Китайский переход: приведет ли революция ВИЭ к спаду спроса на нефть

Все новости — Экономика

2025-08-03T00:02:35Z

Доля россиян со средней зарплатой выше 100 тысяч рублей достигла 31,9%

2025-08-02T23:45:00Z

Вкладу не рады. Куда сейчас выгодно вложить сбережения

2025-08-02T23:34:00Z

Бахчевые развалы откроются в Москве 3 августа

2025-08-02T22:01:49Z

Страны ОПЕК+ проведут переговоры по добыче нефти на сентябрь

2025-08-02T21:30:00Z

Сливок нет, одна "пальма": в Роскачестве назвали марки сливочного масла, которое нельзя покупать даже по акции

2025-08-02T21:27:08Z

Индийские СМИ: нефтеперерабатывающие компании Индии продолжают закупать нефть из РФ

2025-08-02T21:02:00Z

Китайский переход: приведет ли революция ВИЭ к спаду спроса на нефть

2025-08-02T17:42:00Z

"Восьмерка" ОПЕК+ достигла принципиального согласия об увеличении нефтедобычи в сентябре на 548 тыс. б/с

2025-08-02T17:30:00Z

Названы две страны, где можно жить у моря на 50 тысяч в месяц - даже в ус не дуть

2025-08-02T17:22:00Z

Как минимум немцам процессоры Intel, видимо, неинтересны. Статистика Mindfactory говорит о соотношении 11 к 1 в пользу AMD

2025-08-02T17:15:12Z

Депутат ГД Миронов предложил создать госбанк для кредитования по низким ставкам

2025-08-02T16:51:00Z

Видеокарты Radeon RX 9070 действительно покупают? Карты до сих пор не появились в статистике Steam

2025-08-02T16:48:28Z

Что такое ретроградный Меркурий и как он влияет на человека

2025-08-02T16:44:32Z

Как встать на биржу труда в 2025 году: пошаговая инструкция

2025-08-02T16:34:13Z

Сенатор Пушков: индийские нефтеперерабатывающие заводы продолжают закупать российскую нефти

Китайский переход: приведет ли революция ВИЭ к спаду спроса на нефть

2025-08-02T21:02:00Z — Российские нефть и газ будут нужны КНР вне зависимости от роста возобновляемой генерации


Китай в последние годы превратился в крупнейшего потребителя энергоресурсов. За последние 20 лет именно потребление нефти и газа в КНР постепенно стало самым важным фактором международного рынка углеводородов — об этом можно судить хотя бы по тому, как инвесторы реагируют на каждую новость о китайской экономике. Это касается в том числе и России, которая нарастила свои поставки на восток после санкций со стороны Евросоюза. При этом Китай быстро увеличивает свои мощности по производству электроэнергии, в том числе и из возобновляемых источников (ВИЭ), что может привести к спаду импорта нефти. «Известия» опросили экспертов о том, насколько развитие китайских ВИЭ опасно для мирового нефтегазового рынка и куда могут быть перенаправлены углеводородные потоки из России в случае снижения потребления в Китае.

Несмотря на довольно серьезные проблемы, включая дефляцию и спад на рынке недвижимости, китайская экономика продолжает расти значительными темпами — около 5% в год. Рост ВВП КНР подтверждается и такими показателями, как увеличение энергопотребления. В 2024 году потребление первичной энергии (всех видов) в стране выросло почти на 10% к 2023-му, достигнув 176 ЭДж. На первый взгляд, это выглядит как бездонный рынок для экспортеров топлива в страну, тем более что добыча нефти и газа в Китае растет намного медленнее.

Но не всё так просто. КНР в последние годы испытывает настоящий бум электрификации. В 2024 году общая установленная мощность генерации в стране достигла 3349 ГВт, на 14,6% больше, чем годом ранее. При этом возобновляемые источники обеспечили 56% этого объема. План по установке ВИЭ-мощностей (1200 ГВт к 2030 году) был побит за шесть лет до означенной даты. С потреблением та же история. Китай стал первой крупной экономикой в мире, в которой доля электромобилей от всех проданных машин в прошлом году достигла 50%. В 2025-м эта доля может еще увеличиться. Это отразилось на потреблении горючего топлива, которое показало в 2024 году спад на 2,5% по сравнению с уровнем 2021 года.

В этой связи существует серьезное беспокойство относительно способности Китая поддерживать рост мирового спроса на нефть, что он исправно делал в последние пару десятилетий. Аналитики считают, что эта перспектива вполне реальна, но есть существенные нюансы.

Сегодня транспортный сегмент Китая обеспечивает половину внутреннего спроса на нефть. Согласно прогнозам Sinopec, в ближайшие три года будет наблюдаться рост потребления нефти, как в этом сегменте потребления, так и в целом в стране. Однако в 2028–2030 годы тренд сменится, и далее будет происходить ускоренное сокращение спроса на моторные топлива, поскольку в последние три года скорость развития транспортных средств на новых источниках энергии превосходила ожидания. Поскольку Китай — крупнейший мировой импортер нефти, его тренды потребления черного золота, связанные с энергопереходом, будут влиять на глобальный спрос.

Если Китай снизит свое нефтяное потребление, а следовательно, импорт нефти, основными альтернативными источниками спроса станут Индия, наращивающая закупки из-за роста населения и промышленности, развивающиеся страны АТР (прежде всего Индонезия, Таиланд и Вьетнам), являющиеся быстрорастущими рынками автомобилей и нефтехимии, и Ближний Восток — регион, НПЗ и нефтехимические кластеры которого (например, в Саудовской Аравии) увеличат спрос на сырую нефть. И, наконец, Африка, где рост населения и урбанизация могут поддержать спрос, особенно если нефть будет конкурентоспособной по сравнению с другими топливами. Однако ни один из этих регионов не заменит Китай полностью — их совокупный рост не компенсирует резкого снижения китайского импорта, если оно произойдет. Следовательно, пик глобального спроса на нефть будет пройден.

При сокращении спроса на нефть Китай в интересах энергобезопасности будет отдавать приоритет собственной добыче нефти. Что же касается закрытия потребности в импорте, здесь страна также будет исходить не только из чисто экономических интересов (и покупать самую дешевую нефть), но и учитывать геополитические и логистические риски. В этом смысле трубопроводные поставки нефти, а также морские с коротким плечом из РФ будут иметь приоритет.

С точки зрения газа ситуация для российского газа еще более комфортная, поскольку в Китае пока не предполагается прохождения пика спроса на голубое топливо, скорее, напротив, прогнозируется рост его потребления. Следовательно, страна будет заинтересована в наращивании закупок газа из России.

Китай наращивает производство энергии из возобновляемых источников, за 2024 год прирост составил 16%, в том числе производство гидроэнергии возросло на 10%, солнечной — на 43%, ветровой — на 12%. Потребление нефти неуклонно росло в Китае до 2023 года, в прошлом году снижение можно оценить на уровне 2%. Потребление газа в Китае в 2024 году возросло на 7%. Незначительное снижение объемов потребления нефти связано с развитием электротранспорта и увеличением его доли на китайском рынке. При этом растущие мощности возобновляемой энергетики удовлетворяют потребности динамично развивающегося промышленного сектора Китая.

Спрос на газ в Китае будет расти для развития энергоемких производств, расширения газовой инфраструктуры для нужд населения, энергоперехода от использования угля к более чистому топливу — газу. Развитие возобновляемой энергетики в Китае, так же как и сотрудничество с Россией в части стабильных поставок энергоресурсов, является стратегически важным направлением для обеспечения энергобезопасности страны.

Лидерство в производстве и продаже электромобилей позволило Китаю (60% мировых продаж в 2023 году по данным Международного энергетического агентства (МЭА)) планомерно снизить спрос на нефть на 1,2 млн баррелей в сутки с 2019 года (на 1–2% в год), и, по прогнозам МЭА, к 2030 году спрос сократится еще на 2,5 млн б/с. Судя по прогнозам, к этому моменту почти каждый третий автомобиль на дорогах Китая будет электрическим. В связи с чем компания BP в отчете прогнозирует, что Китай достигнет потолка потребления нефти на топливо в 2030 году, а МЭА — что уже в 2025 году.

Для мира это демонстрирует тенденцию сдвига в снижении спроса на нефть, поскольку Китай в 2000–2020-е был одним из основных мировых потребителей нефти (19% мирового спроса, по данным Энергетического института), в том числе главным потребителем российской нефти (в те годы спрос рос каждый год на 6%, сейчас он сокращается). При этом в 2025–2030 годах спрос на российскую нефть Китаем будет еще обеспечиваться большим числом нефтехимических заводов, перерабатывающих полимеры, синтетические волокна. Однако далее он сократится, так как Китай в качестве национальной цели 14-го пятилетнего плана сам ставит задачу существенно сократить потребление нефти к 2030 году.

Потеря китайского импорта для России на этапе до 2050 года будет восстановлена за счет роста развивающихся стран. Основным лидером поставок останется Индия, благодаря росту ВВП и индустриализации. В Африке спрос на все нефтепродукты будет расти примерно на 2% в год, чему будет способствовать рост ВВП и населения стран континента. В связи с этим стоит ожидать, что экспорт нефти из России в 2030–2050 годах практически полностью переориентируется на страны АТР (например, во Вьетнам), а также страны Африки и Латинской Америки.

Эффект постепенного перехода Китая на электротранспорт на рынок нефти будет заметен не сразу. На данный момент продажи электромобилей и гибридов составляют уже более 50% от общих продаж автомобилей в стране. Однако их доля среди существующих автомобилей составляет менее 10%, так как замена уже существующих автомобилей с ДВС на электромобили будет долгим процессом. Также важно отметить, что гибриды, которые полагаются не только на электродвигатель, в Китае сопоставимы по популярности с электромобилями. На этом фоне мы не ожидаем быстрого снижения спроса на нефть в Китае в обозримом будущем, однако считаем вероятным достижение пика спроса в Поднебесной уже в ближайшие годы.

ОПЕК в своих прогнозах отмечает, что в ближайшие 20–25 лет драйверами мирового спроса на нефть могут стать регионы, где еще продолжается рост экономики и населения. В частности, это могут быть Индия, Юго-Восточная Азия, ряд стран Африки и Латинской Америки. В то же время в развитых экономиках за этот же период спрос на нефть может снижаться из-за развития ВИЭ и электротранспорта и тренда на снижение населения, в связи с чем мы считаем, что пик по спросу на нефть может быть в диапазоне 105–115 млн б/с, что ниже значений, прогнозируемых ОПЕК.

На наш взгляд, активное развитие ВИЭ в Китае является одним из рисков для российской газовой отрасли, так как солнечная и ветряная генерация частично заменяют газовую и угольную. В частности, в условиях развития ВИЭ и прогнозируемого снижения населения для Китая может быть менее востребован проект «Сила Сибири – 2» или планирующиеся проекты в сфере СПГ («Мурманский СПГ», «Арктик СПГ-1» и т.д.). При этом проблемой это может стать скорее в долгосрочной перспективе, а в ближайшие годы сложностей с экспортом нефти и газа в Китай мы не ждем.

Читайте также:

2025-07-30T05:26:35Z

Reuters: Китай не откажется от нефти из РФ после угроз Трампа

Китайская сторона дала жесткий отпор американскому давлению, отказавшись прекращать импорт нефти из России

2025-08-01T21:01:00Z

Цена для спроса: инфляция в США подскочит в 1,5 раза из-за новой торговой войны

Упадет ли интерес к российским энергоресурсам на фоне масштабного введения пошлин

2025-07-31T21:02:00Z

Тренд на ускорение: нефть последовательно прибавляет в цене на фоне угроз из США

Намерения Трампа инициировать торговую войну за счет вторичных санкций против России давят на котировки

2025-07-31T17:44:43Z

Контрактный рельс: Россия планирует начать железнодорожные перевозки в Лаос через КНР

На каком языке общались лидеры в Кремле и что Вьентьян подарил Москве на 65-летие дипотношений

2025-08-01T12:41:56Z

Эксперт Сунь Ци: у США нет рычагов для посредничества в конфликте РФ и Украины

Исполнительный директор Центра исследования России и Центральной Азии при Шанхайской академии общественных наук назвал решение американского президента Дональда Трампа угрожать России санкциями нерациональным