Михаил Швыдкой: Все затраты на культуру позже окупятся, пусть и не впрямую

Все новости

2025-07-13T14:31:39Z

Миллионам американцев рекомендовали оставаться дома из-за пожаров в Канаде

2025-07-13T14:28:25Z

Политолог Блохин: в речи Трампа будут хорошие и плохие новости для РФ и Украины

2025-07-13T14:28:24Z

В Сумах сообщили о повреждении объекта критической инфраструктуры

2025-07-13T14:27:33Z

Часть Сум обесточена после мощного взрыва

2025-07-13T14:26:53Z

В Киевской области мужчина взорвал гранату, ранив пятерых полицейских

2025-07-13T14:25:26Z

ТАСС: бригада ВСУ в Юнаковке несет большие потери

2025-07-13T14:24:55Z

ТАСС: сотрудник прокуратуры Харькова хочет сдавать купленный коттедж Нацгвардии

2025-07-13T14:23:34Z

Клиническая больница №6 имени Захарьина оснастила сосудистый центр новым оборудованием

2025-07-13T14:23:26Z

ТАСС: командование ВСУ хочет скрыть факт убийства офицера родственником солдата

2025-07-13T14:22:46Z

В Ульяновской области несколько населенных пунктов подтоплено после ливня

2025-07-13T14:22:35Z

Сенат США: Секретная служба не смогла предотвратить покушение на Трампа

2025-07-13T14:22:00Z

Жителей и гостей Турции предупредили о риске солнечного удара из-за аномальной жары

2025-07-13T14:21:43Z

ТАСС: бывший комбриг ВСУ купил элитный коттедж на деньги золотой молодежи

2025-07-13T14:20:46Z

В Ростовской области зафиксировали лесной пожар на площади 30 га

2025-07-13T14:20:25Z

Гульнара Биккулова возглавила нижегородский «Университет Неймарк»

Михаил Швыдкой: Все затраты на культуру позже окупятся, пусть и не впрямую

Михаил Швыдкой: Все затраты на культуру позже окупятся, пусть и не впрямую

2025-06-24T16:10:38Z — На завершившемся в минувшую субботу Петербургском экономическом форуме мир культуры не был оставлен без внимания. В значительной степени в сопутствующих этому мероприятию больших и малых концертных и музейных событиях. "Наш авангард" в Русском музее, выставка, явившая 400 работ отечественных гениев пластических искусств начала ХХ века, и "Мандрагора" в Мариинском театре, опера, досочиненная Петром Дрангой в компании с нейросетями на основе замысла П.И. Чайковского и ученого-просветителя С.А. Рачинского, не могли не поразить воображение участников форума, следующих веяниям времени. А на закрытых концертах блистали А. Гарифуллина, Д. Мацуев, Б. Березовский, Б. Струлев, Ф. Чижевский... Исполнителей популярной музыки перечислять не будем. Всяк в своем нраве и вкусе. Каждый достоин отдельного эссе, но в данном случае речь прежде всего не о них. Хотя бы потому, что они вполне справляются со своими финансовыми проблемами.


Но коль скоро форум экономический, то, говоря о культуре, просто нельзя не думать о ее материальном обеспечении. Не рассуждать о том, как сфера искусства и культуры связаны с экономикой и насколько они могут быть успешными в контексте нынешнего времени. Поэтому, сколь ни увлекательны и прекраснодушны проекты, предложенные талантливыми участниками дискуссий недавнего ПМЭФа, в конечном счете и они были вынуждены говорить о презренном металле. Эта неизбежность напоминала мне давние встречи в ЮНЕСКО, когда после обсуждения множества стоящих творческих идей находился кто-то, кто, стесняясь своей бездуховности, произносил роковые слова: Who will pay? Эта фраза, озвученная с разной степенью убедительности, тем не менее производила вполне серьезное впечатление на собравшихся.

"Кто будет платить?" - вопрос содержательный в любых предлагаемых обстоятельствах, в тучные и тощие времена. Можно с удовлетворением читать отчеты Росстата об увеличении доли ВВП, полученной за счет креативных индустрий, но всегда надо понимать, что необходим первоначальный импульс для участников этого духоподъемного производства - либо в виде прямой финансовой поддержки, либо за счет щадящего доступа к инфраструктуре, либо, что крайне редко, применения гуманного налогообложения. Строго говоря, есть три возможные модели бытования культуры и искусства: чисто рыночная, государственная и публичная, формирующая различные методы поддержки, зависящие в том числе и от юридической формы деятельности той или иной художественной институции. Эта третья модель зависит от экономической структуры государства и ее успешности. Она появляется, как правило, в странах с рыночной или квазирыночной экономикой. Если же нет рынка, а граждане не в состоянии заплатить за покупку книг, поход в музей, театр или кинозал, если у них нет денег, чтобы отправить ребенка в музыкальную школу, то государство должно взять на себя роль мецената. Но в этом случае бюрократия тотально определяет содержание художественной жизни и художественного образования.

Если у государства нет денег, то оно вынуждено отстраниться от формирования культурной инфраструктуры и творческого контента. Теоретически рыночная экономика может обеспечить гражданам доступ к достижениям высокой культуры. Но на практике это совсем не так. В США поддержка искусства и культуры осуществляется через гибкую систему налогообложения, позволяющую формировать частные и публичные фонды и эндаументы. Да и там, как в Великобритании, помимо подобных инструментов используют прямые государственные субсидии. Подобная поддержка художественных институций позволяет сделать культуру доступной для широких слоев общества.

Все эти прописные истины стоит напомнить прежде всего потому, что в период экономических подъемов рыночные механизмы в значительной степени способны заместить государственную поддержку. Государство перестает быть основным спонсором и инвестором. Когда наступает время кризисов, государство не должно бросать культуру и искусство на произвол судьбы.

Это относится ко всем сферам деятельности культурных институций. Даже при самой незатейливой, казалось, экономической операции - купле-продаже - все совсем непросто. Художник может продать свою работу за огромные деньги. Но до этого нужно приложить немалые усилия для того, чтобы выучить его профессии, а затем сделать модным и успешным. Что, правда, не предполагает, что созданные им произведения выдержат испытания временем. Но вне зависимости от всего этого любой успех неизбежно должен быть подкреплен финансами. И неуспех, замечу, тоже.

Система художественного образования, которая является фундаментом любой творческой активности, не может быть полностью переведена на платное обучение - это приводит к неизбежному снижению качества выпускников. Даже в странах, где приходится оплачивать высшее образование, существуют стипендии для высокоталантливых молодых людей из необеспеченных семей. Есть аргументы против такого подхода - мол, почему государство должно помогать людям, которые по завершении высшей школы становятся свободными художниками. Но если общество заинтересовано в формировании насыщенной культурной среды, оно должно находить средства для обучения тех, кто в состоянии ее формировать.

Стоит помнить, что уровень культуры граждан в конечном счете отражается на качестве государственных институтов, экономики, науки и даже военного дела. Сегодня разрушены многие привычные для российской художественной культуры маршруты. Западный рынок практически закрыт. Для завоевания новых стран и регионов нужна серьезная государственная поддержка. В конечном счете все затраты окупятся, пусть и не впрямую. Но, как всегда, важно понимать, кто, за что и почему должен платить.

Читайте также:

2025-07-02T08:00:00Z

Гендиректор Бахрушинского музея: поддержка культуры — это инвестиция в будущее

В интервью ТАСС генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова поделилась мнением о необходимости частной поддержки культуры, рассказала о создании нового музейно-театрального квартала, напомнила о работе в регионах и обратила внимание на то, почему на международной арене не утихает интерес к русскому искусству. Встреча состоялась в рамках Международного фестиваля "Интермузей-2025", который проходил в Москве с 21 по 24 мая на крупнейших музейных площадках столицы

2025-07-08T17:17:39Z

Швыдкой: Бариллари снимал, идя на риск ради служения профессии

В Мультимедиа Арт музей на Остоженке пришел в день открытия выставки фотографий Валерия Плотникова, моего старого товарища по работе в журнале "Театр" в 1970-1980-х годах. Still Art Foundation Елены Карисаловой приобрел у него более семи десятков оригиналов изображений выдающихся людей российской культуры советской поры, что и определило состав экспозиции, которую Ольга Свиблова разместила на верхнем, седьмом этаже музейного здания. Не буду пересказывать свое предисловие к каталогу, изданному к этой выставке, но не могу не обрадоваться тому, что работы Плотникова словно обрели новое звучание из-за поразительного соседства - весь шестой этаж занимают фотографии Рино Бариллари, легендарного ловца мгновений человеческой жизни, не предназначенных для публичности.

2025-07-02T16:40:39Z

Директор "Урал Опера Балет" рассказал, как изменилось финансирование в театре

Екатеринбургский театр "Урал Опера Балет" снова у всех на слуху. Он знавал разные периоды - от расцвета в эпоху Евгения Колобова, Александра Тителя, Евгения Бражника до застоя, но затем новый директор доверил оперу дирижерам Михаэлю Гюттлеру, Фабио Мастранджело, Павлу Клиничеву, Оливеру фон Дохнаньи, создавшего постановки с грифом "Впервые в России", пригласил руководить балетной труппой Вячеслава Самодурова, и о театре снова заговорили, на него посыпались "Золотые маски". После ухода возродившего уральский балет Самодурова его традиции продолжили хореографы Максим Петров и Антон Пимонов. О том, как в условиях ограниченного сегодня бюджета театру удается давать впечатляющие премьеры, говорим с его директором Андреем Шишкиным.

2025-07-04T12:45:01Z

Без оков классики. Балет Мариинского театра вернулся в Москву месяц спустя

Прославленная труппа вновь приехала в Большой театр (на этот раз на Новую сцену) с репертуаром, который сложно назвать для нее презентационным. Это вечер балетов Игоря Стравинского, собранный из трех одноактных постановок разных лет.

2025-06-28T09:00:16Z

Чем удивили результаты номинации "дирижирование" конкурса имени Рахманинова

На награждении лауреатов в Путевом дворце возникла интересная дискуссия о том, в каком порядке надо перечислять номинации - какая из ипостасей важнее в жизни Рахманинова: его пианистическая карьера, композиторское творчество или дирижерская деятельность? Мысли были разные, но на конкурсе дирижеры притягивали внимание публики и критики столь же активно, сколь и пианисты. Да и цифры свидетельствуют: было подано более 160 заявок, что вполне сравнимо с показателями пианистов.