Ректор ГИТИСа Григорий Заславский: культура немыслима без мессианских амбиций

Все новости — Культура

2025-09-13T12:47:59Z

Умер культовый английский рок-музыкант Вив Принс

2025-09-13T12:47:17Z

На Тверском бульваре в День города играли в городки, крокет и пели песни

2025-09-13T12:43:56Z

"Ленфильм" и "Беларусьфильм" подписали соглашение о сотрудничестве

2025-09-13T12:32:58Z

Духи для мэра и дефиле пограничников: День города проходит в Гомеле (видео)

2025-09-13T12:30:00Z

От всенародной любви до громкого скандала: как сложилась судьба Кизякова из "Пока все дома" (6+)

2025-09-13T12:18:46Z

Выдающиеся люди. Беглов поздравил лауреатов Эрмитажной премии

2025-09-13T12:08:44Z

Собянин: кинопарк "Москино" стал площадкой для съемки 150 фильмов

2025-09-13T12:05:00Z

Максим Фадеев назвал свою тройку фаворитов на "Интервидении"

2025-09-13T12:04:35Z

Пермский «Балет Евгения Панфилова» проведет фестиваль в честь юбилея хореографа — ему могло исполниться 70 лет

2025-09-13T11:44:20Z

Путин открыл в День города новый комплекс детской больницы святого Владимира

2025-09-13T11:35:28Z

Концерты в честь участников СВО пройдут в День города

2025-09-13T11:30:52Z

На конкурс СМИ "Культура слова - 2025" открыли прием заявок

2025-09-13T11:27:56Z

Новолетие: церковный праздник нового года по византийской традиции

2025-09-13T11:27:33Z

На Прогулочной Спасской в Кирове проходит фестиваль «Вкусная Вятка»

2025-09-13T11:23:54Z

В РАМТе прошла премьера спектакля "Белый пароход"

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский: культура немыслима без мессианских амбиций

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский: культура немыслима без мессианских амбиций

2025-09-12T08:00:01Z — XI Санкт-Петербургский форум объединенных культур стартовал 10 сентября. Среди многочисленных мероприятий деловой и культурной программы ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС, заслуженный деятель искусств РФ Григорий Заславский взял на себя руководство новой и давно востребованной секцией "Художественное образование". В интервью ТАСС он рассказал о концепции секции, международном сотрудничестве и миссии форума


— Григорий Анатольевич, последний раз о Петербургском форуме объединенных культур мы говорили с вами еще в марте. Понятно, что к сегодняшнему дню структура вашей секции окончательно определена. Расскажите, пожалуйста, на чем сделаете фокус?

— У нас будет три панельные дискуссии. Две из них — международные. Еще одна, очень важная, животрепещущая, не теряющая своей остроты, несмотря на многочисленные обсуждения, дискуссия будет на тему, относящуюся только к нашему, российскому, опыту. Это будет разговор об уникальной отечественной трехступенчатой системе музыкального образования ("Музыкальное образование в образовательной системе РФ: модели развития на современном этапе (от приема к трудоустройству)" — прим. ТАСС).

Дискуссию готовят коллеги из Российской академии музыки имени Гнесиных. Предполагается участие разных руководителей со всей страны, в том числе ректоров Московской и, естественно, Петербургской консерваторий — Александра Соколова и Алексея Васильева. Это будет очень представительная история — история российская, хотя и важная для всего мира.

— А что насчет международных дискуссий?

— Две другие темы, они как раз международные. Мы были очень рады, что наши приглашения, направленные зарубежным коллегам, мгновенно получали отклики. Кстати, приезжают представители как дружественных, так и недружественных стран. И естественно, в этих дискуссиях примут участие ведущие представители культурной России, наши замечательные руководители.

Одна из дискуссий будет называться "Образовательные организации в формировании мирового культурного пространства". Тут все совершенно очевидно: те, кто сегодня идет в первый класс, поступает на первый курс консерватории, художественной академии, театрального или балетного училища, — это именно те, кто будет определять лицо культуры (не только российский, но и мировой) через 10, 20, 50 лет.

А вторая дискуссия будет называться "Новые лица индустрии — новые тенденции художественного образования". И на самом деле можно было построить название зеркально, наоборот: "Новые тенденции художественного образования — новые лица индустрии". Потому что одна половина заглавия формирует и заставляет меняться другую. Тут соберутся представители России, Армении, Японии, Сенегала, Греции, Колумбии, Индии, ЮАР. Надеюсь, что онлайн из Венгрии к нам присоединится режиссер Аттила Виднянский — к сожалению, приехать он не сможет. Будут также представители Таджикистана, Кыргызстана, Монголии, Казахстана, Армении, Абхазии.

Причем, даже когда мы говорим об участии Греции, Японии или Индии, все это уровень ректоров. Таджикистан — тоже ректор, Казахстан — проректор, Монголия — ректор. И так далее. В общем, состав очень хороший.

— Чтобы организовать такие масштабные дискуссии, наверняка требуется много ресурсов. Сталкивались ли с какими-то трудностями в ходе работы?

— Знаете, совсем не сталкивались. Команда у нас состоит из двух человек: это я и Ирина Жукова, мой помощник по международным вопросам. Есть еще, конечно, команда самого форума под руководством Владимира Кехмана, есть Министерство культуры РФ — там вопросы форума курирует Андрей Малышев. Есть и руководитель департамента региональной политики, образования и проектного управления Светлана Ермакова. Мог бы красиво сказать: "Вот, значит, между Сциллой и Харибдой…"

Но, безусловно, с обеих сторон это именно те люди, которые оказывали нам большую поддержку, помогали. Например, в какой-то момент нам пришло письмо от Михаила Швыдкого (спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству — прим. ТАСС): он предложил нам нескольких спикеров, с которыми мы с удовольствием связались. Вот, кстати, Монголия появилась как раз благодаря этому: раньше никаких представителей страны не было среди наших партнеров. 

Естественно, для меня очень важно участие в нашей "панели" представителей ведущих российских вузов: и [ректор ВГИКа] Владимира Малышева, и [ректор РГИСИ] Натальи Пахомовой, и [ректор Театрального института им. Б. Щукина] Евгения Князева, и [ректор ВТУ им. М.С. Щепкина] Бориса Любимова. Мы готовы общаться со всеми и будем рады каждому. И конечно, когда мы говорим про то, что мы сильны в сфере художественного образования, то этот опыт желательно продемонстрировать.

— Григорий Анатольевич, а как вы считаете, чем вообще может быть полезен такой формат дискуссий?

— На мой взгляд, очень важно, чтобы мы сели и провели диалог, не имея наперед никаких проектов постановления. Так получится своеобразный обоюдно интересный разговор. Мне, например, крайне интересно, к чему приведет беседа о том, как новое поколение, с одной стороны, и новые требования индустрии, с другой стороны, заставляют меняться академическую, по своей сути консервативную, систему образования. Какие новые предметы появляются, новые дисциплины? Вот что важно.

— И финальный вопрос: в чем вы видите преимущество Петербургского форума объединенных культур?

— Знаете, начну чуть издалека. Когда произошли радикальные сдвиги в мировом пространстве, когда мы поняли, что есть люди, которые не готовы, так сказать, понимать, что культура — это всегда в какой-то степени самоограничение… Условно говоря, церемония открытия Олимпийских игр в Париже показала, как бы примитивно и смешно это ни звучало, что есть люди, для которых нет ничего святого. А культура — это все-таки вертикаль, здесь есть добро и есть зло. И как следствие, важные, незыблемые ценности. Когда Шарль Бодлер писал "Цветы зла", он прекрасно понимал, где добро и где зло. И пафос его поэзии — все равно в утверждении истины и добра.

Когда-то один выдающийся театровед Алексей Бартошевич сказал, что русский театр немыслим без мессианских амбиций. И наверное, это будет справедливо для всей великой культуры — культуры любой страны. Потому что искусство в своих грандиозных проявлениях стремится защитить человека от расчеловечивания. Именно в этом, как мне кажется, и есть тот самый высокий смысл Петербургского форума объединенных культур.

Читайте также:

2025-09-12T10:54:39Z

Ректор ГИТИСа: развитие театрального образования укрепляет эту отрасль культуры

Александр Заславский отметил, что совершенствование институтов позволяют, в частности, формировать качественные кадры

2025-09-12T08:32:25Z

Заславский: искусство должно защищать людей от расчеловечивания

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 сентября. /ТАСС/. Предназначение искусства состоит в том, чтобы помогать людям жить, направлять их и защищать от расчеловечивания. Таким мнением в интервью ТАСС в рамках Петербургского форума объединенных культур поделился куратор секции "Художественное образование" ректор Российского института театрального искусства - ГИТИС заслуженный деятель искусств РФ Григорий Заславский.

2025-09-12T10:16:03Z

На XI Форуме объединенных культур оценили художественное образование России

Поучительный анекдот от блестящего педагога и балетмейстера Юрия Григоровича напомнил сегодня на XI международном форуме объединенных культур, проходящем в Санкт-Петербурге, известный критик и ректор академии театрального искусства Григорий Заславский: "Григоровича спросили, правда ли, что в балете не достичь успеха без диктатуры? "Какая диктатура? - удивился Григорович. - Только тирания"".

2025-09-12T19:12:00Z

Деятели культуры из стран Западной Европы приняли участие в Форуме объединенных культур

Деятели культуры из Италии, Франции, Германии и Австрии стали участниками Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур, сообщила министр культуры Ольга Любимова."Знаете, у нас были наши коллеги из Италии, из Франции, из Германии, из Австрии.

2025-09-11T20:25:34Z

Более 2 000 участников из 67 стран: Петербург принял XI форум объединенных культур

Глава Минкульта РФ Любимова озвучила предложения России по итогам форума создать многосторонний меморандум о взаимопонимании в вопросах сохранения традиционных культурных ценностей.