2025-09-29T11:04:19Z
В ЕК заявили, что не станут конфисковывать активы России для кредита Украине
2025-09-29T11:03:00Z
Ликсутов рассказал о представленных в Шанхае инвестиционных возможностях Москвы
2025-09-29T11:02:23Z
Дилер рассекретил цены на новый седан Belgee S50 для России
2025-09-29T10:58:44Z
STAVROS: мебельная индустрия в России столкнулась с системным кризисом
2025-09-29T10:53:49Z
Силуанов: бизнес на «упрощенке» сможет выбрать льготный режим НДС
2025-09-29T10:53:00Z
Домклик узнал, в каких регионах России чаще всего покупают жилье за наличные
2025-09-29T10:51:14Z
Focus: Volkswagen и BMW в Германии стоят дороже, чем в Китае на 73% и 4%
2025-09-29T10:50:18Z
Средний чек на зарубежную электронику в России снизился на 27%
2025-09-29T10:47:05Z
У хедж-фондов теперь "медвежьи" настроения по отношению к какао
2025-09-29T10:46:28Z
Банк ПСБ планируется докапитализировать на 29,5 млрд рублей до конца года
2025-09-29T10:45:36Z
Россияне бросились скупать машины в преддверии нового утиля
2025-09-29T10:38:02Z
Темпы роста инвестиционной активности на фоне жесткой ДКП будут замедляться
2025-09-29T10:37:24Z
Британия выделяет 1,5 млрд фунтов Jaguar Land Rover на восстановление от кибератаки
2025-09-29T10:35:16Z
Магнитные бури в октябре 2025 года: прогноз по дням, влияние на человека
2025-09-29T10:33:00Z
Глава ФРБ Кливленда советует ФРС продолжать ограничительную ДКП
2025-09-29T09:14:38Z — Доктор экономических наук подчеркнул, что расстановка приоритетов бюджетной политики не изменилась
МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Федеральный бюджет на предстоящие три года сформирован так, что поддержка семей с детьми остается одним из ключевых приоритетов. Об этом заявил ТАСС доктор экономических наук, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
"Расстановка приоритетов бюджетной политики не изменилась. Это по-прежнему социальные обязательства, оборона и национальная безопасность, а также система вновь сформированных национальных проектов. В части социальных обязательств бюджет сохраняет акцент на поддержку материнства и детства", - сказал он.
Так называемый детский бюджет на 2026-2028 годы должен превысить 10 трлн рублей. Одновременно проектом бюджета предусматривается анонсированное ранее предоставление с 2026 года ежегодной семейной выплаты (в виде возмещения части уплаченного НДФЛ) гражданам РФ, имеющим двух и более детей, - с учетом критерия нуждаемости. "Эта мера должна поддержать семьи с невысоким уровнем доходов, кроме того, она может позитивно сказаться и на экономиках наименее богатых регионов России за счет дополнительного роста потребительского спроса", - пояснил эксперт.
Также предполагается пролонгация программы материнского капитала с индексацией на уровень инфляции и предоставление семьям с детьми возможности получения остатков средств материнского капитала без определения цели их использования с выделением на эти задачи за три года более 1,8 трлн рублей.
Кроме того, более 2 трлн рублей будут направлены на программы улучшения жилищных условий семей с детьми. При этом на субсидирование процентной ставки по семейной ипотеке предполагается выделить около 1,8 трлн рублей.
Широв напомнил, что уже в действующей редакции закона о бюджете важным направлением расходов стало обеспечение технологического лидерства. В 2026-2028 годах на эти цели заложено финансирование порядка 1,9 трлн рублей (в 2026 году - 567,8 млрд рублей, в 2027-м - 652,8 млрд рублей, в 2028-м - 658,9 млрд рублей).
Продолжится приоритетное выделение средств в рамках национального проекта "Средства производства и автоматизации". Общий объем финансирования в 2026-2028 годах составит 117,8 млрд рублей. На национальный проект "Беспилотные авиационные системы" за трехлетний период будет направлено 87,9 млрд рублей.
"Одной из проблем текущего экономического развития является ограничения доступности заемного кредитования при осуществлении инвестиционной деятельности. В этих условиях бизнес нуждается в дополнительных механизмах поддержки инвестиций. В проекте закона о федеральном бюджете предполагается докапитализация Фонда развития промышленности в объеме 75,2 млрд рублей. Это позволит расширить предоставление средств под реализацию новых проектов в промышленности", - сказал эксперт.
Другой мерой поддержки инвестиций может стать расширение возможностей применения федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ). Теперь эта льгота будет предоставлена любому лицу, входящему в одну группу с налогоплательщиком, осуществившим капитальные вложения, вне зависимости от отрасли, в которой осуществляет деятельность такое лицо. "Первые результаты применения ФИНВ продемонстрировали необходимость донастройки этого инструмента. Расширение параметров позволит бизнесу активнее применять эту льготу", - отметил экономист.
Важным направлением бюджетных расходов, продолжил Широв, всегда было развитие инфраструктуры. На развитие ее транспортной составляющей за 2026-2028 годы предполагается выделить 4,6 трлн рублей.
Продолжится реализация программ формирования современной городской среды (на них в трехлетнем периоде предполагается выделить 105 млрд рублей), а также финансирование государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий (свыше 180 млрд рублей).
"Улучшению транспортной связанности страны будут способствовать государственные инвестиции в развитие сети аэропортов. За 2026-2028 годы на эти цели выделяется 202,6 млрд рублей. В целом правительство ставит задачу до 2030 года построить и реконструировать не менее 75 аэродромов", - указал экономист.
На решение наиболее острых вопросов модернизации коммунальной инфраструктуры за три года предполагается выделить 182,3 млрд рублей. "Одной из наиболее трудных проблем в сфере жилищно-коммунальной инфраструктуры остается снижение числа аварийных домов, - добавил эксперт. - Для ее решения в проекте закона о бюджете запланировано более 160 млрд рублей".
Широв обратил внимание на то, что весь период начиная с февраля 2022 года постоянную и наиболее существенную поддержку российской экономике оказывал бюджет. "Государственные расходы были тем фактором, который обеспечивал экономический рост даже в условиях существенного ужесточения денежно-кредитной политики", - указал он.
При этом, продолжил экономист, уже в 2025 году стало заметно, что дальнейший рост с опорой на бюджетные расходы становится крайне трудным, а опережающее наращивание объемов бюджетных расходов подходит к пределу: "определенная бюджетная консолидация становилась неизбежной".
"Однако остановка активного роста расходов бюджета в условиях охлаждения экономики могла бы стать дополнительным фактором снижения экономической активности. В связи с этим при формировании бюджета приходилось решать сложную задачу по сохранению его позитивного влияния на экономический рост и обеспечении макрофинансовой стабильности", - отметил он.
В целом структура трехлетнего бюджета отвечает задачам по достижению национальных целей развития, подчеркнул Широв. "Однако ключевая проблема бюджетной конструкции состояла в том, что при реализации всех целей бюджетной политики и сохранении позитивного влияния бюджетных расходов на экономический рост образовывался значительный дефицит бюджета, финансирование которого в условиях высоких процентных ставок могло бы лечь значительным бременем на бюджеты будущих периодов. Дополнительное давление на бюджетный дефицит оказывает замедление роста российской экономики и относительно неблагоприятная внешнеэкономическая среда, ограничивающая доходы нашей страны от экспорта", - пояснил он.
В этих условиях, добавил эксперт, правительство предлагает повысить ставку налога на добавленную стоимость на 2 п.п. (до 22%) при сохранении льготных ставок в 10%, а также ряд других более мелких налоговых новаций в части изменения ставок налогообложения игорного и букмекерского бизнеса; оптимизации льготных тарифов страховых взносов для МСП; снижения с 60 до 10 млн рублей порога доходов для применяющих УСН налогоплательщиков, при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС.
29 сентября правительство сообщило, что проект бюджета внесен в Госдуму. Далее документ будет рассматриваться парламентом. "Будут обсуждаться направления и объемы конкретных затрат, а также и налоговые новации, в том числе с учетом их полного влияния на всю российскую экономику и ее отдельные отрасли. Последнее слово в утверждении федерального бюджета как всегда будет за президентом", - подытожил экономист.
2025-09-29T07:22:39Z
Правительство сегодня внесет в Госдуму проект федерального бюджета на 2026-2028 годы
2025-09-29T07:30:00Z
Правительство внесло в Госдуму законопроект о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Соцфонд России) на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, который сформирован с профицитом на весь трехлетний период, следует из базы данных нижней палаты парламента.
2025-09-27T10:16:43Z
Экономический рост отменяется: Минэкономразвития пересмотрело прогноз на 2025 год. «НИ» разобрались, что пошло не так, и чего ждать россиянам в 2026-м.
2025-09-27T09:42:21Z
На минувшей неделе Минфин РФ представил правительству новый проект бюджета на 2026 год, где предложил несколько важных изменений
2025-09-29T07:30:00Z