2025-07-13T19:53:03Z
Депутат Шеремет предрёк ЕС развал в случае отсутствия сотрудничества с Россией
2025-07-13T19:31:52Z
Источник Al Jazeera пригрозил Израилю расплатой за покушение на Пезешкиана
2025-07-13T19:28:00Z
Путин: Россия может быть только независимой, иначе ее просто не будет
2025-07-13T19:24:44Z
Евросоюзу предсказали развал без сотрудничества с Россией
2025-07-13T19:22:50Z
Трампу вздумалось высечь самого себя. В граните
2025-07-13T19:17:37Z
Макрон в прямом эфире выступил с дерзким заявлением о России
2025-07-13T19:08:24Z
Мелони: взаимное введение торговых тарифов чревато торговой войной на Западе
2025-07-13T19:04:17Z
Макрон: Париж начнет диалог с членами ЕС по укреплению безопасности с помощью ЯО
2025-07-13T19:02:00Z
Путин заявил о принципиальной позиции России по вопросу суверенитета
2025-07-13T19:00:00Z
325 лет назад был заключён Константинопольский мир между Россией и Турцией
2025-07-13T18:59:56Z
RS: Трамп часто руководствуется эмоциями в отношениях с РФ насчет Украины
2025-07-13T18:55:01Z
Макрон назвал число стран-участниц "коалиции желающих"
2025-07-13T18:53:51Z
Киев и Запад задурили всем головы. На самом деле Украина давно проиграла
2025-07-13T18:32:03Z
Сенатор Грэм пригрозил КНР, Индии и Бразилии последствиями за поддержку России
2025-07-13T18:15:00Z
Спящий разлом в Калифорнии активизировался и угрожает мощным землетрясением
2025-07-10T21:02:00Z — Бразилия стала главной пострадавшей от политики Трампа
Глобальная торговая война продолжает разгораться: США ввели масштабные пошлины сразу по нескольким направлениям. С импорта меди будет взиматься 50%, а лекарств — сразу 200%. Цифры не окончательные, но весьма красноречивые. Одновременно 50-процентный тариф был введен против всей продукции Бразилии. США твердо нацелились либо на перенос производств со всего мира к себе домой, либо на пополнение бюджета на сотни миллиардов долларов в год. Но это приведет к росту цен на множество товаров и распаду глобальной экономики. Подробности — в материале «Известий».
Совершенно неожиданным стало решение Трампа ввести тарифы сразу в 50% на импорт меди. Это едва ли не самый громкий залп в идущей торговой войне в этом месяце. До этого пошлин против поставок полезных ископаемых и непосредственных продуктов их переработки практически не было (за исключением разве что алюминия): нефть и многие цветные металлы были выведены из под их действия. Напротив, это Китай стал ограничивать поставки своих редкоземельных элементов в США.
На самом деле в данном случае у решения американской администрации есть свои понятные причины. В США очень озабочены зависимостью от иностранной меди. Данный металл является жизненно необходимым для ключевых отраслей экономики. Во-первых, это второй по значимости элемент, используемый американским Министерством обороны для большинства видов военной продукции. Во-вторых, он необходим для создания полупроводников, литий-ионных батарей, дата-центров и разнообразной сложной электроники. Все это стратегические отрасли, которые в США под руководством Трампа хотят обезопасить от внешних рисков (насколько серьезной является почва для беспокойства — вопрос второй).
На данный момент импортируемая медь покрывает около 45% американских потребностей. Цифра на первый взгляд не критичная, но в 1991 году она равнялась нулю. Значительная часть добычи и переработки меди была за период стремительной глобализации выведена из страны из-за стоимости рабочей силы, экологических соображений и прочего. Но есть и еще один нюанс: США являются крупнейшим экспортером медного лома. Лом поставляется в основном в Китай и перерабатывается там в готовый материал, который используется в том числе и в США.
К чему может привести такая политика? Цены взлетели уже сейчас: с начала года медь подорожала более чем на треть, а на этой неделе на бирже COMEX в США взлетела в цене еще на 17%. Сложилась интересная ситуация, когда между расценками в Америке и Британии (второй по значимости рынок торговли медью) установилась значительная разница. В последние недели американские импортеры массово затаривались медью, чтобы успеть до введения пошлин, которое назначено на 1 августа.
США вряд ли смогут оперативно заменить всю иностранную медь: развертывание собственной индустрии потребует нескольких лет, хотя в Америке есть и месторождения, и мощности по переработке. В связи с тарифной политикой, вероятно, ограничится и экспорт лома. Если цены подскочат слишком сильно или обнаружится угроза дефицита, американцы могут сделать какие-то послабления. Например, исключение для Чили, которое является лидером по экспорту меди в мире. Тем не менее, мы почти наверняка будем видеть на этом рынке сильнейшую волатильность в ближайшие месяцы или даже годы.
Фармацевтическая продукция до сего момента была исключена из «взаимных тарифов», введенных американской администрацией против других стран, хотя, например, медицинское оборудование вполне подпадает под пошлины. Разговоры о том, что эта «недоработка» будет исправлена, ходили все последние месяцы, но сам размер тарифа в 200% впечатлил всех участников рынка. Фактически такая запретительная пошлина вынуждает большинство производителей перенести производство в Америку — разница в себестоимости с учетом логистических издержек есть, но она все же не настолько велика.
Причиной для администрации Трампа принять это решение (или пока пригрозить им) стала колоссальная зависимость национального рынка от импорта. В 2024 году ввоз фармацевтики в США составил $213 млрд, или около 6% всего импорта. 200-процентная пошлина или обеспечит настолько же масштабный экономический рост в индустрии, или приведет к сотням миллиардов долларов доходов для американского бюджета — в обоих случаях администрация выиграет.
Обратной стороной процесса станет неизбежный рост цен на продукцию. Впрочем, американцы надеются купировать это за счет двух составляющих. Во-первых, ключевые издержки при создании многих лекарств — это научно-исследовательские работы, то есть производственная составляющая в себестоимости там умеренная. А значит, продавцам есть куда «подвинуться». Во-вторых же, Белый дом надеется продавить производителей по снижению цен на прописываемые врачами лекарства (которые должны по ценам совпадать с их стоимостью за рубежом). Собственно, если последнее условие будет в полной мере реализовано, размер пошлин может существенно уменьшиться.
Производители отреагировали достаточно нервно, и всё же массово объявляют о планах «решоринга» на территории США. К примеру, компания Eli Lilly намерена вложить $27 млрд в заводы в Америке. Схожие обещания дали Novartis и Sanofi. Впрочем, пока непонятно, насколько они серьезны в своих намерениях или просто демонстрируют лояльность. В любом случае, пертурбации такого масштаба практически наверняка приведут к переделу мирового фармацевтического рынка и росту цен на многие виды лекарств.
Хотя в последние недели были заключены сделки с Китаем, Вьетнамом и еще некоторыми странами, с другими торговая война Вашингтона только обостряется. На этой неделе в центре внимания оказалась Бразилия, которой Белый дом сходу назначил всеобщий тариф в 50%. Что самое интересное — южноамериканская страна является одной из тех, кто имеет торговый дефицит с США. То есть в случае взаимных пошлин США потеряют больше, чем их контрагенты.
Решение было увязано с политикой: Вашингтон недоволен преследованием бывшего президента Бразилии Жаира Болсонару, который является другом и союзником Трампа. С нынешней левой администрацией у Белого дома отношения достаточно натянутые. Бразилия уже обещает ответить зеркально. В целом торговая война станет довольно болезненной для обеих стран и может толкнуть Бразилию к укреплению торгово-экономических связей в рамках БРИКС.
Бразилия прочно утвердилась на первом месте в «турнирной таблице» стран, против которых ввели или пообещали ввести американские пошлины. В лидерах также государства Юго-Восточной Азии, а также Бангладеш, Сербия и Алжир. Между тем, приближается к концу срок достижения соглашения о торговле между ЕС и США. Цифра, куда меньшая, чем 50%, может стать совершенно катастрофической для европейской экономики, которая и так переживает непростые времена. Предварительные сведения, впрочем, говорят о минимальной ставке в 10%, из-под которой будут выведены некоторые товары, в частности, авиация и спиртные напитки. Но европейцам почти наверняка придется чем-то за это заплатить. Здесь всё окончательно выяснится только в августе.
Все эти разговоры не могут отменить одного — пошлины, которые еще год назад казались крайне маловероятной перспективой даже в случае победы Дональда Трампа, теперь стали реальностью. Переговоры идут, и будут идти еще долго, но их предметом давно уже является не наличие тарифов в принципе, а их ставка и возможные исключения из правила. Мировая экономика быстро переформатируется под давлением страны, которая раньше была главным сторонником статус-кво. Фрагментация глобальной торговли чем дальше, тем больше выглядит неизбежной.
2025-07-01T13:23:43Z
«Доллар стал мальчиком для битья в непредсказуемой политике Трампа 2
2025-07-08T05:21:50Z
Трамп снова откладывает повышение тарифов, но объявляет о новых ставках для некоторых стран
2025-07-11T06:02:18Z
Президент Бразилии Лула угрожает ввести 50-процентные пошлины на товары из США в отместку за введение Трампом пошлин в отношении Бразилии
2025-07-09T19:01:59Z
При этом президент США сообщил, что в течение дня или 10 июля огласит решение о ставке американской таможенной пошлины на импорт из Бразилии
2025-07-09T19:11:25Z