Режиссер Владимир Кузнецов: Хороший спектакль не должен опустошать

Все новости — Культура

2025-07-12T21:44:44Z

В Москве наградили лауреатов VIII Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра

2025-07-12T21:20:51Z

Под Воронежом на фестивале презентовали рок-оперу "Мамонт"

2025-07-12T21:15:00Z

20+ Прикольные картинки и открытки с Днем рыбака

2025-07-12T21:10:14Z

Древние рисунки пещеры в башкирском заповеднике Шульган-Таш признали всемирным наследием ЮНЕСКО

2025-07-12T21:02:00Z

Чирикать при всякой погоде: художники в борьбе за свое искусство

2025-07-12T21:01:23Z

В Подмосковье пройдет арт-фестиваль "Заповедное"

2025-07-12T21:01:00Z

После сцены — с удочкой. Посмотрите на артистов, которые любят рыбалку

2025-07-12T21:01:00Z

Календарь православных праздников с 14 по 20 июля 2025 года. Инфографика

2025-07-12T21:00:01Z

Припарковались: в «Зарядье» показали живопись на автомобильной стоянке

2025-07-12T20:53:54Z

Премьера сериала "Три сестры" состоялась на кинофестивале "Горький fest"

2025-07-12T20:30:00Z

Эти русские имена буквально вгоняют иностранцев "в краску" - запомните, чтобы потом не краснеть

2025-07-12T19:59:18Z

Винный сыр и чипсы из мяса марала: чем удивили казанцев «Вкусы России»

2025-07-12T19:49:03Z

Малахов раскрыл суммы и условия контрактов ведущих с частными телеканалами

2025-07-12T19:33:00Z

ASUS представила эксклюзивную видеокарту Hatsune Miku за $2300

2025-07-12T19:23:37Z

В Москве прошел концерт в честь открытия школы-фестиваля "Донбасский экспресс"

Режиссер Владимир Кузнецов: Хороший спектакль не должен опустошать

Режиссер Владимир Кузнецов: Хороший спектакль не должен опустошать

2025-07-04T10:25:15Z — Новая звезда отечественной сцены - режиссер-постановщик Владимир Кузнецов из Владимирского драматического театра. Его "Черные доски" по Владимиру Солоухину взяли нынче сразу две "Золотые маски" - за лучший спектакль и лучшую режиссуру. Небывалый успех. Обычно маски в двух главных номинациями делили между двумя театрами, и - далеко не региональными.


Весть о победе владимирская труппа встретила на Платоновском фестивале в Воронеже, где "Черные доски" вновь произвели фурор - переполненный зал театра оперы и балета после показов стоя аплодировал, кажется, целую вечность. Что же такого играют актеры? "РГ" встретилась с Владимиром Кузнецовым.

Владимир, вы уже пришли в себя после столь ошеломительной победы?

Владимир Кузнецов: Эйфория начинает спадать, но потрясение было настолько большим, что я несколько дней ходил как в тумане. Казалось, что сплю. Последний раз такие эмоции испытывал, когда у меня родилась дочка.

Наш путь к "Золотой маске" был тернистым, мы много раз заявляли на премию свои спектакли, не менее интересные, чем "Черные доски". Но то ли нас не пускали в театральную элиту, то ли мы не могли туда пробиться, потому что по-другому была устроена сама премия… Словом, мы отчаялись получить эту награду и уже ничего не ждали…

"Черные доски" мы делали не ради премии, мы хотели почтить память нашего же владимирского, известного в советское время писателя Владимира Алексеевича Солоухина. В прошлом году исполнилось сто лет со дня его рождения. Есть еще причина, почему эта постановка для нас важна. Пять лет назад здание нашего театра сгорело, и с тех пор мы никак не можем вернуться на родную сцену. Премьеру спектакля мы провели в четвертую годовщину пожара, 29 июня. Хотели таким образом поставить точку в этой затянувшейся истории, перейти от черных сгоревших досок театра к новой жизни, что ли, к новому свету.

Вы пытались как-то для себя объяснить успех постановки у экспертов и жюри премии?

Владимир Кузнецов: Мне кажется, тут совпало много моментов. Во-первых, эксперты и жюри обратили внимание, насколько просто сделан спектакль - буквально шесть лавок и баян. Для нас-то это вынужденная мера. Так как мы сейчас играем на разных площадках - от филармонии до областных дворцов культуры, то наш директор Борис Гунин все время просит меня - Володя, не придумывай громоздких спектаклей, нет возможности возить за собой огромные декорации. Но все, что просто, оно и хорошо. Тут никаких спецэффектов. Не за чем спрятаться артисту, поэтому все по-честному.

Сами истории, выбранные мной из десятитомника Солоухина, тоже очень просты. В одной истории, по рассказу "Серафима", девушка не стала портить мальчику жизнь, а пошла на фронт. В другой, по рассказу "Варвара Ивановна", старуха, чуть не собравшаяся отдать Богу душу, поднялась, поскольку надо жить и спасать сироток-внуков. А в третьей - "Девочка на урезе моря" - ребенку дают появиться на свет, чтобы жизнь торжествовала, а не исчезала с земли. Видимо судьбе было угодно, чтобы этот спектакль случился. И чтобы он нес тот смысл, который, мне кажется, нужен сегодня нашему зрителю, нашей стране.

Название "Черные доски" вы взяли из документальной повести Солоухина о его увлечении старинными иконами. Один из эпизодов книги и спектакля - "раскрытие" древних образов от слоев олифы. Признаться, посмотрев вашу постановку, я подумал, что режиссер - тоже по-своему реставратор…

Владимир Кузнецов: Наш календарь, похоже, думает так же - режиссеры и реставраторы свой профессиональный праздник отмечают в России в один день, 1 июля. Мне кажется - это не случайная рифма. Режиссер, в моем понимании, - реставратор человеческих душ. Но прежде всего - своей собственной. Знаю не понаслышке, когда ты "раскрываешь" свою душу, свои взгляды, когда духовно прозреваешь, то и люди вокруг тебя становятся лучше, тоже начинают потихонечку снимать со своей души потемневшие слои олифы. Солоухин к этому пришел в довольно позднем возрасте, после чего ко многому поменял свое отношение, в том числе к истории, к вере, еще в советское время он стал публично говорить, что нельзя в храмах устраивать планетарии или склады для хранения зерна. И время показало - он был прав.

А кто ваши театральные родители? Кто ваши маяки?

Владимир Кузнецов: До поступления на режиссуру в ГИТИС я долгое время работал актером в своем родном театре во Владимире - после областного колледжа искусств, где моим мастером был народный артист Николай Анатольевич Горохов. Он и его жена Надежда Ивановна Горохова как раз и стали теми маяками, изменившими в светлую сторону весь мой путь и судьбу. И если я с этого пути сбивался, жизнь всегда дарила встречи с легендами, которые вовремя били меня по рукам. Я сотрудничал с замечательным театральным композитором Фаустасом Латенасом, он писал музыку к знаменитым постановкам Някрошюса, Туминаса. Мы сделали с ним два спектакля, "Анну Каренину" и "Искупление" - о ленинградской блокаде. Однажды я прислал ему страшный эпизод из жизни голодающего Ленинграда, и получил такой ответ: "Володя, зачем делать зрителю больно? Зачем его пугать? Только свет, только любовь…". И эти его слова для меня остались камертоном.

Я все чаще думаю, что спектакль, который не дает зрителю надежду, - неудачный спектакль. Речь не о том, что постановка должна быть, как сейчас говорят, сплошным позитивом. Она может быть и грустной, печальной, но она не должна опустошать и бить зрителя обухом по голове. И я не хочу быть зрителю учителем, судией или психоаналитиком, я хочу делиться братским чувством, чтобы после спектакля нам захотелось друг друга обнять… В "Черных досках" звучит рефреном вопрос: "А свет - был?". Тот же вопрос я каждый раз задаю себе под занавес.

И если еще говорить о тех, благодаря кому я иду своим путем, то мне очень хочется публично поблагодарить свою школьную учительницу русского языка и литературы Ирину Борисовну Елисееву. Она влюбила меня в большие русские романы. Еще подростком я прочитал "Войну и мир", "Братьев Карамазовых", "Тихий Дон"…

Вот почему в вашем режиссерском репертуаре так много русской классики, причем, даже, казалось бы, не очень приспособленной к театру. Одним из первых в России вы поставили чеховский "Остров Сахалин". А в эти дни в Ельце - у вас премьера по гончаровскому "Обрыву"… Чем вас привлек этот роман?

Владимир Кузнецов: Любовью. В "Обрыве" ее квинтэссенция, здесь четырнадцать, если я правильно посчитал, любовных треугольников. Роман про то, что каждый в своей жизни должен пережить свой обрыв, вопрос лишь в том - как это сделать правильно? Кинуться в омут обманчивых страстей с головой - или остановиться у края? А если падение с обрыва неизбежно - как вынырнуть? Я буду рад, если открою зрителям этот роман - старался сделать спектакль красивым и достойным.

На Сцене под крышей Театра Моссовета вы реанимировали "Нашествие" Леонида Леонова - премьера состоялась в мае. О чем вы говорите со зрителем в этой военной пьесе?

Владимир Кузнецов: Мне кажется, пьеса, написанная Леоновым в первый год войны в эвакуации, на самом деле - про наши дни. Напомню немного сюжет: перед самой войной к своей семье из мест заключения возвращается сын известного в городе медика Таланова. Это может быть Тверь, может быть Калуга, не важно. Важнее понять, почему он был в тюрьме. Если читать один из вариантов пьесы - был репрессирован. История о том, что он сидел за попытку кого-то убить из ревности, у Леонова возникла позже. И вот этот человек, который мог бы, кажется, затаить обиду на свою страну и власть, перед лицом фашизма понимает: нужно навсегда забыть все прошлые обиды, потому что главное теперь - Родину защитить. Родина - одна, Родина - это семья, близкие, твоя девушка…

Он не предатель - не предаст свою страну и самого себя. "Нашествие" об этом. Он погиб, но всех простил - даже семью, которая от него отреклась.

А сколько в этой пьесе скрыто христианских символов! Начиная с названия. Во время моей работы над спектаклем умер мой мастер Николай Анатольевич Горохов, а у православных принято до сорокового дня читать Псалтырь. И вот читаю, и в одной из кафизм нахожу слова: "Духа Святого нашествие"… Оказывается, в русском понимании слово "нашествие" означает - найти, обрести дух внутри себя. Уверен, что Леонов в свою пьесу вкладывал именно этот смысл, он был человеком глубоко верующим и хорошо знал Библию.

А стоит сегодняшнему театру говорить о нынешних событиях на передовой - или еще не пора, нужно время, осмыслить…

Владимир Кузнецов: Моя следующая премьера в родном Владимирском драматическом театре как раз о событиях, которые сейчас происходят на передовой. Это важный для меня спектакль, я очень долго искал для него литературную основу, и, наконец, нашел ее в произведениях двух современных писателей-фронтовиков Дмитрия Артиса и Дмитрия Филиппова. Инсценировку написал сам. Нашли и очень точное, мне кажется, название - "Мир на войне". В большей степени это будет спектакль о дружбе, которая на фронте становится подспорьем для наших бойцов. О братстве, которое помогает оставаться людьми в нечеловеческих условиях.

Мне кажется, время обо всем этом говорить пришло - но говорить, опять же, не громкими лозунгами и не замазывая все кровью, а по-человечески, как свои со своими… В августе планирую приступить к репетициям, а в сентябре "Мир на войне" откроет во Владимире новый театральный сезон.

Владимир Кузнецов - родился во Владимире, с 2006 года работал артистом во Владимирском театре драмы. С 2010 г. штатный режиссер-постановщик Владимирского академического театра драмы, где осуществил около 30 постановок.

В 2012 г. окончил ГИТИС (режиссер драматического театра, мастерская И. Л. Райхельгауза). Ставил спектакли в разных городах России. Среди них:

Ачинский драматический театр - "Полоумный Журден" М. Булгакова; Алтайский краевой театр драмы им. В. Шукшина - "Стеклянный зверинец" Т. Уильямса; Липецкий театр драмы им. Л. Толстого - "Гамлет" У. Шекспира; Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А. Брянцева - "Царь-рыба" В. Астафьева.

Во Владимирском академическом театре драмы Кузнецовым поставлены более двадцати спектаклей, среди них - "Анна Каренина" Л. Толстого, "Молодая гвардия" А. Фадеева, "Поднятая целина" М. Шолохова…

Награжден медалью В. Розова "За вклад в отечественную культуру". Обладатель многочисленных театральных премий. Участник фестиваля и член жюри Биеннале театрального искусства "Уроки режиссуры".

Афиша РГ

Пьесу Леонида Леонова "Нашествие" в постановке Владимира Кузнецова можно увидеть в Театре Моссовета 8 и 29 июля, 7 и 28 августа. Начало спектаклей в 19:00.

Читайте также:

2025-06-27T06:55:52Z

Владимирский драмтеатр получил две "Золотые маски" за спектакль "Черные доски"

Лауреатом премии "Золотая маска" стал Владимирский академический областной драматический театр. Об этом сообщили организаторы премии.

2025-06-26T18:26:41Z

Спектакль "Черные доски" Владимирского драмтеатра получил "Золотую маску"

Режиссер Владимир Кузнецов стал обладателем национальной театральной премии «Золотая маска» за постановку «Черные доски» во Владимирском областном драматическом театре. Церемония награждения прошла в новом здании Татарского академического театра имени Галиасгара Камала в Казани.

2025-07-01T09:21:47Z

В Воронеже показали лучший спектакль сезона по версии "Золотой маски"

"Черные доски" Владимирского драмтеатра по мотивам прозы и лирики Владимира Солоухина завершили XIV Платоновский фестиваль, который проходил в столице Черноземья в течение июня. Постановка Владимира Кузнецова накануне получила национальную премию "Золотая маска" в двух номинациях. Ее отметили как лучший драматический спектакль большой формы и лучшую режиссерскую работу.

2025-06-29T09:03:25Z

Титель о "Золотой маске": Жюри становится заложником решений экспертного совета

Завершен сезон "Золотой маски", в Казани названы лауреаты главной театральной премии страны, награды нашли своих героев. Мы с коллегами по жюри работали дружно и, несмотря на естественные порой расхождения во взглядах и пристрастиях, находили общий язык, чувствовали себя членами большой театральной семьи. Проблема в том, что у жюри всегда есть вопросы к экспертному совету. Так и на этот раз: лонг-лист обещал гораздо больше интересных спектаклей и актерских работ. Мог быть гораздо более острым конкурс. Но за пределами предложенного нам списка остались многие яркие явления. И жюри в этом смысле становится заложником решений экспертного совета.

2025-06-26T15:35:00Z

Машков: Еще четыре региона готовы принять «Золотую маску» вслед за Татарстаном