Воронежцы совершили аудиопрогулку по страницам русской литературы

Все новости

2025-07-12T21:01:00Z

Какой сегодня день

2025-07-12T20:44:37Z

На Украине рассказали о бегстве бойцов ВСУ из учебных центров

2025-07-12T20:43:00Z

Политолог Хасанов сравнил заявления Трампа с катаниями на американских горках

2025-07-12T20:38:47Z

Минобороны Чехии объявило конкурс на поставку 185 бронемашин

2025-07-12T20:37:27Z

Continental Shift: население Китая к 2100 году сократится более чем в два раза

2025-07-12T20:33:00Z

Шойгу: в столице Тувы откроется Центр восточной медицины

2025-07-12T20:32:49Z

Переговоры Израиля с ХАМАС в Дохе продолжаются, пишет Axios

2025-07-12T20:28:12Z

Кабмин утвердил перечень международных выставок военной продукции

2025-07-12T20:22:37Z

Отключенное из-за жары электроснабжение в Запорожской области восстановлено

2025-07-12T20:21:25Z

Россия получила новые возможности тактической разведки в небе над Украиной

2025-07-12T20:19:23Z

«Это психопатия». Психолог Бахтеева — о нападении на девочек с молотком

2025-07-12T20:19:00Z

17-летняя девушка погибла в лобовом столкновении питбайка с автомобилем

2025-07-12T20:11:53Z

Принц Уильям раскрыл «коварный план» Меган Маркл в отношении его брата Гарри

2025-07-12T20:11:06Z

В Брянске юные угонщики разбились на украденной машине

2025-07-12T20:07:37Z

Глава Чувашии предложит Федорова на пост сенатора, если победит на выборах

Воронежцы совершили аудиопрогулку по страницам русской литературы

Воронежцы совершили аудиопрогулку по страницам русской литературы

2025-06-24T08:17:32Z — Спектакль московского театра имени Вл. Маяковского "Сон в русскую ночь", почти полностью построенный на акустических эффектах, показали на Платоновском фестивале. Зрителей ждало погружение в звуковой мир, описанный четырьмя классиками.


Сюжет задали отрывки из текстов Пушкина, Платонова, Булгакова и Шукшина. Сценарист Анна Литкенс призналась, что выбирала тексты, в которых есть что озвучить. Шелест листвы и пение птиц из платоновского "Глиняного дома в уездном саду" и полет в космос из его же "Лунной бомбы", шепот реки из шукшинского "Там, вдали", треск горящей усадьбы в "Дубровском", погром в квартире Латунского из "Мастера и Маргариты"…

Между собой эти эпизоды формально никак не связаны. Яркие звуковые описания, передающие идиллию природы и тот хаос, который привносит туда человек со своими страстями, - можно было найти в любом другом наборе текстов. Более того, чтение далеко от традиционного "актерского", часть слов попросту тонет в шорохах и треске, как на старой пластинке. Участники спектакля используют специальные рупоры, которые приглушают звук, но направляют его в разные точки зрительного зала.

"Один из прообразов этого спектакля - сон ребенка. Ребенок засыпает в кровати и слышит разговоры взрослых из приоткрытой двери. Таков внутренний камертон для создания инсценировки, хотя он не выражен прямо", - пояснил режиссер и создатель звуковых образов к спектаклю Петр Айду.

Зритель может придумать сколько-нибудь глубокую трактовку на свой вкус (например, попытавшись увидеть в смене отрывков проявления той самой загадочной души). А может - не утруждать интеллект и принять это действие просто как студийный, лабораторный эксперимент, который расширяет кругозор и будит не самые загруженные в обычной жизни участки мозга.

В самом деле, типичный горожанин склонен скорее "выключать" свое восприятие звуков, чтобы не перенапрягаться в уличной кутерьме, не слушать бестолковый треп соседей по маршрутке и реагировать не на чириканье птиц или шум дождя, а на шорох подкрадывающегося сзади самоката.

Сочинение Айду заставляет внимательно следить за каждой звуковой дорожкой. Благо бесчисленные инструменты расставлены и разложены прямо перед публикой. Можно наблюдать, как тот же дождь рождается из лопающихся пузырьков на упаковочной пленке и гороха, высыпанного в раскрытый зонт. Как две ноги, обутые в сапог и туфельку, топают и цокают перед микрофоном так, что создается ощущение толпы. Как грохочут рассыпанные карандаши и стонет пианино под ударами молотков. Некоторые эффекты - например жужжание мухи или детский плач - создаются при помощи звуковых излучателей.

"В спектакль вошло многое из того, что было придумано для моих предыдущих работ или задолго до моего рождения. Но многие звуки мы сочинили заново. И это в целом собрание каких-то событий, технологий, которые в реальной жизни не совмещаются", - отметил Айду.

Он подчеркнул, что название - игровое и ничего специфически русского в звуковую партитуру не закладывалось: "Полагаю, что на самом деле ни в одной национальности нет ничего такого, чего не было бы у других. Поэтому "Сон в русскую ночь" указывает просто на происхождение самих текстов. Ну и, понятное дело, мы все находимся в России и говорим на русском языке. Но у нас тут нет попытки придумать какую-то сверхнациональную идею".

За образы из рассказов Платонова, которые открывают и завершают постановку, отвечает актер Игорь Евтушенко. Когда-то он начинал свой актерский путь в Воронеже, на старой сцене Камерного театра, где играл один сезон. Его речь звучит под шум двигателя - из динамиков и со старинных деревянных машин с вращающимися шестеренками. "Платоновский герой - человек очень целеустремленный. Можно сказать, фанатик", - считает артист.

"Связующая линия здесь - это духовные искания авторов российской прозы разных времен, - подчеркнула сценарист спектакля Анна Литкенс. - Есть лейтмотивы, которые переходят из одного произведения в другое. Например, очень много пересечений у Чехова с Шукшиным, есть даже прямые цитаты. Это диалог, осознанный или неосознанный. И мы с Петром Айду решили сделать спектакль вокруг попытки построить благополучную, спокойную, умиротворенную жизнь, в которой возможно простое, бесхитростное человеческое счастье. Персонажи строят благополучную жизнь, которая все время сталкивается с разрушительной силой разного происхождения, как в "Мастере и Маргарите" или в "Дубровском". Это такая шаровая молния, которая рушит те шалашики, которые пытаются как-то деликатно сложить герои Шукшина или Чехова, превращает в осколки, в какие-то разметавшиеся надежды. В русской литературе полно текстов, которые содержат описание звуковой среды и очень интересны с точки зрения смысла, но непонятно, что там на фоне, то есть нет бытовой составляющей, пейзажа. Поэтому мы искали такие сцены, которыми можно было бы решить обе задачи."

Читайте также:

2025-06-27T15:03:03Z

Воронежцам предложили экскурсию по темному городу с призраками прошлого

Интерактивный спектакль-променад "Воронеж не про Воронеж" первыми оценили зрители Платоновского фестиваля. В дальнейшем этот аттракцион - с шумами разных эпох, ходулистами и жонглерами в подворотне обычного жилого дома, человеком-вороном и тенью Ахматовой - войдет в репертуар "Воронежского академического уличного театра".

2025-06-28T13:34:56Z

Воронежцы оценили "Кроткую" по Достоевскому с бразильским акцентом

Неожиданный взгляд на "достоевщину" в семейных отношениях представила на Платоновском фестивале компания "Городской театр" из Бразилии совместно с колумбийским университетом Валье. В спектакле "Кроткая" по одноименному рассказу Федора Михайловича соединились муки нелюбви и бытовой садизм, кружева и перья, комические куплеты о женской доле и "самба с казаками", традиции русского психологического театра и латиноамериканская витальность.

2025-07-02T07:20:27Z

Воронежцы познакомились с творчеством артистов из 12 стран мира

"Черные доски" Владимирского драмтеатра по мотивам прозы и лирики Владимира Солоухина завершили XIV Платоновский фестиваль, который шел в столице Черноземья целый месяц. По официальным данным, 75 событий посетили около 60 тысяч человек.

2025-06-26T09:36:26Z

"Мастерская Петра Фоменко" представила в Воронеже историю о русском бунте

Спектакль "Пугачев" по одноименной поэме Сергея Есенина - одну из ярких московских премьер 2024 года - показали на Платоновском фестивале. В мрачном и зрелищном действии нет ответов на проклятые вопросы о русском бунте. Знаменательна сама попытка их поставить, примерить колоссальный образ народного царя-самозванца ко "времени колокольчиков".

2025-06-30T07:33:27Z

Воронежский "Белый колодец" на Платоновфесте стал филиалом Острова Свободы

Ганские ритмы, хип-хоп с кубинским акцентом и сербский альтернативный рок услышали многочисленные зрители опен-эйра "Музыка мира" международного Платоновского фестиваля искусств. Три зарубежных коллектива впервые выступили в России именно под Воронежем.