Поперек долга: россияне жалуются на навязанные страховки по кредиткам

Все новости — Транспорт

2025-08-04T01:45:06Z

В России на складах скопилось большое количество нераспроданных машин

2025-08-04T01:39:41Z

Жителей Сахалина предупредили о сильных дождях на острове

2025-08-04T01:13:00Z

Очередь к Крымскому мосту со стороны Тамани превысила 1,5 тыс. автомобилей

2025-08-04T00:30:00Z

Не понимаю, почему все так любят сидеть в самолете у окна? Другие места гораздо удобнее - и вот какие

2025-08-04T00:02:23Z

Волгоградский и Тамбовский аэропорты временно приостановили прием и отправку рейсов

2025-08-03T22:36:01Z

Закрытые после землетрясения на Камчатке маршруты открывают для туристов

2025-08-03T22:26:00Z

Станция "Бауманская" московского метро изменит режим работы из-за ремонта эскалатора

2025-08-03T21:35:05Z

"Павловский автобусный завод" выходит из корпоративного отпуска

2025-08-03T21:32:04Z

"Соллерс" вышел из корпоративного отпуска

2025-08-03T21:25:59Z

"Горьковский автомобильный завод" выходит из корпоративного отпуска

2025-08-03T21:23:17Z

Два судна столкнулись у Яхтенного моста в Петербурге // Катер перевернулся после столкновения с судном в Петербурге

2025-08-03T21:11:00Z

В августе пенсия придет больше: повышение затронет этих россиян

2025-08-03T21:02:39Z

В ГД внесут проект об ужесточении ответственности за хулиганство на борту самолётов

2025-08-03T21:02:00Z

Сомнительная репутация: какие марки авто не хотят покупать россияне

2025-08-03T21:01:00Z

Поперек долга: россияне жалуются на навязанные страховки по кредиткам

Поперек долга: россияне жалуются на навязанные страховки по кредиткам

2025-08-03T21:01:00Z — Как банки незаметно подключают клиентам допуслуги и можно ли от них отказаться


Клиенты банков жалуются на навязанные страховки по кредиткам, выяснили «Известия». Полисы им подключают автоматически при заключении договора. Люди сталкиваются с крупными списаниями вплоть до 10 тыс. рублей каждый месяц. Участники рынка стремятся нарастить свои доходы на фоне упадка сегмента кредитных карт — он становится всё менее выгодным из-за высоких ставок по вкладам. В перспективе это грозит дальнейшим ухудшением условий, считают эксперты. Как отказаться от навязанных услуг и что делать, если банк этому препятствует, — в материале «Известий».

Россияне активно жалуются на навязанные страховки по кредитным картам. Крупнейшие банки подключают клиентам полисы вместе с оформлением «пластика». Об этом говорят обращения пользователей «Народного рейтинга Банки.ру», которые изучили «Известия».

Например, о навязанных страховках сообщают клиенты Альфа-Банка. Они жалуются, что полис им подключили без предупреждения при оформлении кредитной карты. Некоторые клиенты обнаруживали, что ежемесячно в течение года с них списывалось по 1,7 тыс. рублей за страховку, о которой они ничего не знали. Люди уверяют, что не получали отдельной информации о дополнительном продукте при открытии «пластика».

В ВТБ ситуация похожая — даже после того, как клиент официально отказался от страховки при оформлении карты, позже с его счета всё равно списали плату за нее. Пользователи называют эти продукты навязанными.

В пресс-службе ВТБ уточнили, что клиент может отказаться от страховки и вернуть деньги, обратившись в банк или страховую компанию как лично, так и дистанционно.

Некоторые клиенты «Ренессанс Кредита» рассказали, что при оформлении карты им подключили сразу три страховки на сумму около 10 тыс. рублей в месяц. Клиенты утверждают, что в банке им не сообщили, что придется также платить за страхование жизни или полис от потери работы. Помимо того, один клиент сообщил о блокировке карты после отказа от страховки.

Газпромбанк, по словам клиентов, может списать деньги за так называемую защиту карты, даже если клиент заранее отказался от этой опции. Отдельные пользователи рассказали, что после получения зарплатной карты им выдали еще и кредитную, автоматически подключив к ней страховку, которая никак не отображалась в личном кабинете и о которой никто не предупреждал.

Пользователь Сбербанка тоже сообщил, что к его кредитной карте автоматически подключилась страховка — ее стоимость составила 199 рублей в месяц. Однако отказаться от нее можно было только при личном посещении офиса.

Клиент МТС-Банка пожаловался на незаметное подключение полиса по уже выданной кредитке — без отдельного уведомления или ясного указания в документах. Пользователь обнаружил его только после первых списаний и не мог сразу понять, за что именно сняты деньги.

«Известия» направили запрос в эти банки и остальным крупным участникам рынка.

ЦБ также фиксирует проблему навязанных страховок, но, по данным регулятора, такие случаи не носят массового характера. Банк России видит нарушения отдельных игроков рынка и ведет с ними индивидуальную работу. По ряду кейсов вопросы уже решены, сообщили «Известиям» в пресс-службе регулятора.

С кредитными картами чаще всего продаются полисы страхования жизни и здоровья, а также защита на случай потери работы, уточнил вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Глеб Яковлев. Кроме того, банки предлагают покрытие от мошенничества и страхование покупок: если приобретенные по карте товары были повреждены, украдены или утеряны, клиенту могут вернуть деньги. Нередко они оформляют комплексные полисы, объединяющие все перечисленные риски в одном продукте.

— Сегмент кредитных карт – это та область, где оформление договора страхования в меньшей степени соответствует интересам клиента, — подчеркнул экономист Андрей Бархота.

Банки используют скрытое страхование кредитных карт для повышения собственных комиссионных доходов, пояснил эксперт. При этом могут быть использованы самые разнообразные аргументы вроде «без страховки вы не получите нужного вам лимита» или «без полиса мы будем вынуждены повысить вам процентную ставку».

Из-за высокой ключевой (ЦБ держал ее на рекордном уровне 21% полгода) кредитные карты становятся всё менее выгодными для банков, уточнил Андрей Бархота. Если человек укладывается в льготный период, он вообще не платит финорганизации за использование заемных средств. Они, в свою очередь, выдаются за счет вкладов, ставки по которым сейчас достигают 15%. Это заставляет игроков рынка подстраиваться под новые условия с помощью разнообразных уловок, точечного ухудшения условий и непрозрачного информирования, пояснил эксперт.

В то же время банки открыто заявляют, что стали жестче относиться к клиентам, которые пользуются кредитками, только пока идет беспроцентный период. Об этом сообщал зампред правления «Уралсиба» Станислав Тывес. Некоторым из них могут блокировать расходные операции и снижать лимиты, от которых зависит максимальный размер долга. То есть золотой век «пластика» с выгодными льготными периодами и постоянно растущими лимитами, которые активно продвигались в последние несколько лет, уже в прошлом.

— В первом полугодии 2025-го выдача новых кредитных карт банками упала вдвое, сократившись до 1,07 млн штук, — подтвердила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

При продаже страховок к кредиткам проблема заключается как в навязывании услуг, так и в невнимательности самих потребителей, отметила замруководителя проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Алла Храпунова. Карты оформляются быстро — в пару кликов, и дополнительные услуги подключаются так же незаметно.

Достаточно случайно поставить галочку или подтвердить действие на экране, и страховка уже оформлена. Хотя по закону банк обязан отправить клиенту отдельное уведомление о таких услугах, но многие читают его поверхностно или вовсе пропускают, теряя шанс вовремя отказаться от страховки, подчеркнула эксперт.

Права потребителей на самом деле достаточно хорошо защищены — действует «период охлаждения» в 30 дней, в течение которых можно отказаться от страховки и вернуть деньги. При возникновении споров можно обратиться за помощью к финансовому омбудсмену или в Банк России.

С прошлого года ужесточились правила выдачи кредитных продуктов для борьбы с навязыванием дополнительных услуг, уточнили в ЦБ. Теперь банкам запрещено автоматически включать платные продукты без явного согласия клиента и применять другие навязчивые схемы.

ЦБ также внедряет новые способы быстро узнавать о нарушениях, связанных с навязыванием платных услуг. Например, в этом году на сайте Банка России заработал специальный онлайн-сервис, через который потребители могут сразу сообщать о возможных нарушениях своих прав. Это помогает регулятору быстрее реагировать на недобросовестные практики.

При этом, по статистике жалоб, случаи навязывания платных услуг происходят всё реже — проблема постепенно разрешается, уточнили в пресс-службе Банка России.

Страхование при оформлении кредитной карты должно быть добровольным, а не навязанным условием, заключили в ВСС. Клиентам важно давать выбор: оформить карту с разными вариантами защиты или без нее. Банки обязаны четко и понятно объяснять условия страхования, не перегружая деталями, а также обеспечивать простой доступ к полным документам перед подписанием.

Читайте также:

2025-08-02T21:01:00Z

У всех уведу: экономия на ChatGPT оборачивается утечкой данных для россиян

Стоит ли покупать совместную подписку на ИИ-сервисы и как обезопасить себя

2025-08-03T21:02:00Z

Сомнительная репутация: какие марки авто не хотят покупать россияне

Отдельные бренды могут покинуть рынок РФ до конца года

2025-08-01T12:41:56Z

Эксперт Сунь Ци: у США нет рычагов для посредничества в конфликте РФ и Украины

Исполнительный директор Центра исследования России и Центральной Азии при Шанхайской академии общественных наук назвал решение американского президента Дональда Трампа угрожать России санкциями нерациональным

2025-08-01T21:02:00Z

Обменный ресурс: как россияне относятся к покупке валюты

И как может измениться курс рубля до конца года

2025-08-03T09:30:00Z

Вместо рассрочки - кредит: россияне будут покупать товары и услуги по новым правилам

Конец халяве: рассрочка под жёстким контролем