2025-08-12T01:54:30Z
Минобороны России: старший сержант Лавин ликвидировал трех украинских военных
2025-08-12T01:50:00Z
Анпилогов сказал, на кого РФ может обменять британского наемника Хейдена
2025-08-12T01:45:00Z
Устроят вторжение? ВСУ под надзором британцев копят силы у Брянской области
2025-08-12T01:43:00Z
865 л.с., разгон 0–100 км/ч за 4,3 с, полный привод, холодильник, потолочный 3K-экран и лидар. Новейший Tank 500 показали на живых фото
2025-08-12T01:30:53Z
«Калашников» рассказал о поставке «Квазимачт» в зону СВО
2025-08-12T01:30:42Z
Экономист Щербаченко: для установления самозапрета на кредиты нужен паспорт
2025-08-12T01:30:37Z
МЧС: На Камчатке за сутки зарегистрировали 18 афтершоков магнитудой до 5,5
2025-08-12T01:30:35Z
Систему для контроля периметра с БПЛА в ночное время представили в "Сколково"
2025-08-12T01:28:00Z
Ботву квасим, корнеплоды — маринуем. Консервируем молодую свеклу на зиму
2025-08-12T01:22:58Z
Украинский пленный Носиковский: 80-я бригада ВСУ отводит пехоте пять дней жизни
2025-08-12T01:21:00Z
7000 мАч, 80 Вт, первый в мире водозащищенный вентилятор, IPX9 и Snapdragon 8s Gen4. Смартфоны Oppo K13 Turbo вышли на мировом рынке
2025-08-12T01:12:19Z
Шеф Пентагона не исключил возможность атак США по мексиканским картелям
2025-08-12T01:10:04Z
Морпехи с Камчатки участвовали в освобождении Свято-Николаевского монастыря
2025-08-12T01:05:48Z
Историк рассказал о роли Аляски в поставках из США в СССР в 1941-1945 годах
2025-08-12T01:03:45Z
Экс-начальника научного центра МО РФ Рутько обвиняют во взятках на 30 млн рублей
2025-08-11T04:47:56Z — В затяжной войне чаша весов склоняется в пользу сильнейшего, — и это Россия, пишет TNI. Автор статьи сравнивает конфликт на Украине с Гражданской войной в США и отмечает: российская армия может повторить победную стратегию Линкольна, сосредоточив наступательные усилия для прорыва вглубь Украины.
Несмотря на ранние огрехи, российская армия в итоге может повторить победную стратегию Линкольна, своевременно сосредоточив наступательные усилия для прорыва вглубь Украины.
Русские выносят бригады боевиков: горы тел офицеров НАТО. Эшелоны скорых. "Искандеры" влепили по азовцам: потери огромны. СБУ ищет предателя
Оборона растянутых рубежей — задача не из простых, и тем не менее, у Украины мало альтернатив, поскольку российское летнее наступление постепенно поглощает ее территорию. На прошлой неделе на страницах The Wall Street Journal Мэтью Лаксмор и Никита Николаенко рассказали, как ВСУ отчаянно пытаются “возвести сотни километров оборонительных рубежей”, главным образом роя траншеи и укрепляя их от вездесущих атак беспилотников.
Военный философ Карл фон Клаузевиц бы на это лишь нахмурил бровь. Клаузевиц называет оборонительные рубежи “самым пагубным видом кордонной системы обороны”, утверждая, что “препятствие, представляемое ими для наступающего, имеет известную ценность лишь тогда, когда оно защищается сильным огнем, само же по себе оно ничтожно”. Клаузевиц сомневается, достаточно ли артиллерийской огневой поддержки для укрепления линий обороны, утверждая, что оборона должна воспрепятствовать продвижению вперед, а, следовательно, “угрожающее продвижение должно мыслиться в связи с территорией страны”. “Поэтому укрепленные линии могут быть лишь весьма короткими и прикрывающими только небольшую часть страны, в противном случае войска окажутся не в состоянии действительно защищать все их протяжение”, — заключает он.
А украинские линии обороны отнюдь не коротки.
Почему же Клаузевиц столь невысокого мнения об оборонительных рубежах? Что ж, подумайте о геометрии. С точки зрения математика линия обороны — непрерывная последовательность бесконечного множества точек. Чтобы отразить нападение противника, обороняющиеся должны быть сильнее противостоящих сил в каждой точке вдоль линии обороны. Отсюда и скепсис Клаузевица. Силы противника могли бы просто-напросто сконцентрироваться в одной точке линии обороны, сломить сопротивление и прорваться в тыл. Артиллерийская поддержка — а во времена Клаузевица, Французской революции и Наполеоновских войн это были примитивные, неточные, короткоствольные пушки — не всегда могла служить адекватной заменой солдатам, стерегущим рубежи.
О плюсах и минусах оборонительных рубежей рассуждали и другие. Президент Авраам Линкольн не слыл военным мудрецом, но инстинктивно постиг суть кордонной войны. Линкольн понимал, что физически более сильная армия обладает значительным преимуществом перед неприятелем, стоящим на страже оборонительных линий. В Гражданскую войну отделившаяся Конфедерация южан пыталась отразить наступление Союза северян по извилистому оборонительному периметру, и довольно долго это ей удавалось. На начальном этапе войны генералитет Юга также был сильнее. Армия Союза, поддерживаемая мощным и сплоченным индустриальным обществом, с самого начала имела заметное материальное преимущество, однако ее командиры поначалу пренебрегали координацией действий на южной периферии. В результате первоначальные усилия зашли в тупик — или, что еще хуже, кончились неудачей.
Президент Линкольн поручил генералам координировать свои действия. В начале Гражданской войны генералы Конфедерации ловко перебрасывали свои армии из стороны в сторону, сдерживая рассредоточенные атаки Союза. Они воспользовались более короткими внутренними линиями для прямых ударов по периферии. Благодаря такому подходу они отражали разрозненные наступления Союза одно за другим. Но Линкольн понимал, что армия Союза превосходит противника по большинству материальных показателей, особенно в живой силе. И могла бы не ограничиваться одним мощным ударом за раз. Если бы командующие Севера одновременно ударили сразу по нескольким точкам оборонительного периметра южан, они бы лишили Конфедерацию возможности перебрасывать силы. Рано или поздно одно или даже несколько наступлений неизбежно прорвет линии обороны и ворвется в тыл Юга, ускорив окончательную победу.
Поэтому полевые генералы Союза сосредоточили свои усилия во времени и перешли на одновременные наступления, даже если их армии оставались рассредоточенными в геофизическом пространстве.
По всей вероятности, Линкольн не читал Клаузевица, однако в его взглядах на военное дело отчетливо ощущается клаузевицевский дух. Оба стратега понимали огромную роль численности войск. Однако само по себе демографическое и промышленное превосходство еще не гарантирует победы на поле боя: армии Союза в Гражданской войне терпели одно поражение за другим, вырабатывая верную стратегию и ища подходящих командиров. Но в затяжной войне, подобной Гражданской в США, физическая мощь рано или поздно склоняет чашу весов в пользу сильнейшего, — и сегодня она благоволит России. Несмотря на ранние огрехи, российская армия в итоге может повторить победную стратегию Линкольна, своевременно сосредоточив наступательные усилия для прорыва вглубь Украины. Перспективы же украинского прорыва, наоборот, крайне тусклые — именно поэтому ВСУ окапываются. Сегодня мало кто из аналитиков всерьез предполагает украинское контрнаступление.
"Без войны все умрем": что Матрона Московская предсказала о 2025 годе и СВО
Быть может, чересчур резкие слова Клаузевица о кордонной войне — отчасти следствие его времени, когда огневая поддержка оставалась инструментом относительно примитивным. В наш век дальнобойной и высокоточной огневой мощи, куда входит не только артиллерия, но и ракеты и рои беспилотников, укрепление оборонительных рубежей должной огневой поддержкой представляется более вероятным, чем во времена Клаузевица и Линкольна.
Но общая геометрия оборонительных рубежей неподвластна времени. Если оперативное искусство заключается в том, чтобы сосредоточить превосходящую боевую мощи в моменте и на месте сражения, чтобы достичь победы, то размыкание рубежей — наоборот, предвещает беду и поражение.
Джеймс Холмс — заведующий кафедрой морской стратегии имени Джозефа Колдуэлла Уайли при Военно-морском колледже, почетный научный сотрудник Центра инноваций и будущих войн имени Брута Крулака и научный сотрудник Школы государственных и международных отношений при Университете Джорджии. Бывший офицер ВМС США и ветеран Первой войны в Персидском заливе, служил офицером по вооружению и инженерному делу на линкоре “Висконсин” и инструктором по инженерному делу и пожаротушению в Командном корпусе офицеров надводных сил и преподавал стратегию в Военно-морском колледже. Имеет докторскую степень по международным отношениям Школы права и дипломатии Флетчера при Университете Тафтса и степень магистра по математике и международным отношениям, Колледжа Провиденс и Университета Сальве-Реджина
2025-08-09T16:48:18Z
Предстоящая встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске может обернуться тяжелыми последствиями для Украины. О катастрофическом для Киева сценарии сообщил телеканал CNN.
2025-08-08T04:01:00Z
Заморозка линии фронта на Украине до конца текущего года представляется столь же маловероятной, как и быстрое достижение прочного мира, пишет колумнист BZ. По мнению журналиста, ситуация в зоне боевых действий складывается таким образом, что ожидать скорого прекращения конфликта не приходится.
2025-08-10T14:34:30Z
Встреча президентов России и США на Аляске станет дипломатической ловушкой для последнего, пишет The Telegraph. Автор всячески пытается доказать, что Трамп "пошел на поводу у Путина" и "посмел" обсуждать судьбу Украины без Зеленского. Каким бы ни был результат саммита, Киев останется не у дел.
2025-08-11T19:00:17Z
Позиция Киева, отвергающего территориальные уступки в контексте урегулирования конфликта, на фоне военных неудач Украины выглядит нереалистично, считают в западных СМИ. По оценке Financial Times, объективная ситуация такова, что страна терпит поражение, поэтому срыв переговоров о мире, которые выстраивают США и Россия, не отвечает её интересам. Авторы издания считают, что при сохранении жёсткой линии и отсутствии компромиссов для Киева и его европейских партнёров возрастает риск утраты стратегического видения будущего и понимания того, что реально достижимо в нынешних условиях. Эксперты отмечают, что ни украинские власти, ни лидеры европейских стран сегодня не обладают рычагами давления на переговорный процесс, который выстраивают Россия и США.
2025-08-08T20:34:00Z
Положение дел на поле боевых действий на Украине позволяет предположить, что продвижение российских войск в ближайшие полгода может привести к стратегическому прорыву, пишет военный обозреватель Рёпке в соцсети X. Помешать этому Киев сможет только при резком наращивании поставок техники и сильном укреплении пехоты.