памяти Александра Митты

Все новости — Культура

2025-07-14T21:01:00Z

Какой сегодня день

2025-07-14T20:31:09Z

Юрия Мороза похоронят 16 июля на Ваганьковском кладбище

2025-07-14T20:30:00Z

Обладательницы этих имен прекрасные хозяйки, верные жены и лучшие мамы - точность поражает

2025-07-14T20:26:28Z

В Светлогорске Псковский музей впервые представит серебряные украшения сето

2025-07-14T20:08:00Z

Появилось первое фото со съемок сериала про «Гарри Поттера»

2025-07-14T20:01:26Z

Цены — космос, еда — холодная: что гостям не понравилось на «Вкусной Казани»

2025-07-14T19:37:27Z

На Чеховском фестивале расцвел калейдоскоп спектаклей со всего мира

2025-07-14T19:30:00Z

Имена победителей и финалистов конкурса брендов РФ объявят в Москве 17 июля

2025-07-14T19:30:00Z

«Программа, которая реально работает»: в Арске прошел фестиваль добрососедства «Наш двор»

2025-07-14T19:21:00Z

На одной из троп «Уфимского ожерелья» появился гармонист

2025-07-14T19:10:00Z

Это восьмидюймовый монитор 4 : 3, который выглядит, как модель с ЭЛТ, но на самом деле им не является. Mizuki создала странную ретро-модель

2025-07-14T19:10:00Z

Человек с сильной харизмой: кинокритик рассказал, каким был Александр Митта

2025-07-14T18:58:17Z

Певец из Узбекистана Шохрух Ганиев примет участие в «Интервидении»

2025-07-14T18:57:16Z

Музыкальный фестиваль в Истре посетили восемь тысяч человек

2025-07-14T18:55:40Z

Николь Кидман вызвала восторг поклонников, показав натуральные волнистые волосы

памяти Александра Митты

2025-07-14T16:39:10Z — «Он был тем, кто взялся прививать на нашу почву не самую органичную нам концепцию. Идею того, что фильм — это не череда гениальных прозрений, а жёсткая конструкция, существующая по единым для всех законам, которые нужно изучать, как законы физики, и не пытаться их обмануть. Но если следовать им, кино необязательно получится гениальным, но плохим уже точно не будет».


Умер Александр Митта. Режиссёр, актёр, продюсер, народный артист, преподаватель. И что самое важное для автора этих строк — сценарист.

2012 год, в России пробиваются первые ростки отечественного сериалостроения. Продюсеры, вдохновлённые успехами западных платформ, понимают, что сериалы — это новое золото. А мне, на тот момент автору двух романов, пишет сооснователь одного сценарного бюро: «Умеете писать сценарии?» Я понятия не имею, как это делать, но, разумеется, отвечаю, что умею. Окей, говорят мне, вот тестовое задание. Время на выполнение — сутки.

Что ж, я лезу в интернет и начинаю лихорадочно выхватывать какие-то куски. И где-то в открытом доступе находится книга: Александр Митта, «Кино между адом и раем». Прочитываю её за ночь, а утром с красными глазами и тяжёлой головой пишу сценарий своей первой в жизни короткометражки. Получаю ответ: «А что, неплохо. Давайте работать».

Митта — советский режиссёр, первый фильм которого («Друг мой, Колька!..») вышел в 1961 году. Он из того поколения киношников, у которых киносценарии по форме больше напоминали рассказы, а съёмки часто превращались в этакий капустник — череду импровизаций гениальных актёров, которую режиссёр по мере своих возможностей пытается направлять в конструктивное русло.

Александр Наумович мог бы быть одним из них, но не стал. Он проповедовал «американскую модель», где сценарий — это инструкция по сборке фильма, написанная так, чтобы на выходе получилось именно то, что задумывалось, не больше и не меньше. В своей книге он ставит западных актёров тех лет в пример нашим: они не импровизируют, не фонтанируют идеями, а играют то, что написано, но делают это чётко.

И первый советский фильм-катастрофа, кинохит «Экипаж», собравший 71 млн зрителей (в 1980 году!), получился именно у него.

Как получился и один из первых сериалов нового типа, предвестник грядущего бума — «Граница: Таёжный роман».

Он был тем, кто взялся прививать на нашу почву не самую органичную нам концепцию. Идею того, что фильм — это не череда гениальных прозрений, а жёсткая конструкция, существующая по единым для всех законам, которые нужно изучать, как законы физики, и не пытаться их обмануть. Но если следовать им, кино необязательно получится гениальным, но плохим уже точно не будет.

Голливуд так работал всегда, но у советских, как известно, особенная гордость. Фильмы наши, как автомобили «Чайка», были хорошим, но штучным товаром. Нам понадобилось пережить крушение социализма, затем дикий капитализм (вспомните, какой ужас представляло собой кино 1990-х), чтобы прийти туда, куда Митта пришёл одним из первых. Сегодня у нашей страны есть собственная кино- и сериальная индустрия, работающая не хуже западной. В этом, в числе прочих, заслуга Александра Наумовича.

Сегодня тысячи студентов-киношников, тысячи режиссёров и сценаристов лишились учителя. И я, присоединяясь к этим тысячам, говорю своё «спасибо».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также:

2025-07-14T10:12:48Z

«Титан и интеллигент»: Легенды отечественного кино вспомнили Александра Митту

Алексей Герман-младший и Елена Проклова в разговоре с НСН назвали умершего Александра Митту одним из последних титанов российского кино, истинным интеллигентом, благородным и умным человеком.

2025-07-14T06:37:00Z

«Я поздно понял, что потерял». Любовь и ошибки Александра Митты

Он снимал в те годы, когда советский кинематограф находился в зените своего могущества. Учился во ВГИКе вместе с Шукшиным и Тарковским. Он подарил зрителям легендарный «Экипаж» и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил».

2025-07-14T08:45:42Z

Коллеги назвали Александра Митту титаном с неукротимой энергией

Режиссер Александр Митта был титаном и мощной творческой личностью, полной противоречий и неукротимой энергии, заявил РБК кинокритик, режиссер Александр Шпагин.

2025-07-14T08:09:57Z

Александр Митта рассказывал "Российской газете" о приключениях своих фильмов

Вот 17 лет назад страна отмечает 75-летие выдающегося мастера. В канун юбилея мы с ним беседуем в его мастерской

2025-07-14T06:37:05Z

Первопроходец: умер режиссер Александр Митта

Выпускник архитектурного института открывал для советского кино новые жанры