2025-07-12T12:41:00Z
«ФедералПресс»: 20-30 граммов шоколада в день не нанесут вреда организму
2025-07-12T12:38:46Z
Ситуацию в России сравнили с кризисом в популярной игре
2025-07-12T12:36:37Z
Трамп заявил о введении пошлин на товары из Мексики
2025-07-12T12:28:59Z
Пензенцам рассказали, как увеличить будущую пенсию с помощью отсрочки
2025-07-12T12:23:51Z
Премьер-министр Индии заявил о движении страны к позиции третьей экономики мира
2025-07-12T12:23:45Z
«Лента» не собирается выплачивать дивиденды за 2025 год
2025-07-12T12:18:53Z
Рыночные условия сейчас не подходят для IPO подразделений «Яндекса»
2025-07-12T12:12:20Z
Долговая нагрузка позволяет «Северстали» выплатить дивиденды, но важна ситуация на рынке
2025-07-12T12:12:00Z
Google признала брак Pixel 6a и выплатит компенсацию за дефектные батареи
2025-07-12T12:05:58Z
«Мать и Дитя» не собирается отказываться от дивидендов за 2025 год
2025-07-12T11:56:00Z
В Центре разработки алкогольной политики усомнились в повышении цен на алкоголь на 50% к 2035 году
2025-07-12T11:48:00Z
10 000 мАч и 100 Вт — всего 27 долларов. Новый мобильный аккумулятор Baseus для смартфонов и ноутбуков
2025-07-12T11:31:25Z
В Лесото объявили режим национального бедствия из-за тарифов США
2025-07-12T11:06:37Z
Вновь на пике славы. Буланова получает за 20 минут на сцене миллион рублей
2025-07-12T10:45:30Z
Фицо признал военное и экономическое преимущество России на Украине
2025-07-09T12:56:00Z — Санкции принесли многим российским компаниям процветание, и они готовятся за него бороться, сообщает Bloomberg. А всяким McDonald’s и Starbucks лучше вообще забыть о бизнесе в России – он и без них хорошо идет, сказано в материале.
Две проложенные салатом и сыром говяжьих котлеты в булочке с кунжутом кажутся подозрительно знакомыми, как и золотая буква “М” на упаковке картофеля фри. Но это не McDonald’s, а сеть ресторанов “Вкусно и точка”.
Российский плагиатор заполнил нишу, освободившуюся после того, как McDonald’s продала свою сеть местному франшизодержателю. Это произошло в ходе исхода сотен мировых брендов от Adidas до Zara после санкций, введенных с началом спецоперации Кремля на Украине в феврале 2022 года.
Компания “Вкусно и точка” приобрела лишь сеть ресторанов, но не права на бренд, но даже не пытается скрыть своего обезьянничества.
Сам ее логотип отдаленно напоминает знаменитые “золотые арки” McDonald’s, хотя и несколько изменился: с некоторых пор на нем красуется стилизованный бургер и две порции картофеля фри. Бигмак здесь называется “биг хит”, “хэппи мил” превратился в “кидз комбо”, а “роял чизбургер” — в “биг спешиал”.
Помимо очевидной мимикрии, в меню появились и новинки: доморощенные яства вроде печенья “Орешки” в форме грецких орехов и тортика “Медовик”. От обоих лакомств веет советской эпохой, когда власть Москвы ощущалась по всему миру.
Сочетание западной классики и местных традиций свидетельствует о том, насколько прочно на рынке обосновались российские подделки. Другие подражатели избрали аналогичную стратегию, чтобы не дать оригинальным брендам отбить позиции среди 140 миллионов российских потребителей, — и пока что им ничто не угрожает.
Поскольку боевые действия продолжаются, возвращаться крупным потребительским компаниям по-прежнему чересчур рискованно. Тем самым российские конкуренты выгадывают себе больше времени на подготовку.
Успех российских потребительских компаний сопровождался рекордным ростом доходов. Перевод экономики на военные рельсы стимулировал производство в секторах, связанным с ВПК, и обострил дефицит рабочей силы. В результате рост зарплат опережает инфляцию, высвобождая средства для покупки одежды и еды. После краткосрочного периода неопределенности потребительские настроения вернулись к прежнему уровню, а повседневная жизнь практически не изменилась, несмотря на санкции.
Обслуживая свыше двух миллионов посетителей в день и открывая более 50 новых ресторанов в год, “Вкусно и Точка” процветает, выкупив в июне 2022 года российскую сеть McDonald’s за символическую сумму. Выручка материнской компании АФК “Система” с тех пор выросла более чем вдвое, а прибыль — в восемь раз. Отказываться от своих доходов компания не собирается.
"Мы не верим, что после снятия санкций всё будет как прежде", — заявил в июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге генеральный директор “Вкусно и Точка” Олег Пароев, возглавлявший McDonald’s в России на момент начала спецоперации.
Аналогичной стратегии придерживается и сеть кофеен Stars Coffee, пришедшая на смену Starbucks Corp: старается дать клиентам ощущение, что они ничего не упустили.
Как и “Вкусно и точка”, компания не скрывает, что, по сути, представляет собой лишь клон. “Бакс ушел, звезды остались”, — хвастается она в социальных сетях. Логотип нарисован в тех же цветах и той же стилистике, что и у Starbucks, только вместо короны у фигурки кокошник — традиционный русский головной убор.
Stars Coffee уже открыла 82 кофейни, целенаправленно выходя за пределы Москвы и Санкт-Петербурга и перебираясь в города поменьше — Грозный, Ростов-на-Дону и Пермь. Новые заведения планируются в Великом Новгороде, Ханты-Мансийске и Новосибирске.
“Starbucks так в моем родном городе и не открылся, зато открылся Stars Coffee, — рассказала блогер и путешественница Анна Вахова, которая много ездит по России и освещает жизнь под санкциями. — Большую роль играет время. Чем дольше эти бренды остаются на рынке, тем больше они приобретут узнаваемости и тем больше им будут доверять”.
Starbucks и McDonald’s от комментариев отказались.
В секторе одежды ситуация более противоречивая. Daher Group со штаб-квартирой в Объединенных Арабских Эмиратах, приобрела бывший российский бизнес Inditex SA, включая сеть магазинов одежды Zara, переименованную в MAAG. Однако с тех пор компания два года подряд терпит убытки, причем в прошлом году дефицит лишь увеличился. Ещё хуже обстоят дела у пришедшей на смену Uniqlo компании Just Clothes: в начале этого года она закрыла или переименовала все 13 магазинов.
Проблемы в том, что оригинальные товары по-прежнему доступны в интернет-магазинах после того, как Кремль в 2022 году разрешил так называемый “параллельный импорт” западных брендов. Это говорит о том, что их привлекательность остается высокой, несмотря на наличие местных альтернатив.
Однако некоторые отечественные бренды вроде LIMÉ все же преуспевают. Основанная в 2008 году компания по производству одежды стала процветать с начала спецоперации, предлагая вещи ценой и стилем схожие с Mango и Banana Republic. С 2021 года выручка выросла более чем в пять раз до 39 миллиардов рублей (495 миллионов долларов) в прошлом году, а штат сотрудников — почти вчетверо. Более того, в конце 2023 года компания открыла первый магазин в Дубае.
Это же можно сказать и о “Снежной королеве”: крупнейшая в России сеть мультибрендовых магазинов одежды открыла более сотни магазинов и получила в прошлом году рекордную прибыль. Небольшие независимые российские дизайнеры вроде Mulier, 2mood и studio29 также окрепли.
“Многие российские бренды добились успеха благодаря уходу западных, и их нам до сих пор не хватает”, — отметила модный блогер и персональный стилист Мария Матеева из Москвы.
Российские удары по Украине продолжаются уже четвертый год, и настоящие испытания российским подражателям еще только предстоят — впрочем, западным брендам, если они пожелают вернуться, также предстоят еще пока неведомые бюрократические препоны.
Международные компании получат “зеленый свет” на возвращение лишь в том случае, если они не будут препятствовать “дальнейшему закреплению российского производителя”, заявил в июне первый вице-премьер Денис Мантуров.
Президент Владимир Путин высказался с еще большей прохладцей: “Они поставили всех в трудное положение, смылись, а теперь, если захотят вернуться, мы что им, дорожку, что ли, должны постелить? Нет, конечно”, — заявил он на встрече с деловыми кругами в Кремле в конце мая.
Потепление отношений может изменить сложившуюся ситуацию и вернуть отголоски окончания холодной войны, когда западные товары хлынули в Советский Союз. Зимой 1990 года десятки тысяч людей выстаивали в очереди по многу часов, чтобы побывать в первом в России ресторане McDonald’s на Пушкинской площади в Москве.
Но возрождать эту ностальгию Кремль, похоже, не планирует.
“Для Владимира Путина импортозамещение — важная часть обширной и далеко идущей стратегии — бросить вызов Западу и дать понять, что Россия способна выживать самостоятельно”, — заключил доцент кафедры российской политики Университетского колледжа Лондона Бен Ноубл.
Статья написана при участии Юлии Федориновой
2025-07-10T08:17:47Z
На данный момент США и Европа ввели против Москвы рекордное количество санкций, пишет The Telegraph. Финансовые ограничения были наложены на ключевые секторы экономики России, но и они оказались бесполезны. У Трампа осталась последняя надежда — его "министр-разрушитель" Бессент.
2025-07-09T19:18:38Z
Развитие отечественных компаний на территории России затрудняет возможное возвращение иностранных на рынок. Многие заграничные компании боятся конкуренции, сообщает агентство «Bloomberg». Отечественные производители, как подчеркнули в издании, собираются в ближайшем будущем сохранить лидирующие позиции среди 140 миллионов жителей РФ. На данный момент все еще сохраняется устойчивый спрос иностранных компаний, несмотря на внешние ограничения. Тем не менее, […] Сообщение Bloomberg: успех российских брендов мешает западным компаниям вернуться появились сначала на Главный Региональный.
2025-06-27T14:43:34Z
Президент РФ Владимир Путин заявил, что 18-й пакет антироссийских санкций Евросоюза (ЕС) вряд ли отразится на стране. По его словам, на сегодня ограничить российскую нефть невозможно. Так он ответил журналистам на вопрос о возможных последствиях новых ограничений. По словам Путина, санкции ЕС навредят только самой Европе.
2025-07-06T05:00:00Z
Российский и американский бизнес на низком старте — стороны ждут послабления санкций. Пока политики спорят, дельцы находят новые способы привлечения средств. У граждан в связи с этим появляется все больше возможностей легально инвестировать в компании США и получать дивиденды. Однако, как оказалось, не все так просто.
2025-07-09T14:19:08Z
Западные бренды могут столкнуться с проблемами при возвращении в Россию из-за успеха местных компаний, заменивших импорт иностранной продукции.