В Екатеринбурге представили неоклассическую версию "Весенней сказки" Римского-Корсакова

Все новости — Культура

2025-09-24T22:01:00Z

«Не передать словами». Близкие Дык Фука рассказали, какой он вне сцены

2025-09-24T22:00:11Z

Популярная 60-летняя актриса похвасталась фигурой в бикини на пляжном фото

2025-09-24T21:30:00Z

Русский православный крест: что означает каждая перекладина, отличие от католического креста

2025-09-24T21:18:27Z

Новый сезон Петербургской филармонии пройдет под знаком музыки Дмитрия Шостаковича

2025-09-24T21:14:39Z

В Большом театре пройдет концерт из произведений Игоря Стравинского

2025-09-24T21:09:01Z

В Москве стартует Международный кинофестиваль молодежных фильмов "Высоко"

2025-09-24T21:04:13Z

В Москве стартует Российская креативная неделя

2025-09-24T21:03:58Z

В Петербурге впервые пройдет международный фестиваль Digital Rain

2025-09-24T21:01:19Z

Кто родился 25 сентября

2025-09-24T21:01:00Z

Судьба режиссёра. Сергей Бондарчук не снял бы шедевры без поддержки семьи

2025-09-24T21:00:44Z

В Сети вышли первые два фильма проекта "В поисках Андрея Рублева"

2025-09-24T21:00:10Z

Малым городам могут помочь с сохранением культурного наследия

2025-09-24T21:00:04Z

Блистательному журналисту Геннадию Бочарову исполнилось 90 лет

2025-09-24T21:00:03Z

В Москве открылась выставка "Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек"

2025-09-24T21:00:01Z

Молчание и золото: в Москве показали искусство одного из самых дорогих советских художников

В Екатеринбурге представили неоклассическую версию "Весенней сказки" Римского-Корсакова

В Екатеринбурге представили неоклассическую версию "Весенней сказки" Римского-Корсакова

2025-09-22T17:52:06Z — За всю историю театра, который сегодня называется "Урал Опера Балет", это восьмое обращение к "Снегурочке" Римского-Корсакова начиная с 1913 года. Нынешнюю постановку доверили дебютантам в опере, тем самым продолжая столь актуальный сейчас поиск нового взгляда на театр.


За всю историю театра, который сегодня называется "Урал Опера Балет", это восьмое обращение к "Снегурочке" Римского-Корсакова начиная с 1913 года. Нынешнюю постановку доверили дебютантам в опере, тем самым продолжая столь актуальный сейчас поиск нового взгляда на театр.

Так, вслед за Дмитрием Волкостреловым с "Евгением Онегиным" и Борисом Павловичем с "Черевичками" через стадию "первой попытки" взаимодействия с партитурой выдающегося композитора прошли режиссер Антон Морозов и художница Катя Никитина, а музыкальным руководителем постановки выступил известный и опытный дирижер Павел Клиничев.

Главный образ спектакля - огромный камень, который, если покатится, то задавит все вокруг. Действие разворачивается вокруг этого "мегалита" (подобия Стоунхенджа), где берендеи приносят бесплодные жертвы солнечному богу Яриле. Таким образом, режиссер, наверное, хотел придать сюжету черты мистерии - ведь не случайно Римского-Корсакова называют "русским Вагнером".

Снегурочка, конечно, все равно спасает мир. Но, судя по всему, грешное человечество искренней, исцеляющей душу любви пока не заслужило

Но спектакль выглядит костюмированным пикником на обочине. Наряды героев забавляют своей пестротой. Кажется, это шутейное собрание из разных сказок и легенд. Например, Берендей (Федор Шинкевич) расхаживает в желтых штанишках, будто принц Лимон из "Чиполлино", Лель (Вера Позолотина) - бедный цыган, оставшийся без табора из "Трубки баро", а Мороз (Михаил Коробейников) выглядит как дровосек из "Волшебника Изумрудного города". Самое загадочное, даже эпатирующее впечатление производит, нет, не Снегурочка (Полина Кумылганова), передвигающаяся по сцене белым облачком, а ее мать - Весна (Надежда Рыженкова), копирующая облик средневековой шотландки с миниатюры французского художника XVI века Жака Ле Мойна де Морга "Юная дочь пиктов". При этом на сцене сказки нет. Нет и актуальной реальности - "зеркала для героев". Прочитывая партитуру, режиссер формально играет со временем и местом действия, делая сюжет даже большей абстракцией, чем он был у авторов оперы. В представлении так много смысловых пустот и нестыковок, что позволяет в предложенный сценический концепт вписать без проблем практически любой другой сюжет. Спектакль хочет, если не быть, так казаться, интеллектуальным. Он и правда похож на отчет обо всем увиденном и прочитанном постановщиками.

Свою "Снегурочку" Римский-Корсаков написал на собственное либретто по одноименной пьесе Александра Островского. Премьера оперы состоялась в 1882 году на сцене Мариинского театра. Но, несмотря на сказочный сюжет, основанный на древнеславянских мифах и легендах о Снегурочке - дочери Мороза и Весны, история о девушке, рожденной из снега, которая жаждет познать пылкие человеческие чувства и любовь, не очень привлекает театры. Например, последняя постановка этой оперы в Большом театре в 2017 году выдержала всего шесть представлений. Да и в Европе на афишах "Снегурочка" - это экзотика.

Удивительно, но Екатеринбургский оперный театр, который всегда славился сильной труппой - хорошими голосами, в этот раз вокалом не блеснул совсем. Было много фальши и ансамблевых неточностей, а некоторым певцам вверенные им партии и вовсе были не по голосам. Оркестр проявил признаки более кропотливой музыкантской работы, интересно подчеркивая внимание композитора к русскому фольклору - народным песням и, конечно, к церковным песнопениям. Но все же баланса с солистами во всех смыслах не хватало. Быть может, для этого нужен более выверенный состав исполнителей и больше репетиций.

Но здесь еще вопрос в том, что партитура композитора тоже не откликается на режиссерский замысел. Та праздная потешность, в которой пребывают герои, не рождает сопереживаний. Снегурочка, конечно, все равно спасает мир. Но, судя по всему, грешное человечество искренней, исцеляющей душу любви пока не заслужило. И неизвестно, кто спасет саму оперу "Снегурочка", чтобы она, наконец, обрела достойную сценическую судьбу.

Читайте также:

2025-09-23T03:00:00Z

Две «Женитьбы», не считая «Бесприданницы»: в Казани открываются гастроли Малого театра России

Сегодня в новом здании Театра Камала открываются гастроли Государственного академического Малого театра России. В афише – четыре постановки русской классики с участием звезд театра – Ирины Муравьёвой, Владимира Носика, Игоря Петренко и других.

2025-09-24T10:52:57Z

В музее "Царицыно" ожили оперные персонажи

Опера простилась летом с двумя театрализованными представлениями на пленэре в музее-заповеднике "Царицыно". Этот проект стал финальным аккордом фестиваля "Усадьбы Москвы". Собрав российских звёзд мировой оперы, сначала публике рассказали "Большую историю", а потом устроили дефиле для "Цариц бельканто".

2025-09-24T03:00:00Z

Саратовские артисты инсценируют народные песни

2025-09-23T19:06:09Z

В регионах начался ажиотаж вокруг "Щелкунчика"

Театр "Урал Опера Балет" в Екатеринбурге объявил о начале продажи билетов на новогодние спектакли. Цены доходят до 20 000.

2025-09-24T06:36:07Z

Началась масштабная реставрация ярославского театра имени Федора Волкова

Реставрационные работы в Ярославле выполнят без остановки творческой деятельности первого русского театра.