27 сентября — день памяти святого Иоанна Златоуста

Все новости — Культура

2025-09-26T20:10:00Z

Киркоров решил собрать всех родственников в одной могиле

2025-09-26T20:01:18Z

Будущее медиаиндустрии. Молодёжь открыта новым технологиям

2025-09-26T19:50:58Z

В Курской области нашли зуб мозазавра возрастом около 80 млн лет

2025-09-26T19:47:54Z

Группа Тату стала амбассадором бренда Гоши Рубчинского

2025-09-26T19:38:34Z

Международный инклюзивный форум креативных индустрий стартовал в Москве

2025-09-26T19:23:14Z

Тина Канделаки выразила соболезнования семье и близки Тиграна Кеосаяна

2025-09-26T19:13:37Z

В Минске открылся фестиваль "RT.Док: Время наших героев"

2025-09-26T19:11:11Z

Музеи Московского Кремля приглашают на "Последний триумф Петра Великого"

2025-09-26T19:00:00Z

РПЦ разъяснила, можно ли размещать фотографию на могильном кресте

2025-09-26T18:55:57Z

Вышли постер и трейлер героической комедии «Есть только МиГ»

2025-09-26T18:50:20Z

Какие сериалы представят онлайн-кинотеатры в 2026 году

2025-09-26T18:47:05Z

Дакота Джонсон в прозрачном платье без бюстгальтера посетила кинофестиваль

2025-09-26T18:39:23Z

На Таманском полуострове археологи обнаружили часть маски сатиры

2025-09-26T18:39:10Z

Сергей Жуков заявил, что хочет стать Заслуженным артистом РФ ради высокой пенсии

2025-09-26T18:38:52Z

Вице-президент АКАР Смоляков назвал условия возвращения иностранных рекламных агентств в Россию

27 сентября — день памяти святого Иоанна Златоуста

2025-09-26T18:37:21Z — Проповедник с «золотыми устами» и смелый борец с несправедливостью. Его слова слушали тысячи людей, а богатые и власть имущие боялись его обличений. 27 сентября христиане вспоминают жизнь и подвиг великого пастыря Иоанна Златоуста. О начале пути святого, изгнании из церкви, а также о том, как он получил своё знаменитое имя — в материале RT.


Иоанн Златоуст родился в 347 году в Антиохии, одном из крупнейших городов Византийской империи. Его отец, офицер, умер вскоре после рождения сына, и ребёнка воспитывала мать — умная и образованная женщина. Именно благодаря её заботе будущий святитель был защищён от пагубного влияния окружающего мира, но при этом легко общался с людьми разного звания и положения.

Он получил отличное образование, стал лучшим учеником известного риторика Ливания. Иоанн стал адвокатом. Эта профессия позволила ему увидеть жизнь во всех её проявлениях, включая нужды бедных и несправедливость, что позже сильно повлияло на его служение в Церкви.

Иоанн мечтал уйти в монастырь, но мать просила его остаться, чтобы он продолжил семейный путь и сделал карьеру. Он согласился, но изучать богословие не бросил. Продолжал под руководством Диодора Тарсийского.  Особенно интересовался Иоанн посланиями апостола Павла.

В 369 году, в 22 года, Иоанн принял крещение. После смерти матери около 375 года он наконец решается на монашескую жизнь в горах вокруг Антиохии. Там он ведёт аскетический образ жизни, пишет трактаты, в которых защищает монашеский путь. Однако строгие посты и скрупулёзная работа почти без отдыха серьёзно подорвали его здоровье. Иоанну пришлось вернуться в город. В 381 году он был рукоположен в диаконы, а через пять лет — в священники, начав активное проповедническое служение в Антиохии.

Иоанн получил прозвище «Златоуст» (что значит «золотые уста») ещё при жизни, когда был пресвитером в Антиохии. Он славился своими проповедями. Святитель говорил без подготовки, но так вдохновенно и мудро, что все жители города — чиновники, купцы, ремесленники — спешили послушать его. Его слова записывали и распространяли, а народ придумывал разные похвальные прозвища: «устами Божьими» или «сладкоглаголивый». Но ни одно из них не прижилось.

Настоящее имя «Златоуст» закрепилось за Иоанном благодаря одной женщине, которая, слушая его проповедь и не до конца понимая сложные слова, воскликнула: «Учитель, Иоанн Златоустый! Ты открыл нам кладезь учения, хотя ума нашего не хватает, чтобы всё понять». Народ подхватил это имя, и оно стало официальным прозвищем святого.

После этого Иоанн стал стараться говорить проще и понятнее, чтобы даже простые люди могли понять его учение. Среди самых известных произведений Иоанна Златоуста — «О священстве», «Против языческих празднеств», «Толкования на послания апостола Павла», а также многочисленные проповеди и поучения, в которых он обличал богатых, защищал бедных и наставлял на аскетический образ жизни. Эти тексты вошли в золотой фонд христианской литературы и до сих пор изучаются в богословских школах.

Ещё будучи диаконом в Антиохии, Иоанн видел своей обязанностью помощь сирым и немощным. Он не только сам активно помогал нуждающимся, но и наставлял паству поступать так же. Например, советовал супругам ежедневно откладывать часть сэкономленных денег в особую «копилку для милостыни» и позже отдавать её бедным.

В проповедях Иоанн говорил, что богатство, нажитое нечестным путём, обернётся тяжким наказанием в вечности. Он не выступал за социальные перевороты, а требовал внутреннего преображения. По его убеждению, если человек будет жить по закону любви к ближнему, то исчезнут и социальные пороки, и рабство.

Став в 397 году епископом Константинополя, Иоанн сразу обратил внимание на церковные финансы. Он урезал представительские расходы, отказался от роскоши в епископском дворце, а вырученные от продажи церковных излишеств средства направил на больницы и дела милосердия.

Иоанн требовал нравственной чистоты не только от знати, но и от представителей церковных чинов. Так, вдовам, занимавшим тогда особое место в церковной жизни, он прямо говорил: либо они будут вести строгую жизнь с постом и смирением, либо пусть выходят замуж, не пытаясь жить «на два пути».

«Христос мучается от голода, а ты роскошествуешь. Твой ближний замерзает, а ты окружаешь себя предметами из золота и серебра».

Особенно резко он осуждал богатых горожан и знать за их любовь к излишествам. Дорогая посуда, золотые флаконы для духов и даже серебряные ночные горшки становились объектами его проповедей.

Иоанн не боялся применять суровые меры. Он грозил богачам отлучением от церкви и однажды даже осмелился обличить саму императрицу за её тщеславие и произвол.

Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась конфисковать имущество у вдовы и детей опального вельможи, святой Иоанн Златоуст встал на их защиту. Он прочитал знаменитую проповедь о библейской царице Иезавели, которая погубила бедного крестьянина, чтобы отобрать его виноградник. Это разозлило Евдоксию. Гнев её усилился, когда до неё дошли слухи, что святитель в своих проповедях о суетных женщинах имеет в виду именно её.

Архиереи, против которых Иоанн ранее выступал с упрёками, составили суд и приговорили святителя за оскорбление императрицы к смертной казни. Император Аркадий заменил наказание изгнанием. Народ Константинополя собрался у храма, чтобы защитить своего архипастыря, и святитель добровольно отдался властям, чтобы избежать беспорядков. В ту ночь в городе произошло землетрясение, и испуганная Евдоксия просила вернуть его, отправив письмо с призывом вернуться.

Но уже через два месяца Иоанн вновь разбудил её гнев. После смерти своего мужа Евдоксия полностью взяла власть в свои руки и потребовала установить статую в свою честь. На площади напротив дворца и собора Святой Софии была воздвигнута высокая колонна с серебряной статуей императрицы, которая возвышалась над храмом и дворцом. Торжества по случаю открытия статуи сопровождались обрядом поклонения и многодневными пирами в духе языческих праздников.

Один из дней празднования совпал с памятью Иоанна Крестителя, образца аскетической жизни для христиан. В этот день Златоуст произнёс разгромную проповедь, сравнив торжества с пиром царя Ирода, во время которого был убит Иоанн Креститель, а саму императрицу — с Иродиадой. Слухи о его речи дошли до императорского двора, где окончательно решили, что с этим мятежником нужно покончить.

В 403 году состоялся так называемый «Собор под дубом», где святителю предъявили множество обвинений. Например, что баню якобы нагревают только для него, а после себя Иоанн мыться никому не разрешает. Говорили, что священник тайком ест сладости, пока никто не видит. Иоанна также обвиняли в избиении клириков, продаже драгоценных предметов и нарушениях церковного устава. Современная церковь считает, что все эти претензии основывались на искажении фактов или откровенной клевете. Святитель на Собор не явился, считая его незаконным, но архиереи единогласно вынесли решение о снятии  его с должности.

Народ был возмущён: люди всю ночь сторожили храм, требовали созыва нового Собора. После того как Иоанн Златоуст был изгнан, Константинополь потрясли бедствия. Сенат сгорел дотла, в город совершили разрушительные набеги варвары, сама императрица Евдоксия скончалась в октябре 404 года. Даже языческие жители воспринимали эти события как небесное возмездие за несправедливое преследование святого.

Находясь в изгнании в Армении, Иоанн Златоуст продолжал поддерживать своих духовных учеников. Всего сохранилось 245 письма. В них он утешал страдающих и наставлял епископов и друзей в Константинополе.

Зимой 406 года святитель тяжело заболел и почти не вставал с постели. Но его враги не оставляли преследований: из столицы пришёл приказ перевести его в отдалённое место Питнус (современная Пицунда, Абхазия). Ослабленный болезнью, он в сопровождении конвоя три месяца переносил трудный путь под дождём и жарой.

В Команах силы оставили святого. У склепа святого Василиска он причастился Святых Таин и утешился видением мученика, который сказал: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». Со словами «Слава Богу за всё!» Иоанн Златоуст отошёл ко Господу 14 сентября 407 года. Он был похоронен в Команах.

После смерти Иоанна Златоуста его мощи сначала находились в Команах, недалеко от Пицунды. В 438 году патриарх Константинополя Прокл по просьбе народа и с согласия императора Феодосия II перевёз их в Константинополь. Мощи были помещены в серебряную раку и торжественно внесены сначала в церковь святой Ирины, а затем — в собор Святых Апостолов. Народ видел в этом чудо: тело святого оказалось нетленным, от него исходило благоухание, а сам Златоуст словно «приветствовал» людей словами «Мир всем!».

В IX веке были написаны специальные песнопения в честь переноса мощей, которые до сих пор поются в церкви.

В 1204 году, после Четвёртого крестового похода, мощи Златоуста были вывезены в Рим. Лишь в 2004 году большая их часть была возвращена Константинопольской православной церкви и теперь хранится в соборе Святого Георгия в Фанаре (Стамбул). В Ватикане остались лишь небольшие частицы мощей.

Отдельные реликвии, претендующие на голову святого, хранятся в монастыре Ватопед на Афоне и в Храме Христа Спасителя в Москве. Другие части мощей находятся в монастырях Афона (Филофей, Великая Лавра, Дохиар), в монастырях Метеоры и в церкви Святого Иоанна Златоуста в Венеции.

Читайте также:

2025-09-26T13:00:31Z

27 сентября Русская Православная Церковь празднует Воздвижение

27 сентября Православная Церковь отмечает один из величайших двунадесятых праздников — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот день посвящен Кресту, на котором был распят Иисус Христос, и связан с двумя значимыми событиями: его обретением в 326 году и возвращением из Персии в VII веке. Праздник считается особенно важным, ведь Крест Христов символизирует не только страдания Спасителя, но и спасение всего человечества.

2025-09-24T04:00:00Z

Празднование Воздвижения Креста Господня: что можно и что нельзя делать 27 сентября

27 сентября православные отмечают Воздвижения Креста Господня. Что нельзя делать в этот день, чтобы сохранить благословение и провести его в мире с собой и окружающими, — рассказывает Life.ru.

2025-09-25T21:01:00Z

Какой сегодня день: 26 сентября

Этот день является 269-м в григорианском календаре. До конца года остается 96 дней.

2025-09-26T03:05:00Z

Воздвижение Креста Господня. Что можно и нельзя делать 27 сентября 2025 г.

27 сентября 2025 года празднуется день Воздвижения Креста Господня. Мы расскажем об истории, традициях и современных обычаях праздника.

2025-09-24T21:01:00Z

Какой сегодня день: 25 сентября

Этот день является 268-м в григорианском календаре. До конца года остается 97 дней.