2025-07-12T16:50:32Z
Как встать на биржу труда в 2025 году: пошаговая инструкция
2025-07-12T16:48:28Z
Что такое ретроградный Меркурий и как он влияет на человека
2025-07-12T16:19:32Z
Банкротство физических лиц в 2025 году: порядок, стоимость и последствия
2025-07-12T15:42:04Z
Отсутствие овощей в магазинах в межсезонье обернется крупным штрафом
2025-07-12T15:38:54Z
Додон заявил о важности возвращения к прежним объемам торговли с Белоруссией
2025-07-12T15:17:51Z
Россия обжаловала отказ суда США прекратить разбирательство по иску ЮКОСа
2025-07-12T15:12:00Z
Не процессор, а чудо? Мобильный Intel Core Ultra 5 245HX оказался быстрее настольного Core i5-14600K
2025-07-12T14:35:52Z
Фьючерс на биткоин появится на Мосбирже при первой возможности
2025-07-12T14:29:43Z
Картофель в Татарстане стал дороже почти в четыре раза
2025-07-12T14:28:58Z
Глава КХЛ надеется, что финансовая ситуация в "Барысе" наладится
2025-07-12T13:46:51Z
Названо число инвесторов торгующих в выходные дни на Мосбирже
2025-07-12T13:46:19Z
Глава ЕК заявила о сохранении намерений ЕС по торговой сделке с США
2025-07-12T13:40:10Z
Фон дер Ляйен заявила о риске распада ключевых трансатлантических поставок из-за пошлин Трампа
2025-07-12T12:56:38Z
Фицо заявил, что Словакия хочет получать газ по разумным ценам
2025-07-12T12:55:57Z
Пензенцам рассказали, как действовать при ошибочном переводе денег
2025-07-09T13:46:30Z — В России появится первый отдельный закон о цифровых платформах. Законопроект о платформенной экономике сегодня принят Госдумой в первом чтении.
Законопроект установит единые правила для маркетплейсов. Будут введены термины и определения, а также требования к договорам с продавцами, стандарты работы с товарами.
Депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин (фракция "Единая Россия") отметил, что впервые на уровне федерального закона определяется, что платформа - это информационная система, через которую пользователи, продавцы и исполнители заключают сделки. Для таких площадок предусматривается обязательный реестр: если ресурс обеспечивает размещение заказов, обработку платежей и логистику, он обязан включиться в специальный список, а значит - соблюдать единые правила. "К базовым обязанностям оператора относится проверка контрагентов по данным реестров, блокирование предложений о продаже изъятых из оборота товаров, фармацевтики без регистрации, продукции без маркировки. При размещении карточек товаров платформа должна выводить сведения о лицензиях, сертификатах, наличии маркировки и сообщать покупателю, что сама не является продавцом. В отношении услуг законопроект фиксирует статус физлиц‑исполнителей, закрепляя, что они сохраняют свободу выбора заказов и графика, а платформа не вправе навязывать им трудовые отношения", - уточнил депутат.
Документ уже отражает многие предложения бизнеса: сохранён договорный режим между оператором и продавцом, введён минимальный срок уведомления о смене комиссии, закреплён порядок досудебного урегулирования споров внутри платформы. Однако к второму чтению предстоит решить несколько чувствительных вопросов. "Прежде всего требуется конкретизировать механизмы, с помощью которых алгоритмы площадок будут препятствовать продвижению контрафакта: нужно прописать технические фильтры, порядок взаимодействия с государственными системами маркировки и сроки удаления нарушающих карточек. Не менее важна детальная регламентация поиска: сегодня предусмотрен запрет на платное вмешательство вопреки критериям сортировки, но нет чёткого перечня метрик ранжирования, доступных пользователю. Ритейлеры также предлагают зафиксировать обязанность выдавать акт сверки не раз, а дважды в месяц, а для МСП предусмотреть льготный срок выплат, чтобы оборотные средства не замораживались на стороне платформы. Наконец, полезно оценить нагрузку на пункты выдачи заказов: закон вводит для них отдельный статус, но не устанавливает единых стандартов хранения и возврата товаров; это можно сделать в подзаконных актах пока нормы ещё не действуют", - пояснил депутат.
Сейчас законопроекты задают юридический каркас для электронной коммерции и обозначает ответственность площадок за условия торговли. Точная донастройка технических процедур и финансовых сроков во втором чтении позволит убрать перекосы между онлайн‑площадками и офлайн‑ритейлом и снизить риски для малого бизнеса, добавил Говырин.
Законопроект в первую очередь направлен на защиту прав потребителей и обеспечение контроля в этой важнейшей сфере, уверен юрист, руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский. "Вопросы правового регулирования деятельности маркетплейсов назрели уже достаточно давно. Только за период с 2020 года объем интернет-торговли вырос в три раза, и текущая нормативная база уже не соответствует сложившимся отношениям в данной сфере. Законопроект впервые нормативно разграничивает, за что отвечает маркетплейс, а за что продавец, включая маркировку, сертификацию и оборот ограниченных товаров. Законопроект предусматривает, в том числе, обязательную идентификацию продавцов через ЕСИА или госреестры, добровольное согласие продавцов на скидки. Вводится запрет на искажения поисковой сортировки товаров, т.е. если пользователь выбрал фильтр товаров по цене, платформам запрещается показывать более дорогие товары "выше" более дешевых из-за того, что их продвижение было оплачено", - отмечает юрист.
Естественно принятие закона будет только первым этапов в регулировании новых правоотношениях. По результатам правоприменения будут вноситься уточнения и дополнения.
Председатель независимого профсоюза "Новый труд" Дарья Митина подчеркивает: "Мы обращаем внимание на то, что принятый законопроект называется "О регулировании отдельных вопросов платформенной экономики", что не случайно. Это лишь первый шаг к нормативно-правовому оформлению всего комплекса вопросов, связанных с этой сферой. Принятый в первом чтении документ действительно касается только части вопросов, и мы ожидаем, что в осеннюю сессию продолжится работа над законопроектом о платформенной занятости, который по-прежнему остаётся в календаре законопроектной деятельности Госдумы. При этом нам не до конца ясно, почему на доработку поправок отведено всего 5 дней, учитывая, что далеко не все разногласия между участниками рынка были согласованы и устранены. Таблица разногласий, которая вносилась вместе с законопроектом, это подтверждает: серьёзные противоречия между основными ведомствами сохраняются. Да, более 200 мелких разногласий удалось урегулировать в процессе работы, но главные вопросы остаются открытыми".
По ее мнению, огромный комплекс вопросов, связанных с социальными гарантиями, правами и вообще социально-правовым статусом платформенных работников, остался неурегулированным. "И мы рассчитываем, что осенняя сессия будет посвящена предметной работе над законопроектом о платформенной занятости. Ряд федеральных ведомств придерживается схожей позиции. И мы готовы совместно с другими профсоюзными объединениями и экспертным сообществом участвовать в этой работе. Важно, что документ задаёт общие правила для цифровых платформ, их партнеров и пользователей. Закрепляя гражданско-правовой характер отношений между исполнителем и платформой, законопроект позволит отделить платформенную занятость от разнообразных серых схем, скрывающих классические трудовые отношения", - добавила Митина.
Доцент института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин напоминает, что платформенная экономика - один из самых быстрорастущих секторов экономики. "Для России в целом развитие платформ - один из факторов перехода на новую модель экономической системы, о которой на ПМЭФ говорил президент.
Однако в развитии платформенной экономики есть и существенные риски. Крупнейшие платформы стали фактически монополистами. Для их участников это может означать непрозрачность условий взаимодействия. Платформы благодаря своему положению на рынке получили возможность диктовать выгодные им условия участия для продавцов. Кроме того, в России появилось такое явление, как платформенная занятость - без пенсионных и иных страховых взносов, без социальных гарантий для участников платформ. Законопроект о платформенной экономике имеет все шансы нивелировать значительную часть рисков. Нормативно-правовой акт предусмотрит равные и прозрачные условия участия для всех продавцов, запрет на манипуляции с поисковой выдачей. Благодаря законопроекту окажутся более защищёнными и покупатели - вводится чёткий и понятный всем алгоритм возврата товаров, проверки продавцов перед допуском на платформу", - отмечает эксперт. По его мнению, необходимо обеспечить допуск профсоюзных организаций к защите прав платформенно занятых. "Нужно продумать механизм досудебного разрешения споров, который поможет работникам более эффективно противостоять возможным злоупотреблениям со стороны платформ. Знаю, что такой подход активно продвигают независимые профсоюзы", - уточнил Ковригин.
Закрепляя гражданско-правовой характер отношений между исполнителем и платформой, законопроект позволит отделить платформенную занятость от разнообразных серых схем, скрывающих классические трудовые отношения, добавил генеральный директор Международная ассоциация развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых.
Источники:
2025-07-02T21:00:00Z
Взаимоотношения маркетплейсов и их партнеров, доступ на цифровые платформы, размещение информации о продаже товаров и оказании услуг сейчас не прописаны в нормативных актах
2025-07-03T12:31:32Z
Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального закона "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации".
2025-07-04T13:11:00Z
Законопроект о работе интернет-магазинов могут принять уже в 2025 году
2025-06-30T20:38:38Z
Как рассказал ТАСС председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, комиссия по законотворческой деятельности одобрила также введение нескольких поправок в нормативные акты, связанные с новым законом
2025-07-07T13:00:18Z
В частности, руководитель направления "Регулирование электронной торговли и цен" Х5 Group Дарья Семидетко предложила ограничить преимущества маркетплейсов, поскольку их деятельность не регулируется законом о торговле