Дмитрий Бертман представил новую версию «Похождений повесы»

Все новости — Культура

2025-07-12T16:50:53Z

«Деревенская»: Ивлеева в мини-шортах и сапогах устроила фотосессию в тракторе

2025-07-12T16:44:35Z

Наскальные рисунки пещеры Шульган-Таш в Башкортостане включили в список наследия ЮНЕСКО

2025-07-12T16:43:00Z

Балерина Мария Шувалова стала солисткой Большого театра

2025-07-12T16:35:02Z

В Москве прошел женский фестиваль спорта

2025-07-12T16:31:21Z

«Мечтал спеть со мной»: Алсу впервые выступила в дуэте с 8-летним сыном

2025-07-12T16:30:11Z

Ичалковский район отметил свой 96 день рождения

2025-07-12T16:23:00Z

В Саратовской области за 19 миллионов продают кафе в стиле Средневековья

2025-07-12T16:22:17Z

Кехман присутствовал на богослужении в Петербурге, заявил источник

2025-07-12T16:08:56Z

Гастрофестиваль «Вкусы России × Вкусная Казань»

2025-07-12T16:06:44Z

Эспланаду заполонили красивые люди всех возрастов: смотрим на стильных бабушек и счастливых детей на «СТАР ФЕСТе» — фото

2025-07-12T16:05:00Z

Актер из Саратова показал фанатам «мешочек» для постельных сцен

2025-07-12T15:50:00Z

«Лес рук» и голова из корней: рассматриваем необычные скульптуры в Нижегородской области

2025-07-12T15:48:00Z

Виктории Складчиковой в Оренбурге показали золото сарматов

2025-07-12T15:38:00Z

Дуа Липа снялась в блестящем бюстгальтере

2025-07-12T15:31:49Z

В Москве прошла премьера документального фильма «Родня о Захаре»

Дмитрий Бертман представил новую версию «Похождений повесы»

Дмитрий Бертман представил новую версию «Похождений повесы»

2025-07-11T17:08:29Z — Постановку «Похождений повесы» Стравинского в «Геликоне» ждали


Игорь Стравинский написал «Похождения повесы» в начале 50-х годов. Позади были модернисткие искания, пришло так называемое «прояснение стиля». Академические композиторы ХХ века, до предела усложнившие свой музыкальный язык и потому вошедшие в социально-эстетический конфликт с поп-музыкой, джазом, роком, киномузыкой и мюзиклом, по-разному отреагировали на обозначившуюся конфронтацию. Кто-то применил политику «двойных стандартов» по принципу «для филармонии одно, для кино – другое». Кто-то ушел в авангардисткую эмиграцию типа «пусть меня слушает малочисленная группа единомышленников, а на остальных наплевать». А кто-то сумел достичь красивого компромисса, сохранив авторское лицо, но при этом в определенной степени облегчив средства своего музыкального языка и сделав его более доступными для публики. Игорь Стравинский – лидер среди композиторов последнего типа. Не зря его опера «Похождения повесы» считается образцом неоклассицизма. Партитура, стилизующая Генделя, Моцарта, Глюка, итальянское бельканто и другие классические стандарты, плотно насыщена характерными приемами, интонациями, гармониями, ритмами, которые свойственны исключительно великому Игорю Стравинскому.

Как бы значимо ни было режиссерское прочтение «Повесы», приоритетным здесь все же было, есть и будет работа с партитурой. Она невероятно сложна, изысканна, изобретательна. Вокальные партии – пример специфической кантилены ХХ века: мелодичность и красота классических певческих фраз в сочетании со сложным интонационным рисунком. Музыкальному руководителю постановки маэстро Валерию Кирьянову удалось собрать этот пазл. Весь ансамбль солистов был безупречен. И поначалу агрессивно эксцентричная, а затем трогательная Инна Звеняцкая в партии Бабы-турчанки, и очень смешно пародирующая королеву Елизавету Ольга Спицына (Матушка-гусыня). Нежная и лиричная Александра Соколова в партии Энн – действительно похожа на ангела, в образе которого она является главному герою в финальной сцене. Ну а парочка Даниил Гаркунов – Константин Бржинский (Том Рейкуэлл и Ник Шэдоу) – это отдельная история, заслуживающая пристального внимания. Оба артиста не просто замечательно исполняют свои партии, но и визуально становятся проводниками идеи оперы: дьявол не просто рядом с нами - он внутри нас. И стоит лишь поддаться соблазнам материального мира, он тут как тут – отнимет душу в полпинка.

Оркестр демонстрирует тембральные краски разных оркестровых групп и сольных инструментов – вот тема звучит у меди, затем фрагмент деревянных духовых, здесь прозвучала струнная группа, вступила валторна, пропела труба, а вот – мрачный клавесин на речитативах secco. Все это красочно, выразительно и ответственно. Так что не зря солисты оркестра отмечены в программке. Одна из особенностей музыкального текста Стравинского – хитрое полиритмическое сочетание вокальной и оркестровой партий. И здесь все зависит от дирижера. Маэстро Кирьянов тонко и мастерски соединил оркестровую ткань с вокальной линией и дал насладиться волшебной музыкой сложнейших арий Тома, Энн, других героев, а также сложных полифонических дуэтов и ансамблей.

Партитура и либретто полны аллюзий, цитат, отсылов к известным, архетипам – здесь и всевозможные донжуаны, и смертные грехи, и адские притоны, и роковая карточная игра, и сумасшедший дом, и кладбищенский мрак. Прелесть в том, что все это вовсе не пародийно, не смешно, не иронично. Здесь вообще нет никаких признаков постмодернисткой эстетики, подвергающей все тотальной иронии. Так написал Стравинский, и так это увидел Бертман. Безусловно, в постановке присутствует гротеск – и в сцене метафоричного аукциона, который ведет мэтр геликоновской труппы Вадим Заплечный (Селлем), и в бурной оргии в притоне Матушки-гусыни, но и он не разрушает общую интонацию серьезного нравственного и духовного высказывания.

Традиционные европейские гномики, украшающие буколический рай, где в начале событий существуют Энн и Том, в финале превратятся в живых гномов, которые мерещатся обезумевшему Тому. И это не смешно, а трогательно и грустно. Знаменитый геликоновский хор в этом спектакле – одно из главных действующих лиц. И его существование на сцене делает спектакль похожим на мюзикл. Костюмы австрийского художника Хартмута Шоргхофера превращают хор то в шокирующую тусовку заведения Матушки Гусыни, то в циничных жителей Лондона, то в безумных гномов-обитателей Бедлама. И как обычно хор выполняет сложные пластические задачи (хореограф Эдвальд Смирнов) на уровне профессионального балета.

Пожалуй, лишь один элемент «залетел» в этот спектакль из арсенала «раннего «Геликона», склонного к актуализации и осовремениванию - ноутбук в руках дьявола Ника Шадоу, выполняющий роль некоего чудесного прибора. Но если бы существовали подобные гаджеты во времена Стравинского – он бы точно ввел их в свою историю.

Спектакль идет на русском языке – в переводе Наталии Рождественской, который был сделан для первой постановки оперы в России в 1978 году. И это тоже роднит постановку с жанром мюзикла. Что, как ни удивительно, совершенно не противоречит музыке Стравинского: ведь он всегда шел в ногу со временем.

Читайте также:

2025-07-12T12:23:34Z

Стравинский возвращается в «Геликон-оперу» к 35-летию театра

Имя Игоря Стравинского красной нитью проходит сквозь 35-летнюю историю «Геликон-оперы»

2025-07-11T01:30:00Z

В «Геликон-опере» поставили последнюю оперу Стравинского «Похождения повесы»

2025-06-29T09:30:00Z

Самая яркая белая ночь: как прошли «Алые паруса»

Пассажиры «Поезда Памяти» оказались в числе гостей грандиозного шоу в Петербурге

2025-07-12T07:12:44Z

Музыкант Решетин напомнил, что Гребенщиков написал много гениальных песен

Музыкант Решетин напомнил, что Гребенщиков написал много гениальных песен

2025-07-11T21:00:01Z

Игра в классиков: в Большом представили четыре балета Стравинского

На сцену главного театра страны вернулись спектакли в оформлении Бенуа, Бакста, Рериха и Гончаровой