2025-07-29T00:06:33Z
Депутат Боярский: Rustore должен войти в предустанавливаемые Apple приложения
2025-07-28T23:01:06Z
Баканов раскрыл стоимость частных спутников
2025-07-28T22:32:00Z
Донбасс и Новороссия получат свыше 52 млн рублей на экологические мероприятия
2025-07-28T21:15:34Z
Счетная палата предложила исключить развитие туризма из ИПР десяти регионов
2025-07-28T21:10:16Z
СП оценила результаты реализации планов развития регионов
2025-07-28T21:01:46Z
Глава "Роскосмоса" заявил, что проект программы сведения МКС с орбиты уже разработан
2025-07-28T20:51:00Z
Совершенно новый мотоцикл «Урал» с коляской: представлен Ural 500 за 15 тысяч долларов
2025-07-28T20:16:51Z
В Госдуме назвали нереалистичным возврат коллекторов в сферу ЖКХ
2025-07-28T20:10:27Z
Прокуратуру Высокогорского района Татарстана возглавил Рим Сунгатуллин
2025-07-28T20:05:49Z
В Думе назвали нереалистичным предложение продавать долги граждан за ЖКХ
2025-07-28T20:02:00Z
Управляющие компании Подмосковья оштрафовали на более чем 11 млн рублей
2025-07-28T19:51:50Z
Врио главы Коми потребовал более амбициозный план развития сельского хозяйства
2025-07-28T19:51:02Z
Мэр Зеленодольска встретился с участником проекта «Батырлар. Герои Татарстана»
2025-07-28T19:30:51Z
В Госдуме предложили упростить получение компенсации за некачественную воду
2025-07-28T19:26:27Z
Администрация молдавского района Каушаны просит ввести режим ЧП
2025-07-28T15:37:27Z — Муниципальные власти обязаны обеспечивать жильем детей-сирот за счет субвенции на осуществление государственных полномочий, и эту обязанность с них никто не снимает. Однако если размер субвенции недостаточен, то органы местного самоуправления (МСУ) освобождаются от административной ответственности за неисполнение данных полномочий и соответствующего решения суда.
К такому выводу пришел Конституционный суд, изучив запрос Костромского областного суда. Как следует из материалов дела, костромская Фемида усомнилась в конституционности статьи 24.5 КоАП РФ "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении", среди которых значится и недостаточный размер субвенции для осуществления государственных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ и органам МСУ. Можно ли применять ее в противостоянии костромской сироты и местных властей - такой вопрос был поставлен перед службами высшей юридической инстанции страны.
Наталью (имя изменено) поставили на учет как сироту, нуждающуюся в жилье, через суд. Во исполнение судебного приказа местные власти внесли ее в соответствующий региональный список, однако на деле исполнить решение суда чиновники просто не могли.
Согласно материалам дела, объем субвенций, предоставляемых им из бюджета Костромской области на осуществление государственных полномочий, определяется без учета реальной очереди из детей-сирот.
Как следствие, в отношении городской администрации, по данным на 2021 год, были возбуждены почти двести пятьдесят исполнительных производств, обязывающих предоставить жилые помещения указанной категории лиц. Наталья стала 251-й.
За неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера местные судебные приставы трижды оштрафовали администрацию Костромы на общую сумму в 130 тысяч рублей.
Обжалуя наказание, местные власти обратились в Костромской областной суд, который в свою очередь попросил разъяснений у высшей юридической инстанции страны. С одной стороны, невыделение денег из бюджета субъекта на обеспечение жильем либо их недостаточное выделение не может быть основанием для ограничения прав граждан на обеспечение жильем - это позиция местных судов.
С другой стороны, статья 24.5 КоАП, как полагает сторона защиты, носит безусловный характер и не содержит условий, позволяющих оценивать достаточность усилий органов МСУ по истребованию необходимых сумм.
Судьи КС РФ частично поддержали обе позиции и дали оспоренным нормам исчерпывающее правовое толкование. В решениях КС неоднократно подчеркивалось, что недостаточность финансирования не освобождает государство от исполнения своих обязательств, тем более если это обязательства перед гражданами. А уж если гражданам пришлось прибегнуть к конституционному праву на справедливую судебную защиту, то механизмы своевременного и полного исполнения судебных актов должны быть эффективными.
Как минимум местные власти обязаны информировать все стороны процесса, в том числе приставов-исполнителей, как продвигается исполнение судебного решения, с указанием причин затягивания, раз уж оно происходит.
- Иное означало бы не только игнорирование общеобязательности судебного акта, но и фактически снятие с органов МСУ ответственности за надлежащее и добросовестное исполнение переданных им полномочий и вело бы к нарушению Конституции РФ, - указал КС РФ.
Часть 5 статьи 24.5 КоАП РФ признана не противоречащей Основному Закону страны, поскольку она действительно не требует дополнительного исследования того, насколько настойчиво органы местного самоуправления требовали своевременного и полного перечисления субвенций для осуществления государственных полномочий.
При этом размер субвенции, равный или превышающий расходы по требованию конкретного исполнительного документа, сам по себе не может свидетельствовать о ее достаточности, поскольку эти средства предназначены и на другие статьи расходов
Однако если выяснится, что местные власти предоставили неверную информацию, на основании которой исчисляется размер соответствующих субвенций, дело об административном правонарушении прекращению не подлежит. Рассмотрение дела в Костромском областном суде будет завершено с учетом этого толкования.
Однако самый важный вывод по делу сироты из Костромы имеет принципиальное значение в масштабах всей страны.
Прекращение производства по делу об административном правонарушении в подобных случаях не влечет прекращения обязанности местных властей исполнить требование суда, то есть предоставить жилье сироте, постановил КС РФ.
Оно также не снимает с органов государственной власти обязанность обеспечить органы МСУ материальными и финансовыми ресурсами, чтобы это требование было выполнено.
Источник:
2025-07-17T15:30:04Z
Конституционный суд РФ разрешил не наказывать муниципальные власти за неисполнение решения суда об обеспечении жильем детей-сирот, если субвенция на осуществление государственных полномочий, перечисленная органам МСУ, оказалась недостаточной. Однако это не освобождает местные власти от обязанности выделить сироте квартиру в соответствии с законодательством.
2025-07-18T10:44:00Z
Покупку сиротой жилья в ипотеку и при помощи материнского капитала нельзя использовать как повод отказать в предоставлении положенного по закону благоустроенного жилья от государства, разъяснил Конституционный суд РФ.Постановление опубликовано на сайте суда в пятницу.Поводом к проверке положений федеральных законов "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", и статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, а также статей 327.1 и 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ стала жалоба жительницы Алтайского края Регины Темиржановой.Темиржанова осталась без попечения родителей и с 2014 года состояла в списке подлежащих обеспечению жильем на территории региона.
2025-07-22T16:21:13Z
Если гражданин, в детстве оставшийся без родителей, во взрослом возрасте смог приобрести квартиру собственными силами, это не освобождает государство от обязанности обеспечить его жильем.
2025-07-17T12:45:14Z
Конституционный суд России подтвердил право органов местного самоуправления (МСУ) на освобождение от ответственности за неисполнение полномочий, если на их реализацию государство выделило недостаточно средств.
2025-07-18T08:31:55Z
Конституционный Суд Российской Федерации внес ясность в вопрос об условиях, при которых муниципальные органы управления освобождаются от бремени ответственности за неисполнение возложенных на них государственных задач, если эти задачи не обеспечены должным финансированием