2025-07-13T07:27:55Z
IBU назвал условие возвращения российских спортсменов на турниры
2025-07-13T07:25:00Z
Газзаев поздравил ЦСКА и Акинфеева с победой в матче за Суперкубок: «Краснодар» не убедил»
2025-07-13T07:17:00Z
Льюи нокаутировал Тейшейру на 35-й секунде в главном поединке турнира UFC
2025-07-13T07:14:13Z
Когда российские спортсмены вернутся на международные соревнования
2025-07-13T07:12:11Z
Недорогие и полезные: 5 лучших фитнес-браслетов в 2025 году на российском рынке
2025-07-13T07:12:06Z
Футболиста Александра Телегина прооперировали нижегородские хирурги
2025-07-13T07:04:05Z
Карпин наводит дисциплину в "Динамо", заявил Степашин
2025-07-13T07:03:27Z
Сотворит ли «Челси» сенсацию. Анонс финала клубного чемпионата мира
2025-07-13T07:00:00Z
Летние виды спорта набирают популярность: россияне активнее ищут тренеров
2025-07-13T06:50:52Z
«СКА Арена» к новому сезону КХЛ поменяет название
2025-07-13T06:33:47Z
В «Матче года» сразятся российские звезды из НХЛ и КХЛ
2025-07-13T06:29:04Z
Месси установил уникальный рекорд MLS, оформив пятый дубль подряд
2025-07-13T06:25:00Z
Сорокин о «Матче года»: «Хорошо, когда у тебя в команде Овечкин»
2025-07-13T06:17:13Z
Пляжные «Крылья Советов» проиграли «Анапе» и «Саратову»
2025-07-13T06:08:53Z
Роша: ЦСКА не будет зацикливаться на победе в Суперкубке России
2025-07-07T07:00:00Z — Школьникам добавят баллов к ЕГЭ за успешные выступления с клавиатурой и мышкой
Российские киберспортсмены — одни из лучших на планете, а то, что их пока зовут не на все международные соревнования, — вопрос времени. Компьютерный спорт в ближайшие годы войдет в программу Олимпийских игр, и чтобы достойно конкурировать на мировой арене, нам нужно готовить будущих чемпионов с детства. Киберспортивные секции должны появиться в каждой школе, колледже и вузе, считает президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит. В интервью журналу «Российская Федерация сегодня» он рассказал о перспективах отечественного компьютерного спорта и назвал игры, которые могут завоевать мировую популярность.
— Дмитрий Вячеславович, как рассматриваемый Госдумой законопроект о маркировке видеоигр и ответственности их распространителей повлияет на развитие этой отрасли в России?
— Закон этот нужный, правильный, но важно, чтобы регулирование не было избыточным, чтобы вводимые меры не мешали бизнесу, а помогали ему развиваться. Игры — это огромная индустрия, в которой Россия должна конкурировать с другими странами. Поэтому все, что касается базового подхода, мы поддерживаем. Абсолютно согласен, что игры должны отражать наш взгляд на исторические события, наши культурные ценности, наш код.
Но дьявол, как обычно, в деталях, поэтому совместно с российскими разработчиками игр мы направили авторам законопроекта правки на 42 листах.
Никто лучше самих разработчиков свой продукт не знает. Вы можете пройти игру два-три раза и ничего запрещенного или шокирующего не заметить, а на четвертый-пятый — обнаружите контент для взрослых. Поэтому наше предложение, которое уже реализовано в виде добровольного эксперимента, — чтобы игроделы сами выставляли возрастную маркировку и наносили пометки о содержании в сюжете того или иного контента. Естественно, это надо будет контролировать, но именно такая конструкция нам представляется наиболее эффективной.
— К какой итоговой конструкции, на ваш взгляд, должно прийти регулирование?
— Очень важно, чтобы Россия комплексно решала вопрос с появлением своего игрового движка, но не пыталась бы это сделать в моменте. Я сам двумя руками за то, чтобы у нас было все свое — и компьютеры, и программное обеспечение, и в целом это вполне возможно, но невозможно быстро. Насколько я знаю, сейчас уже есть, по крайней мере, два движка, которые начинают использовать в игровой индустрии. Уже есть достаточно неплохое количество отечественных игр, в том числе и те, которые мы используем для соревнований. Яркий пример — Standoff 2, популярная во всем мире мобильная игра, которую разрабатывают ребята из Казани. Более ранний пример — «Аллоды», отличная игра с российской айдентикой. Несколько лет назад вышла «Черная книга», которая обрела популярность по всему миру. Это не киберспортивные игры, но они вполне интересные. Многим, конечно, знакомы Atomic Heart и Warface.
Россия всегда была богата талантами, в том числе и в игропроме, вспомнить тот же тетрис — непревзойденный в своей простоте и гениальности шедевр, который придумал наш человек.
Нужна системная работа, и в целом Россия в этом направлении движется. Институт развития интернета регулярно выдает гранты на разработку отечественных игр с нашей культурной направленностью. Есть относительно небольшие гранты, по 9-15 миллионов, на создание мобильных игр. Но есть и действительно крупные проекты.
— Нашумевшую «Смуту» кто только не раскритиковал!
— Положа руку на сердце, игра эта вполне приличная, но ее предварительно так сильно раскрутили, что некоторые разочаровались, потому что этот пиар-эффект не соответствовал их ожиданиям. Да, это, наверное, не шедевр, тот же Atomic Heart в моем понимании гораздо лучше, но тех денег, что в нее вложили, «Смута» вполне себе стоит.
— Что сегодня собой представляет киберспорт в России?
— В этом году наша федерация отметила юбилей — 25 лет. За это время мы провели больше десяти тысяч российских и международных соревнований, в которых приняли участие больше 2,5 миллиона киберспортсменов со всего мира. Общий призовой фонд за все это время превысил 300 миллионов рублей. Киберспортивных турниров в России проходит огромное количество.
Если в среднем по прошлому году, то мы проводили по семь соревнований в день, и везде участие было бесплатным, и везде люди могли заработать.
— Какая инфраструктура нужна для занятий этим видом?
— Человек может прийти в компьютерный клуб, которых тысячи в нашей стране. Он может прийти в специализированную секцию — таких сотни. Но он может просто сидеть дома, занимаясь с тренером онлайн, и это уже не поддается исчислениям. Сейчас есть проекты по созданию фиджитал-центров, представляющих единое пространство для занятий классическими и цифровыми видами спорта. Мы считаем, что сейчас есть определенная нехватка организованных спортивных секций и региональных клубов. При этом практически во всех вузах и во многих колледжах и техникумах есть спортивные клубы по киберспорту, большинство из них имеют свою площадку. То есть вузы организуют компьютерную технику, проводят занятия, регулярные тренировки, студенты участвуют в соревнованиях. Стоит задача расширения школьных секций. Нашим видом могут заниматься ученики с 12 лет, а соревноваться — с 14 лет, это требования Министерства спорта Российской Федерации.
— Искусственный интеллект уже поставили себе на службу?
— Безусловно, ИИ интегрирован и в образовательные программы, и в тренировочный процесс. Существует несколько сервисов, которые на начальном этапе заменяют тренера. Нейросеть анализирует игру человека, указывает на ошибки. Есть уже и отдельные соревнования, где вместо спортсменов участвуют программы с ИИ.
— Как вы работаете с негативным восприятием киберспорта в обществе и среди старшего поколения?
— Представление о том, что компьютерный спорт — это бесполезное развлечение и блажь, постепенно уходит. Здесь во многом надо сказать спасибо Президенту России Владимиру Путину, который неоднократно подчеркивал важность киберспорта.
У нас есть его поручение о проведении ежегодных международных соревнований на Дальнем Востоке, есть рекомендации со стороны Министерства просвещения Российской Федерации о том, что в школах имеет смысл вводить занятия по киберспорту.
Мы провели исследование, сравнив когнитивные способности традиционных спортсменов и киберспортсменов, потому что периодически на нас происходит накат, мол, киберспорт отупляет.
— Какие преференции получают киберспортсмены?
— Мы активно работаем со школьным сообществом, с 2018 года у нас ежегодно проходят соревнования. В этом году в Школьной лиге приняли участие 77 регионов. Студенческие соревнования мы проводим с 2016 года, начинали с 91 вуза и ссуза, а сейчас их 596 из всех 89 субъектов РФ. Многие вузы добавляют баллы к ЕГЭ при поступлении, если у человека есть спортивный разряд. А студенты, которые уже учатся, получают дополнительные спортивные стипендии.
— А что по размеру призовых?
— Призовой фонд на наших турнирах в пределах 3-5 миллионов рублей. Деньги в киберспорте есть, но я очень не хочу, чтобы они были основной движущей силой для спортсменов. Спортивный разряд — это признание заслуг, а не льгота, которую можно монетизировать.
— Каковы перспективы вхождения киберспорта в олимпийскую семью?
— После последних Олимпиад, видя, что там происходит, я, честно говоря, уже не очень уверен, что этого хочу. Раньше, конечно, мечтал, что мы станем частью олимпийской семьи, и если смотреть глобально, то киберспортивное сообщество слишком большое, чтобы его игнорировали.
И здесь скорее само Олимпийское движение хочет, чтобы мы стали его участниками.
— Верите, что будут и российские олимпийские киберчемпионы?
— Безусловно, ведь и по итогам прошлого года ряд российских киберспортсменов были признаны лучшими в мире. Мы все 25 лет были на первых местах, и нет никаких сомнений, что, если это станет частью Олимпиады, медали у нас будут.
— Как происходит селекция профессиональных спортсменов?
— У нас есть проект «Территория boost», в рамках которого мы ищем таланты по всей России, зовем их на соревнования, где ребят отсматривают скауты из профессиональных команд. Второй путь — мы анализируем внутриигровые рейтинги, то есть этим занимаются те же скауты, которые следят за спортсменами, достигшими высокого уровня. В онлайне проходит множество соревнований, в которых можно бесплатно участвовать и по итогам которых лучших мы замечаем и отслеживаем. Используем все те инструменты, что есть в традиционном спорте, но дополняем их возможностями, которые нам дает интернет.
— Как отечественный киберспорт чувствует себя на мировой арене в условиях санкций?
— Здесь история очень простая: есть санкции, а есть спортсмены. Санкции, кстати, постепенно становятся мягче, на все большее количество соревнований нас допускают под российским флагом. Это наше условие, которое мы проговариваем со всеми организаторами международных турниров, куда направляем команды: флаг должен быть обязательно, а если регламентом предусмотрено исполнение гимна, то он должен прозвучать. Потому что российские спортсмены — это не просто люди, представляющие Российскую Федерацию, это люди, которые являются мастерами своего дела, с их участием соревнования становятся более зрелищными. Они имеют фанатов по всему миру, за соревнованиями, где участвуют наши спортсмены, следит больше людей.
Соревнования, куда все еще не хотят допускать россиян, как правило, связаны спонсорскими контрактами. То есть если они нас позовут, то у них отвалятся спонсоры, которые в силу санкций не могут поддерживать турниры, где участвуют наши спортсмены.
— Какие тренды развития киберспорта вы считаете наиболее перспективными в ближайшие пять лет?
— Первое: мобильный киберспорт будет продолжать развиваться. Уже сегодня соревнования собирают тысячи участников и болельщиков.
Второе: будет появляться больше отечественных игр, они будут занимать большую долю рынка, становясь более интересными и привлекательными. Я очень рассчитываю, что появятся полноценные российские игровые движки, которые позволят индустрии выйти на новый уровень.
Третье: если мы говорим непосредственно про спорт, то я рассчитываю, что с нас окончательно снимут все санкции.
И последнее: во всех школах появятся уроки киберспорта, на которых ученики будут не играть, а тренироваться, где им будут прививать навыки, дисциплину, командное взаимодействие, умение принимать решения в условиях неполной информации, в условиях нехватки времени. То есть киберспорт будет расти и количественно, и качественно.
Источник:
2025-06-25T04:00:00Z
Сергей Белов планирует развивать искусственный интеллект
2025-07-12T21:02:00Z
Врачи и бизнесмены сместили компьютерных гениев с пьедестала
2025-07-09T10:15:00Z
Софья Великая поедет за девятым золотом!
2025-07-04T05:31:00Z
Чего нам ждать на чемпионате мира-2025.
2025-07-06T07:25:48Z
В Москве наградили победителей второго сезона.