2025-08-04T19:17:00Z
Компания Tesla выплатит Маску более 29 млрд долларов
2025-08-04T19:12:52Z
Бен-Менаше: Мёрдок может возвращать долги Израилю, публикуя статьи против Трампа
2025-08-04T19:05:53Z
Число самозанятых в России перевалило за 14 млн
2025-08-04T19:02:00Z
Курс юаня к рублю стабилизировался после скачков прошлой недели
2025-08-04T19:00:32Z
«Читать книги недостаточно»: Психолог раскрыла секрет привлечения денег
2025-08-04T18:57:35Z
Платежный баланс Украины продемонстрировал исторический антирекорд
2025-08-04T18:35:00Z
Большой внедорожник Changan CS95 подешевел в России на 150 тыс. рублей, а вот остальные модели Changan подорожали
2025-08-04T18:12:09Z
WP: Китай побеждает в развязанной США торговой войне
2025-08-04T18:04:00Z
Президент РФ подписал закон о снижении госпошлины на продажу алкоголя для села
2025-08-04T18:03:02Z
В Турции резко выросли цены на отели, рестораны и продукты
2025-08-04T17:54:15Z
Фондовые индексы Европы выросли на акциях банковского сектора
2025-08-04T17:52:00Z
Убийца GeForce RTX 5050? AMD готовит ещё более дешёвую Radeon RX 9060 8GB с параметрами почти как у RX 9060 XT 8GB
2025-08-04T17:35:00Z
«Всё та же старая скучная Radeon RX 580». Создатель Linux Линус Торвальдс до сих пор пользуется видеокартой из 2017 года
2025-08-04T17:29:29Z
В США редкую Лабубу купили за 85 долларов и продали за 10,5 тысячи долларов
2025-08-04T17:20:10Z
Россиянам рассказали, почему банкам невыгодно отменять систему кэшбэков
2025-08-04T16:20:17Z — Число посетителей в торговых центрах (ТЦ) снижается по сравнению с прошлым годом. Люди склонны к сбережению денег, а также покупают многое онлайн, отмечают эксперты.
Оборот розничной торговли в первом полугодии вырос на 11% (до 23,9 трлн руб.) по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорится в аналитическом отчете Commonwealth Partnership (CMWP). При этом по итогам полугодия продолжается замедление потребительской активности, отмечает старший директор, руководитель департамента исследований и аналитики CMWP Полина Афанасьева. "Снижение посещаемости ТЦ, рост доли онлайн-торговли и сокращение потребительских трат на фоне сохранения сберегательного поведения населения - ключевые черты, характеризующие отечественный ретейл во втором квартале 2025 года", - говорит эксперт.
Так, посещаемость ТЦ Москвы начиная со второй недели мая ниже, чем годом ранее. Нелинейное, но устойчивое снижение демонстрируют и потребительские траты во всех категориях.
Продолжается переход покупателей из офлайн-ретейла на маркетплейсы. По данным Минпромторга, доля маркетплейсов в общем объеме розничной торговли составила 15% по итогам 2024 года, а к 2030 году можно ожидать роста до 30-35%. Единственной категорией, пока не способной перейти в e-com, остается сфера услуг. Добавляет проблем и погода: на фоне аномально теплой зимы и холодной первой трети лета упали обороты в сегменте fashion, отмечают в CMWP.
Снижение трафика в ТЦ - не критично, если правильно адаптироваться к новому потребительскому поведению, считает директор по маркетингу управляющей компании DG Евгения Бекирова. "В условиях сберегательной модели покупатели реже совершают импульсные покупки, но посещают ТЦ с более конкретными запросами. Это требует от нас, как управленцев, большей концентрации на качестве арендаторов, сервисах и атмосфере", - считает она. Динамика трафика неоднородна, добавляет эксперт. Так, в ТЦ "Зеленопарк" (Зеленоград) есть стабильный поток посетителей за счет высокого процента лояльной аудитории, семьи с детьми продолжают активно посещать развлекательные зоны и участвовать в локальных событиях. Ключевыми драйверами посещаемости торговых центров становятся эмоции, мероприятия, локальные коллаборации и удобство. ТРЦ "ГОРОД Лефортово" (Москва) фокусируется на формате точки притяжения - месте, куда приходят не только за покупками, но и за впечатлениями.
Динамика отличается в зависимости от ТЦ, отмечает гендиректор УК "Аструм Недвижимость", управляющей коммерческой инфраструктурой ГК "Гранель" Сергей Нюхалов. Так, в ТЦ "Аструм-Видное" за первое полугодие было на 10% больше посещений, чем в начале 2024 года. "Это специфика районных торговых центров - люди экономят время на походах за покупками, выбирая небольшие ТЦ шаговой доступности. При этом арендные ставки в Москве не снижаются, а индексируются", - говорит Нюхалов.
В нестоличных регионах, по его словам, картина иная - там падение трафика заметнее, особенно пострадали fashion-ретейлеры. Покупатели приходят в основном в фудкорты и развлекательные зоны, а за одеждой идут на маркетплейсы. Погодные аномалии тоже сыграли роль.
В регионах вне столиц падение посещаемости более критично, считает он. Там около двух третей ТЦ нуждаются в глубокой реновации. Многие центры морально устарели, требуют обновления торговых галерей, зон отдыха и развлекательных площадок. Региональным ТЦ приходится кардинально менять подход. Ретейлеры просят скидки по аренде, fashion-сети сокращают площади на 25-30%, покупатели идут только в фудкорты и за развлечениями. В таких условиях владельцы вынуждены искать компромиссы с арендаторами - иначе не выжить. Предоставляют временные скидки, пересматривают условия договоров, идут на отсрочки платежей.
"И для регионов, и для столицы стратегия развития торговых центров одна - трансформация в многофункциональные пространства. ТЦ сегодня превращаются из мест для шопинга в центры досуга и впечатлений. Сегменты общепита, развлечений и услуг растут устойчиво - именно на них делаем ставку. Наш опыт показывает: работает формат "крепкого районника", где люди решают все повседневные задачи. Такие центры шаговой доступности выигрывают у крупных моллов - посетители экономят время, а мы получаем стабильный трафик", - говорит эксперт.
С учетом снижения ключевой ставки есть шанс на "разморозку" потребления, люди уже будут менее активно нести деньги на депозиты, так как процент снизится вслед за ставкой, считает вице-президент Союза торговых центров Наталия Кермедчиева. Что касается электронной коммерции, то есть несколько сценариев ее развития, отмечает она. Наиболее вероятный, оптимистичный для маркетплейсов: рост доли e-com в розничной торговле до 36% (соответственно, снижение офлайн-торговли до 64%). Переток покупателей в онлайн, особенно в категориях fashion, бытовой техники и электроники, товаров повседневного спроса, скорее всего, приведет к дальнейшему закрытию неэффективных точек (малые магазины, сети с низкой маржинальностью). При этом, считает Кермедчиева, произойдет развитие гибридных моделей: самовывоз в магазине, развитие офлайн-шоурумов с цифровыми каталогами, технологичных супермаркетов (роботизированные склады, сканирование товаров через приложение). Потребители будут использовать офлайн для "опыта", онлайн - для "цены и удобства". Продолжится трансформация торговых центров с упором на увеличение доли досуга, ресторанов и сервисов.
Источник:
2025-08-04T17:09:41Z
Онлайн-маркеты стали лидерами по утечкам данных. Специалисты по кибербезопасности говорят о слабой защите торговых площадок и предупреждают их клиентов о возможных рисках. В то же время привлечь маркетплейсы к ответственности за "разбазаривание" конфиденциальных сведений довольно сложно.
2025-08-01T09:08:32Z
Объем площадей, занимаемых иностранными ретейлерами, варьируется в зависимости от формата торгового центра, сообщает консалтинговая компания NF Group.
2025-08-01T13:51:07Z
Стоимость куриных яиц с начала нынешнего года снизилась на 36,5 %
2025-08-04T04:19:00Z
2025-08-01T03:00:18Z
Помимо этого, объем выручки увеличился на 30%