2025-07-13T16:08:58Z
Участники сборной РФ завоевали золото на Международной олимпиаде по химии в ОАЭ
2025-07-13T15:27:09Z
Педагогам в Башкирии решили оплачивать отдых и лечение
2025-07-13T14:54:02Z
В Москве открылась фотовыставка про лучших студентов колледжей
2025-07-13T14:38:21Z
Против ректора ИРР Пензенской области возбуждено уголовное дело
2025-07-13T14:26:51Z
Нижегородские математики Иван Ремизов и Олег Галкин решили задачу, поставленную 57 лет назад, при помощи знаний психологии
2025-07-13T14:22:00Z
Фальков заявил, что новая модель высшего образования РФ предполагает комплекс изменений
2025-07-13T14:20:00Z
Ремонт в детских образовательных учреждениях Саранска – на финишной прямой
2025-07-13T14:02:00Z
Капремонт восьми школ проинспектировал глава правительства Удмуртии
2025-07-13T13:05:04Z
Минобрнауки: в период приемной кампании участились случаи мошенничества
2025-07-13T13:00:00Z
Как в СССР отменили плату за учебу в старших классах
2025-07-13T12:40:00Z
Родители заметили, что цифровые технологии увеличили учебную нагрузку
2025-07-13T11:56:15Z
Сбер направил офферы 155 выпускникам Российской экономической школы
2025-07-13T11:33:00Z
Студент Йошкар-Олинского технологического колледжа вышел в финал чемпионата «Профессионалы»
2025-07-13T11:30:42Z
Действительно 5 лет. Выпускники РЭШ получили предложение о работе в Сбере
2025-07-13T11:28:50Z
Жительница Омутнинска взяла грант на Всероссийском конкурсе
2025-07-07T14:07:00Z — С сентября этого года на базе новой московской школы № 58 стартует программа по углубленному изучению естественно-научных, технических, инженерных и математических дисциплин. Вместе с учителями работать со школьниками будут специалисты госкорпорации Ростех и двух вузов - РТУ МИРЭА и МАИ. Такая система позволит готовить будущих инженеров с самых ранних лет.
"РГ" поговорила с директором школы № 58 Дмитрием Топешкиным о том, с какого возраста начинается наука, как сегодня устроена профориентация школьников и зачем школы сотрудничают с вузами и госкорпорациями.
Инженерное образование сегодня - тренд. Традиционно акцент делается на вузовской подготовке. А что здесь может дать школа?
Дмитрий Топешкин: Безусловно, инженера готовит вуз. Но чтобы туда поступить, ребенок сначала должен сделать выбор - и быть к нему готов. Именно школа отвечает за то, чтобы сформировать интерес к профессии, пробудить любопытство - то, что принято называть профориентацией. Москва дает для этого колоссальные возможности - проект "Инженерный класс в московской школе" помогает школьникам определиться с будущей профессией и подготовиться к успешному поступлению в технические вузы. Но я бы сказал, что интерес к предмету рождается еще раньше - на обычных уроках физики, математики, информатики, химии. И здесь задача школы - не только научить, но и увлечь, приоткрыть дверь в безграничный и захватывающий мир инженерных наук.
Как предпрофессиональные классы помогают растить гениев-ученых и помогают ли?
Дмитрий Топешкин: Поставить себе цель "вырастить гения" - наверное, не самая реалистичная, и задача школы звучит не совсем так. На самом деле у нас сейчас очень много талантливых и даже гениальных людей на разных уровнях - в КБ, в научных институтах, в высокотехнологичных компаниях. Но дефицит мы испытываем именно в инженерах. Стране нужны сотни тысяч таких специалистов для разных отраслей. И в этом смысле задача массовой школы: вдохновить, заинтересовать, дать представление о профессии. Поэтому речь идет не о точечных усилиях, а о масштабной работе, которая уже ведется. Надо, чтобы миллионы школьников познакомились с инженерным делом, а сотни тысяч выбрали ее осознанно.
Вы работали в одном из знаковых научных центов - Курчатовском институте. А на каком этапе наука должна появляться в школах?
Дмитрий Топешкин: Я проработал в Курчатовском институте в общей сложности 10 лет, пришел туда еще лаборантом-исследователем на первом курсе МФТИ, и с большим теплом и благодарностью вспоминаю то время - оно очень многому меня научило. Я бы сказал, что наука - не нечто отдельное, это язык описания окружающего мира. А с этим миром мы сталкиваемся с первых дней жизни. Знакомство с азами науки может происходить абсолютно в любом возрасте - и с детского сада, и с начальной школы - в увлекательных форматах. Главное, оно должно быть органично, естественно и поддерживать природную любознательность. Ведь ребенок по своей природе исследователь. Важно этот энтузиазм в познавательной деятельности не загасить, а поддерживать и грамотно направлять. И задача школы находится именно здесь. Если говорить о знакомстве с научными методами, то, как правило, это происходит в средней школе, в профильных классах с углубленным изучением естественно-научных предметов, математики и ее приложений.
Что получают школа и ученики, когда в обучение детей включаются вузы и предприятия?
Дмитрий Топешкин: Вместе с РТУ МИРЭА, МАИ и Ростехом мы запускаем инженерный класс в новом корпусе школы №58, которая открывается в этом учебном году в жилом районе Ália на северо-западе Москвы. Оснащение школы в части экспериментального учебного оборудования очень достойное, оно подбиралось с учетом пожеланий вузов-партнеров. Ростех предоставляет свои площадки для профориентации, летней практики, совместных проектов. Это поможет школьникам буквально "пощупать" профессию. Важно и то, что учителя получат представление о том, куда ведет их предмет, а у ребят появится четкое понимание, как может складываться их дальнейшая карьера. Сегодняшние дети на самом деле достаточно прагматичные с точки зрения выбора своих траекторий в образовании и карьере. Покажи им реальный путь - и они сделают выбор. Идеальный момент для этого - 8-9 класс, когда можно увидеть спектр возможностей.
Насколько вообще распространена такая практика сотрудничества и почему это важно?
Дмитрий Топешкин: Сегодня тысячи школьников по стране участвуют в проектах инженерных классов. Более 5,5 тысячи из них - в партнерстве с Ростехом. В Москве - это сотни школ, которые взаимодействуют с ведущими вузами страны и технологическими партнерами, например, 201 школа реализует подобный проект. Но важно не просто формально "сотрудничать", а выстраивать реальную работу - в соответствии с возможностями конкретной школы, интересами учеников, силами педагогов. Я бы сказал, что такое сотрудничество уникально для каждой школы, и для нас тоже. Партнер в лице Ростеха - это не отдельное предприятие, а вся корпорация, что открывает доступ ко множеству отраслей: оборонная и гражданская промышленность, медицина, высокие технологии. Мы сможем строить разные образовательные треки, показывая широту инженерного мира для наших учеников.
Сегодня много говорится о повышении качества преподавания школьной физики. Что нужно, чтобы "зажечь" учеников этим предметом?
Дмитрий Топешкин: Чтобы зажечь интерес к физике, как и любому другому предмету, учитель сам должен быть увлечен. Он должен любить свой предмет, уметь удивляться, быть открытым, честным, харизматичным. И, конечно, профессиональным.
Хотя мы, например, привлекаем и не только опытных учителей, но и молодежь. Например, студенты старших курсов с кафедры инновационной педагогики МФТИ, приходят к нам на практику и даже начинают преподавать. Эти ребята - начинающие профессионалы с горящими глазами, желанием создавать новые проекты вместе со школьниками, вместе решать интересные задачи - олимпиадные и не только. Мы их поддерживаем, обучаем методике, подключаем наставников. Это наш кадровый резерв. Но самое важное здесь в том, что такие ребята учились в вузе с теми, кто идет в науку, инженерное дело, отрасли высоких технологий. Они "впитали" в себя дух науки, и способны поделиться им с детьми. И детям, которые идут углубленно изучать инженерные предметы, нужны именно такие учителя, знания которых гораздо глубже и шире школьного учебника.
2025-06-25T12:42:26Z
С сентября этого года на базе новой московской школы № 58 стартует программа по углубленному изучению естественно-научных, технических, инженерных и математических дисциплин. Вместе с педагогами направлять школьников по пути технологического лидерства - ведь именно направления сегодня в тренде - будут специалисты госкорпорации Ростех и двух вузов - РТУ МИРЭА и МАИ. Так выстраивается единая образовательная среда "школа - вуз - предприятие", которая позволит готовить будущих инженеров со школьной скамьи.
2025-07-12T11:53:00Z
В России создают интегрированную систему подготовки технических специалистов, начиная со школьных лет и заканчивая университетом. По информации, предоставленной пресс-службой Минпросвещения «Парламентской газете», министр промышленности и торговли Антон Алиханов заявил о потребности в около двух миллионов квалифицированных специалистов до 2030 года, из которых только 590 тысяч должны иметь высшее образование.
2025-07-02T13:21:17Z
В текущем учебном году свыше 70 тысяч московских девятиклассников приняли участие в программе профориентации центра «Профессии будущего», сообщил руководитель центра Андрей Тарасов.
2025-06-26T05:32:09Z
В СамГТУ в рамках магистратуры «Профессиональное обучение» откроется курс по подготовке учителей физики
2025-06-24T14:45:15Z
Стороны планируют активизировать проведение совместных исследований и опытно-конструкторских работ