2025-07-21T03:30:23Z
В крупнейшем вузе Камчатки создали кластер туристических программ
2025-07-21T02:38:00Z
Илон Маск анонсировал Baby Grok
2025-07-21T00:30:00Z
Ученые нашли новый источник вспышек в звездных «зародышах»
2025-07-21T00:13:00Z
9 предметов, которые вы зря не стираете в стиральной машине
2025-07-20T22:47:00Z
Близнецы смогут добиться желаемого, Девам стоит мыслить рационально, а Рыбам будет многое под силу
2025-07-20T22:40:00Z
Иностранные ученые будут руководить рядом передовых исследований в городах России
2025-07-20T21:01:00Z
«Российские центры примут иностранных ученых мирового уровня»
2025-07-20T20:39:00Z
Квантовый прорыв: спустя 20 лет теории учёные впервые очистили магические состояния на логических кубитах
2025-07-20T19:56:00Z
Redmi Turbo 5 станет мощнее хитового Redmi Turbo 4. Раскрыта платформа смартфона
2025-07-20T19:55:00Z
Южная Корея включается в лунную гонку: страна объявила о планах создания базы на Луне к 2045 году
2025-07-20T19:23:00Z
NASA тестирует двухступенчатую систему охлаждения, которая стабилизирует температуру топлива в космосе
2025-07-20T18:12:42Z
Провидцы предрекли: человечество скоро получит ответ на важный вопрос
2025-07-20T18:09:00Z
Meta* отказалась подписать Кодекс поведения ЕС для ИИ, назвав его «чрезмерным и угрожающим инновациям»
2025-07-20T17:57:17Z
Доцент Балынин рассказал о влиянии ИИ на рынок труда
2025-07-20T17:47:00Z
Специалист Боева рассказала об оптимальном возрасте для начала использования гаджетами детьми
2025-07-20T19:23:00Z
Несмотря на экстремальный холод космического вакуума — до -270°C — сохранить жидкий водород и кислород на орбите или на поверхности другой планеты оказывается неожиданно сложной задачей. Тепло от солнечного излучения, работы бортовых систем и даже остаточного теплового излучения самой ракеты способно нагревать баки и испарять топливо. На орбитах Земли и Луны это означает миллионы долларов потерь и угрозу для миссий, а при подготовке к полётам на Марс — делает хранение топлива на месяцы или даже годы практически невозможным.
Решение, которое сейчас проходит 90-дневную проверку в Хантсвилле (штат Алабама), основано на двухступенчатом активном охлаждении. Новая технология включает два независимых контура с циркулирующим гелием, охлаждённым до -253°C и -183°C соответственно. Один из контуров встроен в многослойный алюминиевый тепловой экран, окружающий топливный бак и отсекающий большую часть внешнего тепла. Второй непосредственно соприкасается со стенками бака, обеспечивая стабильную температуру топлива.
Кэти Хенкель, руководитель проекта Cryogenic Fluid Management, подчёркивает: «В длительных миссиях сбрасывать испарившийся водород невозможно — мы просто не можем позволить себе потерю топлива. Технология активного охлаждения обеспечивает стабильное хранение топлива не только в полёте, но и на поверхности других тел Солнечной системы».
Сегодня криогены применяются в миссиях продолжительностью менее недели — например, при запусках тяжёлых ракет. Для межпланетных экспедиций этого недостаточно: баки приходится делать большего объёма «с запасом на испарение», что увеличивает массу и стоимость миссии. Технология, проходящая сейчас испытания, нацелена на устранение этой зависимости.
Криогенное управление жидкостями — часть более широкой технологической программы NASA Technology Demonstration Missions и объединяет более 20 проектов в области хранения, подачи и контроля топлива. Работа ведётся совместными усилиями Центра Маршалла и Исследовательского центра Гленна в Кливленде.
Тесты продлятся до сентября. Их успешное завершение станет важным шагом к пилотируемым полётам в дальний космос, где необходимость хранить сотни килограммов жидкого водорода и кислорода не недели, а месяцы — уже не вопрос будущего, а инженерное требование.
2025-07-13T07:07:00Z
2025-07-14T11:30:00Z
2025-07-14T19:33:00Z
2025-06-28T17:50:00Z
2025-07-05T07:00:00Z
Ученые предложили альтернативную теорию для полетов за пределы Солнечной системы