По заветам Плюшкина: власть не знает, как вывести автомобильный рынок из тупика

Все новости — Экономика

2025-08-02T13:08:08Z

Пшеница и родий стали самыми подорожавшими в мире товарами в июле

2025-08-02T12:43:37Z

Трамп уволил главу Бюро трудовой статистики из-за слабых показателей рынка труда США

2025-08-02T12:40:06Z

«КАМАЗ» за первое полугодие получил более 20 миллиардов рублей убытка

2025-08-02T12:29:29Z

Пушков заявил, что российскую нефть нечем заместить на мировом рынке

2025-08-02T12:00:00Z

Skoda Kodiaq сильно подешевел в России: за три месяца стоимость машины под заказ опустилась на 600 тыс. рублей — до 2,4 млн рублей

2025-08-02T11:41:20Z

Более 50 процентов немцев недовольны работой фон дер Ляйен, пишет Bild

2025-08-02T11:29:53Z

В Татарстане некоторые овощи подешевели более, чем на 12% за прошлую неделю

2025-08-02T11:26:00Z

Седан Chevrolet размером с Toyota Camry, дешевле Lada Aura с 9-ступенчатым «автоматом» — от 1,9 млн рублей. В России начали предлагать Chevrolet Malibu XL

2025-08-02T10:59:00Z

Зарплаты некоторым категориям бюджетников в России повысят на 7,6% с 1 октября

2025-08-02T10:44:54Z

В России раскрыли формулу богатства

2025-08-02T10:37:00Z

Мама внесла 500 рублей на сберкнижку в 1984 году — узнала в Сбербанке, сколько денег там сегодня

2025-08-02T10:18:10Z

Турция установила рекорд по экспорту товаров в июле

2025-08-02T10:13:50Z

Туристов предостерегли от популярных уловок вытягивания денег в Абхазии

2025-08-02T10:07:00Z

По заветам Плюшкина: власть не знает, как вывести автомобильный рынок из тупика

2025-08-02T10:07:00Z

Госдолг Марий Эл уменьшился на 1,6 млрд рублей

По заветам Плюшкина: власть не знает, как вывести автомобильный рынок из тупика

По заветам Плюшкина: власть не знает, как вывести автомобильный рынок из тупика

2025-08-02T10:07:00Z — Уход в вынужденные отпуска трудовых коллективов сразу четырех российских автозаводов, массовое разорение автодилеров при годовом сокращении продаж автомобилей на 27 процентов является результатом фискальной и протекционистской политики государства, которое хотело как лучше, а получилось как всегда.


Виктор Левин

Ежедневное чтение плохих автомобильных новостей из России вызывает у автора этих строк ассоциацию с поэмой Гоголя «Мертвые души» и одним из ее самых ярких персонажей — богатейшим (800 душ!) помещиком Степаном Плюшкиным.

С одной стороны, скряга Плюшкин в латаном-перелатоном зипуне получил прозвище «прореха на человечестве», с другой…

И при таком-то богатстве крепостные Плюшкина либо вымирали от непосильного труда и голода, либо массово сбегали от хозяина.

Тем временем на складах и стоянках дилеров, аки бессмысленные запасы Плюшкина, второй год ржавеют и пылятся ни то 500, ни то 700 тысяч новеньких автомобилей, которые невозможно продать из-за высоких цен, накрученных государственными поборами в виде таможенных платежей и утильсбора, а так же по причине столь же грабительских кредитных ставок.

Коллективным Плюшкиным для авторынка выступают российские власти — Минпромторг и Минфин.

Они, конечно, заботятся о благе отечественной экономики, накручивая 2,5-3 цены на иномарки. Программа удушения прямого импорта готовых автомобилей рассчитана до 2030 года, когда утильсбор достигнет максимальных значений. А чтобы не было сомнений в реализации поставленной цели, министр промышленности Алиханов обещает прикрыть любые лазейки для сколько-нибудь льготных покупок иномарок с моторами более 160 лошадиных сил.

Но нынешний коллапс авторынка можно считать промежуточным результатом, некой контрольной точкой марафона.

И что мы видим на этом пит-стопе? Недоступность иномарок помогла российским производителям?

Да ничуть не бывало. Запасы непроданных автомобилей растут у «АвтоВАЗа» точно так же, как и стада ввезенных дилерами иномарок. Флагман отечественного автопрома уходит в отпуск, сокращает рабочую неделю до четырех дней, обещая еще и снизить зарплаты на 20 процентов.

Но ведь пару недель назад тот же флагман вывел на рынок «Искру», которую ждали долгих 10 лет!

А где десятки тысяч предзаказов? Где очереди благодарных покупателей, мечтающих обрести новинку? Почему завод в Тольятти еще не перешел на третью смену и не работает в выходные, стремясь удовлетворить растущий спрос?

Так ведь нет никакого ажиотажа, растущего спроса и тысяч предзаказов. Тишина и покой в автосалонах после мощного пиаровского и рекламного выхлопа. Автор этих строк уже месяц пытается найти хоть одного знакомого москвича, который мечтает за 1,6 — 1,8 миллиона рублей купить устаревший «Рено-Логан» с задними барабанными тормозами, со скверными вазовскими моторами и китайским вариатором, разгоняющим «Искру» аж за 13,8 секунды до 100 км в час.

Честно скажу: не нашел такого мечтателя.

Ну ладно, «Искра» не нравится. Давайте купим у «АвтоВАЗа» машину другого класса. С индексами А, С, D, S, F… Так ведь нет ничего, кроме четырех моделей В-класса, и обещаний сделать какой-то там кроссовер «Азимут» из той же серии.

Но если флагман «АвтоВАЗ» даже на словах не собирается производить автомобили в широком ассортименте, то от кого защищают его пошлины на «Мерседесы», БМВ, «Лэнд крузеры»?

Ах, вспомнил, что задача пошлин и утильсбора привлечь иностранных производителей в Россию. Тех самых, которые ушли от нас по политическим причинам и каяться в содеянном не собираются, покуда их политики не дадут «добро».

Поэтому пока приходят одни китайцы, но очень робко и с кучей оговорок. Как, например, «Чери» под видом калужского «Тенета». При этом продажи «Чери» китайской сборки никто ограничивать не собирается. Можно предположить, что «Тенет» в лучшем случае получит свои полтора-два процента рынка, оставшись локальным производителем, находящимся про прессом острой конкуренции с «материнской» компанией.

Ровно та же участь постигла проект «Москвич». Убытки на 8 миллиардов рублей и ничтожные 7,4 тысячи машин, проданных за полгода — к такому результату стремились инициаторы реанимации столичного автопрома?

Вопрос риторический. Они, разумеется, хотели объемов производства на порядки большие. Вот только забыли спросить у массового покупателя: так ли им нужен китайский JAC с русским шильдиком?

Во второй половине 2025 года на заводе «Москвич» собираются начать производство первого отечественного электромобиля «Атом». Дело хорошее. И машинка вполне симпатична. Вот только массовый российский покупатель никакого интереса к электричкам не проявляет. От слова «вообще»! Достаточно сказать, что продажи локализованного в Липецке электромобиля Evolute i-PRO составляют около 100 штук в месяц. На всю Россию! А ведь и цена весьма доступна, и госльготы есть… И хочется еще раз спросить у Минпромторга: вы ради «Атома» и ему подобных проектов вводите кошмарные пошлины и утильсбор?

Через пару лет и нескольких провалов в реализации авантюрных проектов (кстати, Минпромторг, а где там ваша новая «Волга» на базе китайской «Хончи»???) власти получат еще худшую статистику по состоянию российского автопарка, чем сегодня.

Сегодня в стране около 48 млн автомобилей, 70,5% из которых старше десяти лет. Общий средний возраст машин — 15,5 года. При этом три года назад он был на 1,5 года меньше — 14 лет.

Напомним, что для обновления автопарка в стране надо продавать минимум 2,5-3 миллиона автомобилей в год. В 2024 году продали всего 1,5 миллиона. В 2025 году идет очередное снижение спроса и продаж.

Вероятно, единственный способ оживить автомобильную отрасль — отказаться от заведомо невыполнимых целей по локализации автопроизводства в России и резко снизить государственные поборы с каждой ввезенной иномарки.

Помимо удовлетворения общественных потребностей в новых автомобилях, эта мера сохранит жизнь и здоровье сотням тысяч россиян, которые сегодня вынуждены передвигаться на автохламе.

Читайте также:

2025-07-30T07:35:02Z

Рынок на распутье: что будет с ценами на новые автомобили к концу года

На фоне текущего состояния автомобильного рынка эксперты отрасли выражают обоснованные сомнения относительно перспектив его оживления в ближайшем будущем. Несмотря на предпринятые меры по снижению ключевой ставки, которые теоретически могли бы стимулировать экономическую активность и, как следствие, спрос на машины, данная инициатива не продемонстрировала ожидаемого эффекта.

2025-07-31T06:43:06Z

"Ъ": автодилеры вынужденно закрывают точки из-за низкого спроса на рынке

По словам директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, во втором квартале число автомобильных салонов уменьшилось на 137, до 2,95 тыс. точек

2025-07-31T10:39:35Z

Автодилеры начали сокращать число шоурумов на фоне снижения спроса на автомобили

Торможение экономики и слабый спрос на автомобили вынуждает автодилеров сокращать количество точек продаж и контрактов с брендами и отказываться от работы с автомобилями с пробегом. По прогнозу экспертов, до конца года могут быть закрыты почти 20% автосалонов

2025-08-01T21:01:27Z

Российские автозаводы массово стали меньше работать. Почему это происходит и при чем тут Китай?

2025-08-02T04:45:45Z

Легковушки на плаву: автолизинг удерживает рынок от серьезного падения

Российский рынок транспортного лизинга в первом полугодии 2025 года попал в зону турбулентности из-за ужесточения денежно-кредитной политики, однако автомобильный сегмент позволил смягчить жесткое падение, хотя и здесь наблюдается снижение объёма операций, считают опрошенные РИА Новости участники отрасли.