Чудо отсрочки: президент Эстонии вновь отклонил закон против ЭПЦ

Все новости — Международные новости

2025-07-13T18:11:16Z

На Западе упрекнули Трампа в лицемерии из-за Украины

2025-07-13T18:06:10Z

На Западе поняли: Путина не прогнуть. Россия отстоит себя на переговорах

2025-07-13T17:49:13Z

Опрос показал готовность жителей ЕС принять Британию на новых условиях

2025-07-13T17:39:15Z

Мерц призвал использовать время до 1 августа для решения торгового спора с США

2025-07-13T17:35:24Z

НГ: В США пытаются досрочно узнать «сюрприз» от Трампа

2025-07-13T17:30:00Z

Что произошло за день: воскресенье, 13 июля

2025-07-13T17:17:25Z

"Станет краше прежней". Журналистка из США побывала в освобожденной Судже

2025-07-13T17:16:16Z

Советник Трампа заявил о доходе США в $3 трлн от пошлин через 10 лет

2025-07-13T17:13:18Z

Шор назвал уступкой суверенитета передачу Румынии порта Молдавии с выходом к морю

2025-07-13T17:01:08Z

В Испании вспыхнули беспорядки после нападения мигрантов на мужчину

2025-07-13T16:55:20Z

Израиль и Палестина: история, причины и возможные последствия конфликта

2025-07-13T16:45:35Z

Sky News: на место крушения в Саутенде направлены службы быстрого реагирования

2025-07-13T16:43:42Z

Rheinmetall назвал конфликт на Украине двигателем роста объема продаж

2025-07-13T16:30:56Z

Шор: Кишинёв продаёт независимость, отдавая Румынии часть Джурджулештского порта

2025-07-13T16:29:08Z

Бывший президент Нигерии Мухаммаду Бухари умер в лондонской клинике

Чудо отсрочки: президент Эстонии вновь отклонил закон против ЭПЦ

2025-07-04T21:02:00Z — Ультиматум о разрыве связей с Москвой не прошел


3 июля президент Эстонии Алар Карис вторично отказался подписать законодательные поправки, направленные против местной православной церкви. Парламент большинством голосов решил поставить церкви ультиматум: либо она рвет связи с Московским патриархатом, либо попадает под запрет. Однако, по мнению главы государства, поправки прямо нарушают Конституцию. И сейчас перед парламентом встал выбор: либо попытаться протолкнуть данный законопроект против воли главы государства, либо вновь забрать его на доработку. Подробности — в материале «Известий».

В апреле этого года рийгикогу (парламент) Эстонии утвердил законодательные поправки, которые должны были поставить местную православную церковь в безвыходное положение. От нее требовали в двухмесячный срок разорвать все канонические связи с Московским патриархатом, угрожая в противном случае исключением из регистра юридических лиц, отъемом храмов и приходских помещений. Оставалось лишь получить окончательное разрешение от президента Эстонии Алара Кариса, но он внезапно отказался провозглашать закон. Возникла версия, что глава эстонского государства не захотел навлечь на себя гнев Вашингтона, ведь незадолго до того Эстонская христианская православная церковь обратилась за защитой к президенту США Дональду Трампу.

Впрочем, Алар Карис сформулировал свой отказ таким образом, чтобы дать понять: он вовсе не против того, чтобы оторвать православную церковь от Москвы. Однако президента беспокоит то, что таким образом будет создан прецедент, на основании которого можно будет подвергать преследованиям и любую другую организацию, которую уличат в том, что она находится под влиянием иностранного государства. Поэтому он потребовал переработать законопроект — и в парламенте согласились выполнить это требование.

18 июня рийгикогу снова принял поправки в «Закон о церквях и приходах», внеся в них лишь косметические поправки. Результат голосования однозначен: 68 голосов за и 17 против. Главные изменения — на этот раз срок исполнения ультиматума о разрыве с Московским патриархатом был увеличен с двух до шести месяцев. Еще одно новшество — специально прописано, что главой прописанной в Эстонии религиозной конфессии не может быть человек, которому запрещен доступ на территорию государства. Это более чем прозрачный намек на главу Эстонской православной христианской церкви митрополита Евгения. В начале прошлого года Евгения решением властей изгнали из Эстонии, но он продолжает руководить паствой.

В травле ЭПХЦ с удовольствием участвует крохотная Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ). Именно она оказывается главным бенефициаром затеянных правительством гонений на русских православных. Размеры этих двух церквей несоизмеримы: у ЭПХЦ около 100 тыс. прихожан (главным образом местные русские и русскоязычные), у находящейся под омофором Константинопольского патриархата ЭАПЦ — примерно 7 тыс. (в основном этнические эстонцы). И теперь там рассчитывают перенять в случае запрета ЭПХЦ ее приходы и паству.

Эстонскую апостольскую православную церковь возглавляет митрополит Стефан (Хараламбидис) — этнический грек с Кипра. В разговоре с местной прессой он заявил: «Мы должны учитывать угрозы, направленные против стран Балтии, включая нашу. Мы не можем допустить, чтобы через религиозную организацию или под ее прикрытием создавалась угроза государственной безопасности».

Эстонские власти подключили к атаке на непокорную церковь и британскую прессу. Издание The Daily Telegraph, опубликовало статью под названием «Россия «использует монахинь в качестве шпионок для распространения пропаганды». Автор статьи Джеймс Ротуэлл сосредоточился на «разоблачении» насельниц ставропигиального женского монастыря в Пюхтице — это самая почитаемая православная обитель в Прибалтике. Ротуэлл приводит мнение эстонских официальных лиц о том, что якобы Россия использует Пюхтицкую обитель как инструмент шпионажа и пропаганды, что, дескать, противоречит монашескому обету — отказу от всего мирского. «Пюхтицкий монастырь не стоит рассматривать только как религиозное учреждение. Он также является идеологическим символом «русского мира» в Эстонии, где соединяются религия, национализм и имперская ностальгия», — безапелляционно заявил Ротуэллу руководитель отдела религии и гражданского общества Министерства внутренних дел Мартин Тулит.

Однако 3 июля президент Алар Карис вторично отверг подготовленные парламентом поправки в «Закон о церквях» и «Закон о международных санкциях» как не соответствующие Конституции Эстонии. «Оба закона имеют важную цель. Однако эта цель не будет достигнута, если вместе с необходимыми ограничениями закон вводит и такие, которые оставляют чрезмерные возможности для толкования и, в конечном счете, дают повод для многочисленных правовых споров», — отметил президент. По его словам, даже в доработанном виде поправки «по-прежнему противоречат трем статьям Конституции и непропорционально ограничивает свободу объединений и вероисповедания».

Карис полагает, что в нынешнем их виде от поправок будет больше вреда, чем пользы. «Деятельность по оказанию влияния следует предотвращать, но для этого необходимо более точно определить те зарубежные связи, которые опасны. В пояснительной записке к закону прямо сказано, что, помимо урегулирования административных отношений, существует стремление регулировать также учение церкви и религиозные обряды. Для борьбы с деятельностью по оказанию влияния имеются иные эффективные рычаги, поэтому столь обширное вмешательство не требуется», — подчеркнул президент. Кроме того, его не устраивает, что в разработанных парламентом поправках понятие «угроза» определено настолько широко, что, если применить его буквально, то под запрет в Эстонии могут попасть и другие религиозные конфессии.

В правящей коалиции строптивость Кариса вызвала негодование. В частности, с острой критикой в адрес президента выступил министр внутренних дел Игорь Таро (член партии «Эстония 200»). По словам Таро, поступок президента наводит на мысль, что глава государства не считает нужным оторвать православную церковь от Москвы. «Целью изменений в «Законе о церквях и приходах» является защита безопасности Эстонии и свободы вероисповедания. Сами по себе эти изменения не ведут к запрету православия или какой-либо другой религии. Изменения должны исключить ситуацию, при которой Московский патриархат, оправдывающий, защищающий и благословляющий начатую Россией кровопролитную агрессивную войну, мог бы влиять на деятельность верующих в Эстонии и угрожать безопасности других жителей страны», — подчеркнул Таро.

Впрочем, глава МВД не выказал никакого желания оставить православную церковь в покое. «Это означает, что мы должны вновь искать конституционные возможности для защиты наших верующих от агрессивного влияния России», — сообщил Таро. По его словам, после повторного вето президента министерство внутренних дел проконсультируется с правовой комиссией парламента. Комиссия же эта может предложить рийгикогу либо принять закон в неизменном виде, либо вновь попытаться изменить его текст в соответствии с рекомендациями главы государства. В первом случае возможна интересная коллизия, когда президент и парламент вступают в открытое противостояние.

Президент Эстонии Алар Карис

Представители эстонских оппозиционных партий не исключают, что Карис уловил некие новые веяния, которые еще не распознали в правительстве. «Расстановка сил в Европе и мире начинает меняться: Дональд Трамп играет против глобалистов, в Европарламенте членов антиглобалистских партий сегодня куда больше, чем в прошлом созыве. Вопрос в том, когда эти перемены дойдут до внутренней политики Эстонии», — рассуждает депутат рийгикогу от оппозиционной Центристской партии Александр Чаплыгин. Он не исключает, что снижение влияния мирового глобализма покончит с агрессивными попытками подавления инакомыслия в странах ЕС.

Однако опрошенные «Известиями» эксперты настроены более осторожно. Политолог Андрей Стариков, главный редактор портала Baltnews.com, полагает, что все, что хочет Карис, — так это чтобы дискриминационный законопроект оказался выражен в более обтекаемых формулировках. «Первая и вторая редакции поправок к «Закону о церквях и приходах», покушавшихся на свободу ЭПХЦ, составлены слишком уж топорно, а разница между ними настолько несущественна, что оставляют простор для критики. Соответственно, у Эстонской православной христианской церкви появляется возможность бороться с этими поправками, оспаривать их в судах, привлекая профессиональных юристов, ссылаясь на нарушение Конституции, обращаться с жалобами в международные инстанции. В результате государство может понести серьезные имиджевые потери. Именно такой перспективы и пытается избежать президент Карис, который ясно видит, что законопроект сырой и недоработанный», — считает Стариков.

Эксперт добавляет, что Карис вполне разделяет желание ликвидации русского православия в Эстонии, однако видит, что предназначенный для этого инструментарий пока недостаточно проработан. «Президент же не отвергает поправки на корню, он лишь вторично отправляет их на доработку. Поэтому они продолжат давить на церковь, угрожая ей запретом, в случае если она откажется уходить в антироссийскую юрисдикцию. Однако не хотелось бы безапелляционной оценкой лишать людей надежды. Церковь активно борется, задействовав все доступные ей механизмы, а в данном случае важно уже хотя бы то, что со вторичным отказом Кариса она получит еще несколько лишних месяцев отсрочки. Поэтому руководство церкви и верующие продолжают свою борьбу — в надежде не столько на здравомыслие эстонского руководства, сколько на смену международной обстановки», — подчеркивает Стариков.

В свою очередь, политолог Александр Носович, специалист по странам Балтии, отмечает, что говорить в данном случае о смене как международной, так и внутренней эстонской конъюнктуры пока еще преждевременно. «Я тоже думаю, что Кариса смущает в первую очередь то, что антицерковный законопроект действительно антиконституционен и юридически безграмотен. На мой взгляд, президент недоволен не столько очередным актом дискриминации эстонских русских, сколько тем, что эти поправки составлены столь небрежно, что их можно будет попытаться оспорить в европейских судах», — говорит специалист.

Впрочем, он не исключает того, что Карис заметил, что администрация Дональда Трампа заявляет о своей приверженности защите религиозной свободы и свободы совести. «Это уже приводило к столкновениям вице-президента Вэнса с руководством некоторых европейских стран. И в данном случае получается, что эстонские гонители православия подставляют и свою страну, и лично Кариса, что его не устраивает. Я вижу вполне рациональные действия эстонского президента, направленные на минимизацию рисков — и для себя лично, и для Эстонской Республики в целом. Предположение о том, что Карис испугался гнева администрации Трампа и Вэнса, является вполне правдоподобным», — заключает Носович.

Читайте также:

2025-07-11T04:00:00Z

США разблокировали российский проект АЭС в Венгрии. Почему это важно

2025-07-11T13:12:27Z

Политолог рассказал о последствиях санкций ЕС против Израиля

2025-07-06T13:00:04Z

США отказали Зеленскому в помощи при подавлении бунтов на Украине

Огромное разочарование испытал Зеленский после недавнего разговора с Дональдом Трампом

2025-06-24T12:06:44Z

Орбан: Украину нельзя принимать в ЕС и НАТО

Это приведет к войне стран Запада с Россией, предупредил премьер-министр Венгрии

2025-07-03T06:14:18Z

В Иране назвали бессмысленными переговоры с Европой

Глава МИД исламской республики Аббас Арагчи отметил, что Европа отрицает право Тегерана на мирный атом