Когда дороги и мосты становятся умными: как два пермяка перевернули представление о цифровизации

Все новости — Наука и технологии

2025-09-24T06:47:33Z

Баканов и председатель Академии наук Белоруссии проводят встречу в Минске

2025-09-24T06:35:38Z

Компания IT-холдинга Т1 представила результаты масштабного исследования рынка стартапов

2025-09-24T06:08:00Z

Названы смартфоны с лучшими экранами, лидируют Google Pixel и Samsung, а iPhone не попал даже в свежий топ-20 от DxOMark

2025-09-24T06:00:45Z

Рассекречены детали нового iPhone

2025-09-24T06:00:00Z

Ученые получили "невозможную" молекулу, предсказанную в прошлом веке

2025-09-24T06:00:00Z

В Сбере рассказали, как ИИ меняет жизнь в Московской области

2025-09-24T05:56:56Z

На фестивале научных фильмов "Кремний" в Новосибирске обсудят применение ИИ в кино

2025-09-24T05:26:00Z

Компактный и очень мощный адаптер для смартфонов и ноутбуков. Представлено 100-ваттное зарядное устройство Baseus EnerFill FN11 Mini Cube

2025-09-24T05:00:46Z

В 2ГИС появился ИИ-поиск для подбора мест по настроению, атмосфере и фото

2025-09-24T04:29:02Z

Самарские учёные испытали электронику на карбиде кремния в дальнем космосе

2025-09-24T04:00:00Z

Когда дороги и мосты становятся умными: как два пермяка перевернули представление о цифровизации

2025-09-24T03:54:58Z

Эта модель обошла DeepSeek-V3.1 и GPT-5 в рейтинге Text Arena: представлена Qwen3-Max с 1 трлн параметров

2025-09-24T03:46:23Z

"2ГИС" обновил поиск по кафе и ресторанам

2025-09-24T03:38:03Z

Акции Alibaba растут на 6% на планах увеличить инвестиции в ИИ-инфраструктуру

2025-09-24T03:34:03Z

Кононенко: РФ впервые в одиночку реализовала программу биоспутника с "Бион-М"

Когда дороги и мосты становятся умными: как два пермяка перевернули представление о цифровизации

Когда дороги и мосты становятся умными: как два пермяка перевернули представление о цифровизации

2025-09-24T04:00:00Z — В основе — специальные датчики и собственное программное обеспечение


Пермь по праву считается одной из претенденток на звание IT-столицы России. Здесь рождаются проекты, которые применяют в городе, по всей стране и за ее пределами. В их числе проекты пермских компаний ИСМ и TrafficData. На первый взгляд, организации решают разные задачи: одна следит за состоянием мостов, другая управляет дорожным движением. Но вместе их технологии создают единую инфраструктуру будущего. У руля проектов — пермяки Дмитрий Поносов и Иван Чебыкин. Когда-то друзья играли в одной баскетбольной команде, а теперь вместе двигают вперед цифровизацию страны. — Цифровизация дорог и мостов — два элемента одного целого. Это два параллельных направления, которые постепенно развивались и шли к тому, чтобы рано или поздно стать частью интеллектуальных транспортных систем. А у нас уже есть для этого готовые продукты, — рассказал Иван Чебыкин. Как научились «слушать» мосты Восемь лет назад в России стало обязательным оснащать новые мосты системами мониторинга. Существующие решения не всегда подходили: одним не хватало точности, другие требовали сложного обслуживания. Тогда в Перми собралась команда ИСМ: инженеры разработали датчик нового типа. Его главная фишка — бесконтактность, надо просто надеть устройство сверху на трос или вант. Основа технологии — магнитоупругий эффект Виллари, когда металл под усилием меняет электромагнитные свойства и датчик чувствует эти изменения. Так с точностью до 1–2% можно определить, сколько тонн держит конкретный элемент моста. Если нагрузка выходит за пределы нормы, система сообщает диспетчеру. — В России таких разработок больше нет, а в мире всего несколько, — заверил Дмитрий Поносов. — У нас пять патентов на различные системы нашего датчика — настолько он уникальный. В России мы конкурируем с аппаратами других типов, например тензодатчиками, которые находятся под нагрузкой. В нашей технологии заинтересованы строители, проектировщики, производители тросов и канатов, для них такая система мониторинга — дополнительное преимущество в проектах. Такие датчики можно использовать не только на вантовых мостах, но и встроить в подпорные стены, крыши стадионов, конструкции небоскребов — везде, где есть риск перегрузки. Разработчики пермского бренда уже провели испытания в Благовещенске, внедрили систему на мосту Академика Королёва в Москве и выходят на мировой рынок: технология востребована в сейсмоопасных регионах и на крупных стройках. Как научились управлять городами История TrafficData началась в 2019 году: тогда команда будущего проекта обратила внимание, что данные о транспортных потоках собирают некорректно, хотя это основа для проектирования дорог и мостов. Решением стала видеоаналитика. Камеры и дроны фиксировали реальные потоки машин, а система обрабатывала информацию и помогала инженерам рассчитать, сколько полос нужно построить на будущих развязках. Разработку применили, например, при проектировке Северного обхода Перми. А дальше, по словам разработчиков, было дело случая. Федеральный Минтранс утвердил программу внедрения интеллектуальных транспортных систем, и пермяки оказались в нужное время в нужном месте. Они немного перепрофилировали свою систему — она всё так же собирает данные о транспорте и пешеходах, но при этом помогает улучшить ситуацию на дорогах без глобального строительства, только с помощью новых знаков и настройки светофоров. Оказалось, что на некоторых перекрестках такими способами можно сократить пробки на 30–50%. Систему также научили мониторить работу городских парковок, определять ДТП и передавать сигнал экстренным службам. С 2020 года компания внедряет свои решения по всей стране: Тамбов, Москва, Салехард — всего более 20 регионов России. География растет: решения уже используют в девяти странах, от Израиля и Нидерландов до Бразилии. — Продукты решения связаны в экосистему, это их дополняет и усиливает. Это сбор данных, его анализ различными способами (от микромоделей до нейросетей) и внедрение, передача информации транспортной инфраструктуре, — рассказал Иван Чебыкин. — А главный результат — реальная польза для горожан. Когда датчики встречаются с ПО Мосты и дорожные перекрестки — разные части одной инфраструктуры. Чтобы она была по-настоящему умной, нужны и точные датчики, и мощная аналитика. Тут и пересекаются технологии двух IT-проектов. Датчики фиксируют усилия в конструкциях, а система мониторинга превращает их в цифровой двойник сооружения. Если показатели выходят за норму, платформа сразу сигнализирует: пора начинать обследование, ремонт или срочно закрывать объект. Так мост превращается в цифровую модель, которая живет в реальном времени. Это шаг к будущему, где инфраструктура сама сообщает о своем состоянии и помогает инженерам принимать решения. Обе компании родились из инженерных поисков, развивались на собственные средства и участвовали в грантовых программах — получали поддержку от Фонда содействия инновациям (Фонд Бортника), Фонда развития интернет-инициатив, участвовали в резидентских программах «Сколково». Большую роль сыграл Пермский край: выездные мероприятия, различные льготы, акселераторы «Носороги НТИ», «Большая разведка». Как рассказали основатели компаний, за счет резидентства в технопарке «Морион» вопрос с налоговыми льготами решился на уровне региона. Участие в акселераторах давало практически сиюминутный эффект: всё, чему там учили, тут же применяли в деле. А в 2023 году компании вошли в реестр Малых технологических компаний. Это помогло пройти путь от испытаний в университетских лабораториях до внедрения по всей стране. — Строительство мостов и контроль за дорожным движением — это масштабные региональные и федеральные проекты, поэтому для нас поддержка Пермского края всегда значима. Когда мы выходим в другой город или даже страну при поддержке региона, это дает нам гораздо большее преимущество по сравнению с конкурентами, — рассказал Иван Чебыкин. — Регион помогает участвовать в крупных отраслевых выставках в России и за границей. Это открывают доступ к зарубежным заказчикам и партнерам. А работа с ними, в свою очередь, позволяет наращивать собственный технологический суверенитет. В Перми для компаний из реестра МТК выстроена своя экосистема развития. В ней более сотни участников, для них действуют условия развития и выхода на новые рынки. Помогают в этом разные структуры: центр «Мой бизнес», региональный центр инжиниринга и Проектный офис НТИ на базе Агентства инвестиционного развития. Здесь можно найти экспертов по продвижению, получить инженерные консультации и даже собрать команду с промышленными предприятиями и вузами.

Читайте также:

2025-09-23T21:00:40Z

На мелкое ДТП прилетит беспилотник

В МВД рассказали о перспективах применения дронов на российских дорогах

2025-09-22T18:53:31Z

Участники форума Kazan Digital week обсудили перспективы развития платных дорог в России

Модератор сессии, старший партнер концерна "Телематика" Марсель Нигметзянов обозначил глобальные тренды на транспорт, среди которых масштабирование применения ИИ, рост автономных перевозок и переход к частно-государственным партнерствам

2025-09-23T11:29:58Z

В Петербурге разработали бортовой ИИ для мониторинга лесопожарной обстановки

Это решение позволяет оперативно выявлять очаги возгорания с воздуха

2025-09-23T13:26:00Z

В Казани обсудили цифровую трансформацию стандартизации на Kazan Digital Week 2025

2025-09-22T21:01:00Z

Науки техники: в «Сириусе» показали робот-теледроид и морозостойкие радиобуи

Какие новинки представили на форуме «Микроэлектроника-2025»