасности». Французские власти уже начали предлагать различные проекты, направленные на укрепление европейской обороны. Министр обороны республики Себастьян Лекорню призвал к наращиванию производства боеприпасов, в том числе высокотехнологичных. Он также обратился к Еврокомиссии с просьбой вложить дополнительные средства в программу по созданию спутниковой группировки IRIS с целью ее скорейшего развертывания. Также стало известно, что Франция выделит €717 млн на увеличение своей доли в капитале спутникового оператора Eutelsat с 20 до 30%, чтобы тот смог профинансировать расширение группировки низкоорбитальных спутников связи и создать европейскую альтернативу американской Starlink.

Однако наиболее радикальной идеей, выдвинутой Макроном, можно назвать расширение французского «ядерного зонтика» на союзнические государства — фактически альтернативу американскому ядерному щиту. В связи с этим Франция ускорила модернизацию одной из своих главных авиабаз Люксей-Сен-Совер для размещения там ядерного оружия. К 2035 году на ней будут дислоцироваться новейшие истребители F5 Rafale, а также гиперзвуковые ракеты ASN4G с ядерным зарядом.

Эта база находится меньше чем в двухстах километрах от границы с Германией. Канцлер ФРГ Фридрих Мерц поддержал предложение Франции о проведении переговоров о переброске французского ядерного оружия в европейские страны. В целом же Германия развивает военное сотрудничество и с Францией, и с Соединенными Штатами. И Берлин тоже не чужд претензий на ведущую роль в европейской обороне. «Немецкое правительство предоставит все финансовые ресурсы, необходимые бундесверу, чтобы стать самой сильной армией в Европе», — заявил Мерц в мае в бундестаге.

В отличие от Германии и Франции, которые стремятся диверсифицировать связи внутри НАТО, Польша преимущественно ориентирована на сотрудничество с США. По словам министра обороны республики Владислава Косиняк-Камыша, страна готова стать центром для обслуживания военных мощностей США, хотя и согласилась с ФРГ насчет размещения французского ядерного оружия. Текущие расходы Польши на оборону составляют 4,7% от ВВП, и значительная часть этих средств идет на закупку американских вооружений и увеличение численности армии с 200 тыс. до 500 тыс. человек, что сделает ее второй по этому показателю в альянсе после США.

Опрошенные РБК эксперты солидарны, что в ближайшее время нельзя ожидать от Европы формирования отдельной от США системы безопасности.

По мнению руководителя Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимира Батюка, эта идея последние 30 лет остается на уровне дискуссий, а казавшиеся многообещающими проекты так и не увенчались успехом из-за отсутствия у ЕС «единой политической воли». Кроме того, отметил эксперт, «война с равным по мощи и технической оснащенности противником — это пока что не то, к чему готовы европейские вооруженные силы», поэтому армия США в рамках НАТО остается гарантом военно-политической стабильности в Европе.

Старший научный сотрудник ИМЭМО Александр Алешин отмечает, что для США Североатлантический альянс сохраняет свою важность, оставаясь главным инструментом для поддержания военно-политического лидерства в Европе, от которого Вашингтон не собирается полностью отказываться. Именно по этой причине в итоговой декларации саммита в Гааге все страны альянса в очередной раз подтвердили свою приверженность 5-й статье устава НАТО о взаимной обороне.

Но геополитическая приоритетность альянса для США все-таки понизилась. На это указывает отсутствие упоминания угроз со стороны Ирана и Китая в итоговом коммюнике, обращает внимание Батюк. «Вашингтон просто не видит смысла в глобализации НАТО и в придании ему каких-то глобальных задач, если альянс не может защитить даже сам себя», — считает он.

Вашингтон и Брюссель добились компромисса по вопросу оборонных расходов, и, следовательно, Североатлантический альянс как структура сохранится без радикальных изменений в обозримом будущем, считает директор Центра военно-экономических исследований ВШЭ Прохор Тебин. Для стран Европы увеличение расходов на оборону и модернизацию ВПК может обернуться экономическими выгодами. «Они видят в этом возможность повышения конкурентоспособности и стимулирования экономического роста», — поясняет эксперт.

Прогнозируя возможное, но далекое будущее НАТО без США, заведующий кафедрой прикладного анализа международных проблем МГИМО Игорь Истомин предположил, что центром принятия решений могла бы стать Еврокомиссия. Но сначала придется преодолеть сопротивление со стороны некоторых европейских государств. «Наиболее явно этому готова противодействовать Франция, тем более у нее есть козырь: это ядерная держава, которая пытается использовать свой ядерный статус. Как ни странно, некоторые наиболее ожесточенные в отношении России национально-ориентированные государства, такие как Польша, тоже могут сопротивляться подчинению своей оборонной политики Брюсселю. Но сейчас страны Центральной и Восточной Европы с Брюсселем выступают в качестве ситуативных союзников в деле наращивания военных расходов», — резюмировал эксперт.

Читайте также:

2025-06-26T15:02:34Z

НАТО готовит сценарии войны с Россией: минирование границ и детальные планы конфронтации

Форум НАТО в Гааге официально закрепил достигнутые ранее договоренности о милитаризации Европы перед лицом якобы российской угрозы. Президент США Дональд Трамп вдохнул жизнь в Североатлантический альянс

2025-06-25T07:36:00Z

НАТО придется выбрать из двух вариантов существования

В среду в Гааге завершается саммит НАТО. Еще до его начала появились сигналы о серьезном кризисе в этом крупнейшем в мире военном альянсе. «Вполне возможен сценарий, когда НАТО в итоге расколется на несколько блоков», прогнозируют аналитики. При каких условиях такое возможно и перед двумя какими альтернативами НАТО стоит прямо сейчас?

2025-07-09T17:57:38Z

Как Германия планирует создать «самую сильную армию в Европе»

В Берлине отмечают 70-летие членства ФРГ в НАТО, тем временем страна готовится к реформе бундесвера. Что она подразумевает и может ли помочь альянсу заместить вклад США в оборону Европы, разбирался РБК

2025-06-25T16:31:22Z

«Сложнее, чем другие войны». Трамп раскрыл детали встречи с Зеленским и пояснил, почему не закончил конфликт на Украине за 24 часа

На саммите в Гааге страны НАТО договорились увеличить военные траты до 5% ВВП, как требовал Дональд Трамп. Как еще союзники старались расположить к себе президента США и как это сказалось на Украине — в материале РБК

2025-07-03T12:28:50Z

Европа готовится к выводу американских войск. Кто их заменит и как это отразится на безопасности России?