2025-07-13T21:01:00Z
Какой сегодня день: 14 июля
2025-07-13T21:01:00Z
Около 90 работ представят на выставке Репина в Пекине
2025-07-13T20:19:39Z
Режиссёр Германика сделала фото лабубы в церкови
2025-07-13T19:44:56Z
Петкевич призвала готовиться к юбилейному "Славянскому базару в Витебске"
2025-07-13T19:40:01Z
Фестиваль-конкурс "Музыкальное сердце театра" объявил шорт-лист номинантов
2025-07-13T19:29:12Z
Медведи из Межгорья попытались воссоздать знаменитую картину Шишкина
2025-07-13T19:13:34Z
Барбра Стрейзанд записала диск с Маккартни и Стингом
2025-07-13T19:09:10Z
На портале Russpass появился голосовой помощник МосКот
2025-07-13T18:55:32Z
В "Мариинском театре" состоялась премьера редкой оперы Верди "Эрнани"
2025-07-13T18:12:39Z
История на колесах. В Москве прошел фестиваль «Ретрорейс»
2025-07-13T18:09:48Z
К 1 000-летию Курска намерены восстановить дворцовый комплекс графа Нелидова
2025-07-13T18:06:27Z
С 2021 года средний возраст женихов и невест в России вырос почти на три года
2025-07-13T17:59:49Z
Белла Хадид опубликовала фото в бикини
2025-07-13T17:54:30Z
Беременная возлюбленная Тимати снялась в прозрачном бюстгальтере
2025-07-13T17:46:40Z
Фестиваль «Лето в Тобольском кремле» собрал более 3 тысяч зрителей
2025-07-13T14:05:21Z — Художнику-авангардисту Ивану Клюну и повезло, и нет одновременно
В 2021 году умерла Светлана Соловейчик, наследница Ивана Клюна, которая хранила его коллекцию. Часть его работ в Салониках, что-то у коллекционеров, несколько в Третьяковке, но многое долгие годы было спрятано от людских глаз, и это нигде и никогда не показывали — почему-то внучка выставки не делала. А единственная, пожалуй, ретроспектива состоялась в Греции: многие работы приобрел коллекционер Георгий Костаки, и потому они хранятся в Салониках. Но сейчас, когда активно исследуются мастера эпохи авангарда, настало время и Ивана Клюна на родине.
Если прийти на экспозицию без подготовки и просто рассматривать работы, то можно подумать, что здесь представлены разные художники — настолько пестрая экспозиция. Это не ретроспектива, акцент здесь делают как раз на контрастах в его творчестве. Он знаменит как авангардист, декларативно отказавшийся от натуры, но мало кто знает, что в его творчестве есть много реалистических работ, среди них — лирические пейзажи и портреты, к которым он обращался на протяжении всей жизни. Учитывая эту особенность, экспозицию выстроили на сопоставлении натурных и беспредметных работ. Удивительно, но на практике все грани творчества художника, живопись, графика, супрематизм, реализм, не спорили друг с другом, а помогали ему как теоретику искусства исследовать цвет и форму, которые глубоко волновали его как ученого.
Еще одна отличительная черта выставки — чудом сохранившаяся ранняя графика. Дело в том, что в 1912 году квартира художника сгорела, и почти все работы — тоже. В этом смысле здесь показывают не только неизвестного Клюна, натурного, но и «восставшего из пепла». Оказывается, не горят не только рукописи, но еще и графика.
На стенах выставочного пространства мы найдем два цветовых акцента. Первый — красная сфера, разросшаяся на стене из маленькой «Супрематической композиции с красным кругом», отражающей Клюна-авангардиста. В другом конце зала есть экспозиционная «рифма» — синяя сфера, возле которой расположили фотографический портрет художника.
Материал только-только попал в руки ученых, поэтому все, что представлено на экспозиции, изучено мало, оттого и интереснее: зритель многое может вольно трактовать, не привязываясь к научным комментариям. Первый контраст мы встречаем, едва заходим на экспозицию, — живописный «Натюрморт с лимонами в вазе» в духе Матисса, причем на обороте холста — «Натюрморт с гитарой и красной вазой», но здесь интрига: вторую сторону полотна от нас скрывают… Но этому есть объяснение: одна работа ориентирована по горизонтали, а другая по вертикали, что затрудняет их одновременное экспонирование. Но главное: в этом натюрморте уже прослеживается увлечение Клюна цветом. А рядом с живописной работой сразу идет графическая серия — та самая, которая уцелела после пожара.
Другая грань — реалистическая живопись разных лет. Графика 1920-х: уютные и домашние работы, пейзаж и натюрморт — «Звенигород», «Большие горки. Цветы в вазе», целая серия крымских работ, которая здесь вынесена в отдельный раздел. Особняком стоит еще одна живописная работа, коих здесь единицы, — «Прогулка». На данный момент предполагают, что на этом очаровательном пейзаже художник изображает свою супругу с дочерью, отдыхающих в лесу.
Единственная работа, которая не принадлежит кисти Клюна, — «Автопортрет» Казимира Малевича, без которого разговор о главном герое экспозиции был бы неполноценным. Они были большими друзьями, о чем свидетельствуют их письма друг другу, — некоторые мы можем прочитать здесь же. Причем Клюна мы здесь открываем еще и как поэта — он направляет своему соратнику по искусству стихотворные послания, выполненные в футуристическом духе. Но и менее авангардистские поэтические опыты в его литературной биографии тоже есть — стены выставочного пространства украсили строками из сочинений Ивана Клюна.
А финал выставки неожиданный. Вдруг после многочисленных авангардистских опытов, лирических пейзажей и милых натюрмортов появляется трогательная серия карандашных и акварельных портретов родных и дорогих сердцу людей: отец, мать, жена, дочери и зять…
Смотрите фотогалерею по теме
Источник:
2025-07-10T03:40:00Z
2025-07-11T21:00:22Z
В экспозиции представлено более 150 живописных полотен и два знаковых гобелена, которые охватывают практически все периоды творчества художника Александра Кищенко
2025-06-27T14:59:10Z
Первая в России галерея фиджитал-искусства «VS Gallery» 27 июня открыла персональную выставку фиджитал-художника Кирилла Рейва «YГОΛ»
2025-06-28T13:40:22Z
2025-07-03T06:57:00Z
Художественное полотно музею подарила Светлана Николаевна Михеева.