Крупные банки стали применять генеративный ИИ в работе

Все новости — Оборона и безопасность

2025-09-13T12:53:23Z

Военнопленный ВСУ назвал "Азов" сектой

2025-09-13T12:48:27Z

Генштаб армии Польши сообщил о старте операции НАТО «Восточный часовой»

2025-09-13T12:46:23Z

Саперы возвращают к мирной жизни территорию ЛНР

2025-09-13T12:35:50Z

В Польше вырос интерес к военной подготовке из-за страха перед Россией

2025-09-13T12:32:42Z

СМИ сообщили о переговорах Сирии и Израиля о достижении соглашения по границе

2025-09-13T12:31:58Z

Дезертиров ВСУ предложили отпускать в Белоруссию

2025-09-13T12:30:39Z

Баканов рассказал подробности о новом центре управления полетом РОС

2025-09-13T12:30:04Z

Генерал Липовой: военные РФ занимают городские кварталы и зачищают Купянск

2025-09-13T12:30:00Z

Кто возглавит прокуратуру Альметьевска

2025-09-13T12:26:49Z

Наставники приступают к работе с участниками проекта «Вятский корпус Защитников Отечества»

2025-09-13T12:24:02Z

В России разрабатывают дроны с искусственным интеллектом

2025-09-13T12:16:26Z

На Камчатке снята угроза цунами

2025-09-13T12:13:59Z

Москва направила бойцам СВО более 130 миллионов рублей

2025-09-13T12:13:00Z

Запуск пилотируемого корабля "Союз МС-28" к МКС запланирован на 27 ноября

2025-09-13T12:02:15Z

ВС России отработали удар "Кинжалом" на учениях "Запад-2025"

Крупные банки стали применять генеративный ИИ в работе

Крупные банки стали применять генеративный ИИ в работе

2025-09-10T21:01:48Z — Генеративный ИИ пробуют в работе уже 6 из 11 крупнейших российских банков - например, во внедрении чат-ботов и ассистентов для сотрудников. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании "Яков и Партнеры", с которым ознакомилась "РГ". Общий финансовый эффект от внедрения генеративного ИИ в банкинге РФ, по мнению экспертов, составит 200-300 миллиардов рублей к 2030 году.


Эксперименты и внедрение генеративных моделей, как правило, начали проводиться в безопасных сценариях. Наиболее распространенные из них - различные "копилоты" для сотрудников банков, которые способны суммаризировать общение с клиентами и предоставлять подсказки или готовые ответы.

Внедрение такого внутреннего помощника в формате чат-бота для операторов колл-центра в некоторых случаях позволяет сократить среднее время на ответ с 7-9 до 1 минуты, говорится в исследовании. Есть и помощники для программистов, которые упрощают процесс написания кода.

Внедрение больших языковых моделей в сценарии прямого взаимодействия с клиентами - достаточно редкое явление, что обусловлено высоким риском галлюцинаций, то есть ошибок, при которых генеративные модели могут выдать некорректную информацию.

"Для банковской сферы это особенно критично, поскольку галлюцинации могут привести к предоставлению клиентам ошибочных предложений, например, заведомо слишком выгодных условий. Это в свою очередь способно повлечь за собой юридические последствия и привести к прямым финансовым потерям для банка", - отмечается в исследовании.

Поэтому массового применения генеративного ИИ пока нет: среднее проникновение таких моделей в канальных сценариях использования не превышает 20% во всех сегментах бизнеса. В будущем эксперты ожидают все больше примеров прямого внедрения больших языковых моделей в клиентскую поддержку и другие сценарии взаимодействия с клиентами с новыми возможностями для персонализации банковских услуг.

Лидером по внедрению ИИ в 11 опрошенных российских банках из топ-20 по размеру активов является розничный бизнес с 69% покрытия продуктовых сценариев использования. Он заметно опережает сегменты малого и среднего бизнеса (МСБ) с 38% и корпоративного и инвестиционного бизнеса (КИБ) с 31% покрытия.

Наибольшее проникновение ИИ (78% в рознице) наблюдается в кредитных продуктах. При этом в сегменте пассивных и транзакционных продуктов показатель заметно ниже - например, не выше 52%, что характерно для розницы.

"Это связано, прежде всего, с высокой маржинальностью кредитных продуктов, которые исторически генерировали более высокий доход для банков. Кроме того, кредитование требует более комплексной оценки рисков, что делает применение ИИ особенно востребованным - например, в задачах скоринга и предиктивной аналитики для предсказания дефолтов", - объясняют эксперты.

Массовое внедрение ИИ в кредитные продукты показало, что отрасль умеет быстро извлекать эффект из технологий, объяснил Максим Болотских, партнер практики искусственного интеллекта и высоких технологий "Яков и Партнеры". Следующий шаг, по его словам, перенести эту зрелость в транзакционные и пассивные продукты, где конкуренция за клиента усиливается на фоне пока еще высоких ставок.

Главный барьер более массового применения ИИ в банкинге - кадры, утверждают эксперты. Более 90% банков фиксируют острую нехватку senior-специалистов. Другие сложности связаны с регуляторными ограничениями на публичные облачные сервисы и удорожанием графических процессоров для обучения нейросетей.

"Стоит отметить, что топ-5 российских банков по внедрению ИИ незначительно опережают исследуемые топ-5 международных банков из числа 15 лидеров рейтинга зрелости искусственного интеллекта Evident AI, что в очередной раз подчеркивает их сильные цифровые компетенции и амбиции, несмотря на все барьеры и ограничения", - отметил Максим Болотских.

С точки зрения различий между бизнес-вертикалями у российских банков наблюдается отставание во внедрении ИИ в сегментах МСБ и КИБ по сравнению с розничным бизнесом, отметил руководитель проектов практики искусственного интеллекта и высоких технологий в "Яков и Партнеры" Илья Голод.

"Разрыв между российскими и передовыми иностранными банками в продуктах МСБ и КИБ может означать системную недооценку потенциала использования ИИ в работе с юридическими лицами в России. Те банки, которые начнут системное развитие ИИ в продуктах для МСБ и КИБ раньше остальных, смогут получить устойчивое конкурентное преимущество за счет лучшего сервиса и персонализации", - добавил эксперт.

Читайте также:

2025-09-10T14:29:06Z

Генеративный искусственный интеллект ускоряет разработку российских IT-продуктов

Почти половина российских IT-компаний уже использует генеративный искусственный интеллект (ИИ) в разработке. За год доля организаций, внедряющих ИИ в процессы, выросла с 25% до 45%. А объем задач, которые выполняют нейросети, равен труду почти 20 тысяч специалистов. Эксперты отмечают, что скоро разработчики всех уровней передадут часть обязанностей нейросетям.

2025-09-11T15:31:02Z

Валерий Выжутович: ИИ становится эффективным инструментом на рынке труда

Массовое применение генеративного ИИ принесет экономике России дополнительно 2,5 процента ВВП к 2030 году (эквивалент 4,5 трлн рублей), компенсирует до 80 процентов кадрового дефицита и повысит производительность труда на 15-20 процентов. К таким выводам пришли эксперты РАНХиГС в своем докладе "Кадровый код: будущее рынка труда с генеративным ИИ".

2025-09-10T17:40:06Z

ИИ-инструменты многократно ускорят закупочные процедуры

Искусственный интеллект (ИИ) активно внедряется в различные сферы экономики. Аналитики ожидают существенных изменений в банковском секторе, в разработке ПО, образовании и других сферах. Одной из таких сфер являют госзакупки, где, как ожидается, ИИ может способствовать повышению эффективности и прозрачности процессов, а так же снизить число нарушений законодательства, отличающегося повышенной сложностью.

2025-09-10T21:01:02Z

Аналитики увидели угрозы для банков из-за появления ИИ-агентов

В ближайшие несколько лет решения на базе искуственного интеллекта радикально изменят банковский сектор по всему мире. Аналитики полагают, что стремление банков оптиимизировать собственные процессы за счет использования нейросетей столкнется с тем, что управление средствами со стороны клиентов банков возьмут на себя ИИ-агенты, которые будут игнорировать маркетинговые инструменты банков. Произойдет это в перспективе 2-3 лет.

2025-09-11T06:27:17Z

Правительство будет использовать ИИ в работе с нацпроектами и госпрограммами