2025-07-17T22:35:48Z
РАН: вторая пара спутников "Ионосфера-М" поможет удвоить разрешение наблюдений
2025-07-17T21:25:03Z
Портативной игре «Тетрис» исполнилось 40 лет
2025-07-17T21:01:12Z
"РГ" публикует интервью с режиссером Юрием Карой об идее снять фильм в космосе
2025-07-17T20:05:00Z
Астрономы наблюдают как рентгеновское излучение от звезды выдувает атмосферу экзопланеты TOI 1227 b с темпом, сравнимым с массой атмосферы Земли каждые 200 лет
2025-07-17T19:34:00Z
Новый детектор sPHENIX представил первые данные о «первоматерии»
2025-07-17T19:19:00Z
Через несколько лет Intel откажется от разделения на большие и малые ядра. Процессоры Titan Lake получат унифицированные ядра на основе малых
2025-07-17T19:17:59Z
Чупшева: российские бренды становятся узнаваемыми
2025-07-17T18:44:00Z
Intel может создать процессор с графическим ядром, которое мощнее самой старшей дискретной видеокарты компании на сегодня
2025-07-17T18:19:12Z
Путин наградил орденом Дружбы вице-директора Института ядерных исследований
2025-07-17T18:09:12Z
Победителями третьего сезона конкурса "Знай наших" стали 100 брендов
2025-07-17T17:49:00Z
На встрече в Серпухове обсудили развитие науки для молодежи
2025-07-17T17:40:00Z
В Индии анонсировали разработку собственного космического корабля
2025-07-17T17:37:00Z
На окраине Солнечной системы обнаружен объект, подрывающий гипотезу Девятой планеты
2025-07-17T16:56:49Z
На Украине создают Департамент поиска проблем, который будет отслеживать соцсети
2025-07-17T16:45:00Z
Нейросеть выбрала два самых необычных места в Саратовской области
2025-07-11T08:15:06Z — Сегодня исполнилось бы 100 лет Петру Алексеевичу Баранникову — ленинградскому филологу-индологу.
Сегодня, 11 июля 2025 года, исполнилось бы 100 лет Петру Алексеевичу Баранникову — ленинградскому филологу-индологу, сыну и ученику академика Алексея Петровича Баранникова.
Петр Алексеевич продолжил дело отца: учил Россию слышать и понимать Индию, создал школу, ставшую ориентиром для нескольких поколений востоковедов. Его имя стало синонимом профессионализма и глубины, а труды — опорой для переводчиков, дипломатов, исследователей. Благодаря его усилиям в России появились учебники и словари, а вместе с ними — традиция вдумчивого, уважительного диалога с Азией, где каждое слово — результат точного выбора и искреннего интереса к другому миру.
Работая с языком и культурой, Баранников формировал для советского читателя и слушателя новый образ Индии — не далекой экзотики, а собеседника, с которым можно вести равноправный разговор. Его научные труды, переводы и лекции выполняли задачу, которую сегодня назвали бы стратегическими коммуникациями: они выстраивали пространство доверия и взаимного интереса между нашими странами.
Отец Петра Алексеевича, академик АН СССР, основатель школы изучения современных индийских языков в СССР Алексей Петрович Баранников, был человеком своей эпохи. Он родился в 1890 году в Золотоноше Полтавской губернии, прошел путь от сына рабочего до профессора Ленинградского университета и академика. Его заслуги в индологии фундаментальные: он не только преподавал санскрит и новые индийские языки, но и переводил классические тексты, такие как «Рамаяна» Тулсидаса и «Прем-Сагар» Лаллу джи Лала, сделал хинди и урду университетскими дисциплинами в СССР.
Язык, культура и наука были в семье Баранниковых частью жизни. Ольга Николаевна Никонова, жена Алексея Петровича и мать Петра Алексеевича тоже была лингвистом, автором русско-немецкого словаря, который многократно переиздавался и долгое время оставался основным пособием для изучающих немецкий язык.
В 1941 году, когда Ленинград оказался в кольце блокады, семья Баранниковых была эвакуирована в Боровое (Казахская ССР). Здесь Петр Алексеевич окончил среднюю школу, а в 1943 году поступил в Ленинградское военное училище связи, располагавшееся тогда в Уральске. В мае 1945-го его призвали на военную службу, тогда он и не знал, что война вот-вот завершится. После ее окончания семья вернулась в Ленинград, и он поступил на Восточный факультет Ленинградского государственного университета, решив продолжить дело отца.
В 1963 году Петр Алексеевич защитил кандидатскую диссертацию, став признанным специалистом по языкам Индии, особенно хинди и урду. В 1956-м завершил начатую отцом книгу «Хиндустани (хинди и урду). Грамматический очерк». Этот учебник долгое время оставался основным пособием для дипломатов, военных переводчиков, советских инженеров, направлявшихся на стройки Бхилаи.
Но его научные интересы выходили далеко за рамки филологии: он исследовал роль санскрита в современной Индии, языковую ситуацию в ареале хинди, проблемы национального языка, а также влияние английского и использование англицизмов в хинди. Его монографии и статьи были не только академическими трудами, но и попыткой понять, как язык становится политикой, а политика — языком. Более 100 его статей разошлись по страницам научных журналов и энциклопедий, многие из них вошли в «Большую советскую энциклопедию».
Работая в Институте лингвистических исследований РАН, Баранников стал наставником для целого поколения востоковедов, переводчиков и дипломатов. В архиве института имеется 47 кандидатских диссертаций, защищенных под его руководством.
Он переводил на хинди сказки народов СССР, и в этих переводах северные морозы и сибирские леса вдруг начинали звучать для индийских детей так же понятно, как и для советских ребят.
В Индии советский ученый стал лауреатом международной премии имени Джавахарлала Неру, которую вручает правительство страны за выдающуюся роль в развитии международного взаимопонимания и дружбы между народами. Позднее он был удостоен международной премии имени Джорджа Грирсона за достижения в области языка хинди. В 1978 году индийская организация Hindi Sahitya Sammelan из Аллахабада присвоила ему высшее звание «Сахитья Вачаспати» — «Истинный владыка литературы».
Петр Алексеевич Баранников стоял у истоков советских международных коммуникаций. Его книги, переводы и публичные лекции открывали читателям и слушателям сложный, многослойный мир индийской культуры и языка. Он умел говорить о лингвистике и традициях без академической сухости.
Работая в представительстве ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей) в Дели, он участвовал в массовых митингах и культурных мероприятиях, которые собирали тысячи слушателей — от студентов до государственных служащих. Его выступления становились настоящими событиями: он говорил о традициях, языке, истории Индии, находил точки соприкосновения между двумя нашими народами, вдохновлял на диалог и взаимное уважение. Эти встречи закладывали фундамент для долгосрочного сотрудничества, формировали атмосферу доверия и интереса к Индии.
Петр Алексеевич Баранников создавал пространство, где разные взгляды встречались и находили общий язык. Он ушел из жизни в 2007 году, но его работа не растворилась в прошлом, она продолжает влиять на современную науку, образование и культурные связи между Россией и Индией. Его учебники лежат на столах у студентов-востоковедов, его переводы остаются отправной точкой для новых исследований, а его подход к языку и диалогу с другими странами и сегодня воспринимается как ориентир.
2025-07-17T07:57:20Z
Директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, профессор РАН, доктор исторических наук Алексей Загребин в интервью RT рассказал о заслугах Николая Миклухо-Маклая перед наукой и его борьбе против колониальной аннексии Новой Гвинеи европейскими державами.
2025-07-05T07:00:00Z
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН — о концепции, на которой базируется новый российский учебник истории, и о ценностях, составляющих эту концепцию
2025-07-03T17:33:31Z
Количество желающих изучать русский язык в Индонезии стремительно выросло после встречи президентов России и Индонезии Владимира Путина и Прабово Субианто в Санкт-Петербурге, заявил РИА Новости глава Русского дома в Джакарте Никита Шиликов.
2025-06-28T14:30:48Z
Путин запланировал четырехдневную поездку в Китай — это будет его самый продолжительный зарубежный визит, пишет Baijiahao. Он послужит уроком США: их намерение стравить две великие державы провалилось. Сигнал об их нерушимом сотрудничестве не на шутку встревожил Запад.
2025-07-09T01:34:37Z
Студенты Шандунского транспортного университета приехали в международную летнюю школу хабаровского Дальневосточного университета путей сообщений. Обучаются они по программе "Техника высоких напряжений", но при этом интересуются культурой и историей России.