2025-07-13T03:05:54Z
В Хакасии в первом полугодии вывоз угля увеличился на 7%
2025-07-13T03:04:02Z
Певец Юрий Антонов рассказал о жизни и работе в Белоруссии
2025-07-13T03:03:00Z
Коротченко: у Украины нет своих специалистов для запуска ракет Taurus
2025-07-13T03:02:40Z
Nikkei: Япония и ЕС объединятся против космического доминирования США и Китая
2025-07-13T03:02:40Z
Трамп заявил, что список Эпштейна является творением демократов
2025-07-13T03:02:35Z
РВИО: издевательства над польским населением приносили удовольствие бандеровцам
2025-07-13T03:02:21Z
В ГАИ предупредили об опасности использования зимних шин летом
2025-07-13T03:01:43Z
Александр Калягин: русская культура выстоит при любых обстоятельствах
2025-07-13T03:00:57Z
На Украине объявили в розыск Кириенко и Хинштейна
2025-07-13T03:00:14Z
Гранты по нацпроекту могут покрыть 80 процентов затрат предприятия
2025-07-13T03:00:00Z
В саратовской реке всплыл труп неизвестного
2025-07-13T03:00:00Z
В Татарстане 13 июля ожидается до +29 градусов, без осадков
2025-07-13T02:56:17Z
ВСУ использовали немецкие мины в Курской области, рассказал сапер
2025-07-13T02:55:00Z
Столкновение с Тейей могло поспособствовать зарождению жизни на Земле
2025-07-13T02:52:59Z
DM: найден «подводный Стоунхендж» на дне озера Мичиган
2025-06-30T14:32:00Z — Казань разделена на 7 районов, которые отличаются друг от друга. Пока почти все они благоустраиваются и обрастают дорогами к крупным мероприятиям, есть забытая Богом и властями окраина — Авиастрой. Мы прошлись по району и показываем, как живет один из самых депрессивных районов Казани.
Согласно сохранившимся данным, долгое время на месте современного Авиастроительного района были русские деревни и села. Там же в 1770-х годах стоял лагерь войск Емельяна Пугачева. Одними из первых сохранившихся до наших дней поселков были Караваево и Сухая река.
Активная застройка района началась в 1930-е годы. Тогда же появился Соцгород, недалеко построили авиационный завод и моторостроительное производственное объединение. В то время в новообразованном Ленинском районе массово начали возводить жилые дома. Чуть позже в Соцгороде начали строить знаменитые «сталинки», ныне взятые под охрану как ценный градоформирующий объект.
Там во время Великой Отечественной войны и после нее жил конструктор ракетно-космической отрасли СССР Сергей Королев. Позже в его честь в Казани него назовут улицу, но расположится она в современном Московском районе. С 1950-х годов в Авиастроительном начали появляться и другие поселки — Северный, Новое Караваево, Кадышево… Построили ряд важных предприятий.
Авиастроительный район получил свое нынешнее название в 1994 году, до этого он назывался Ленинским. Еще в 1973 году его была отделена — тогда образовался Московский район. Сейчас Авиастрой граничит с Московским, Ново-Савиновским районами Казани и Высокогорским районом Татарстана.
Сейчас в Авиастроительном районе Казани проживает более 110 тысяч человек. При этом большая часть жилого фонда — частные дома. В районе есть соципотечный городок, парк «Крылья Советов», ряд предприятий, в том числе авиационный и вертолетный заводы, станция метро «Авиастроительная», база футбольного клуба «Рубин» и троллейбусное депо.
Помимо этого, на территории района есть 20 школ, лицеев и гимназий, три городские больницы, в том числе одна — детская, 28 детских садов. Главные районные магистрали — улицы Копылова, Максимова, Дементьева, Ленинградская, Беломорская и Айдарова. В другие районы можно выехать через улицы Копылова, Петра Витера и Миля.
Из спортивных сооружений — стадион «Мотор» с одноименной детской школой и спорткомплекс «Триумф». Помимо метро, ветка которого заканчивается в самом начале района и не имеет перспективы продолжиться вглубь, по нему ездят автобусы, трамваи и троллейбусы.
Но достаточно ли этого для счастья жителей?
В Авиастроительном районе попросту нечего делать, особенно если человек оказался тут проездом. Из каких-либо достопримечательностей — дворец культуры имени Ленина и памятник самому вождю перед ним. В соседнем парке «Крылья Советов» есть еще один памятник Ленину и несколько бюстов знаменитым ученым и военным летчикам.
Есть еще сквер имени Белинского, где только в прошлом году отремонтировали фонтан, вечно грязный сквер имени Орджоникидзе, а также Караваевский парк. Но эти места не выглядят как точки притяжения. Технически в состав района входят и Голубые озера, но по факту они отделены от него рядом поселков и лесом. Так и выходит, что за положительными впечатлениями из Авиастроя нужно уезжать. С отрицательными проблем нет.
Недавно разгорелся скандал со сносом дома культуры строителей на пересечении Копылова и Побежимова. Тогда же бюст Ленину увезли к офисному зданию недалеко от дома культуры и покрасили в золотой цвет, отчего он стал напоминать статуэтку будды, а не борца с мировым капитализмом. Сам ДК уже несколько лет как был заброшен. Теперь же, боятся местные жители, на этом месте появится еще один многоэтажный дом.
Помимо обширного частного сектора, в Авиастроительном районе множество многоквартирных домов. При этом, в отличие от Московского и Кировского районов, «хрущевок» тут довольно мало — мы насчитали несколько десятков.
В том же Соцгороде большая часть домов построены в 1930–1950 годы. Некоторые из них, безусловно, сохранились в довольно хорошем состоянии, но большая часть домов буквально разваливается на глазах, а люди стараются оттуда уехать. В том числе по этой причине заброшенным оказался дом по адресу Побежимова, 32.
На улице Ленинградская стоят пять трехэтажных домов, внешний вид которых вызывает лишь тоску у жителей построенных недалеко многоэтажек. Хуже всех сохранились два дома у «Бахетле». Судя по внешнему виду, ремонт они не видели несколько десятилетий, а часть имеющихся трещин и разводов на фасаде можно заметить даже на снимках 15-летней давности.
Еще одна такая депрессивная точка — та же улица Ленинградская, но уже на пересечении с Айдарова. Там также стоят старые многоквартирные дома, но построенные уже в конце 1950-х годов. Контраст особенно заметен на фоне стоящих рядом многоэтажек, которые возвели уже в 2000–2010-е годы.
В плохом состоянии не только дома-ровесники наших бабушек, но и здания поновее. Например, житель дома №21 по Академика Павлова — построенный в 1985 году — жаловался на отсутствие капитального ремонта. У дома давно облезла краска и отваливается штукатурка. Власти Казани заявляли, что только в 2038-2040-е годы там поменяют инженерные сети.
Только у станции метро и на границе с другими районами вырастают современные жилые комплексы — для них постепенно «зачищают» старый жилой фонд. Углубляться в Авиастрой рискуют лишь единицы компаний-застройщиков, решимость которых могла бы дать толчок для обновления территории. Или усугубить пробки.
Так уж вышло, что Авиастроительный район становится территорией, откуда чаще всего заезжают в Казань наркоторговцы, сообщил собеседник Inkazan. Для этого есть сразу три пути с трассы М-7 — через поселок Новониколаевский, Сухую Реку и Кадышево. Об этом знают и в полиции, которая проводит постоянные рейды.
В отчете УМВД Казани за 2024 год говорится, что Авиастроительный район — лидер по росту числа преступлений среди районов города. Если в 2023 году в районе зарегистрировали 2 070 преступлений, то через год — уже 2 249, это на 8,6% выше. В Приволжском районе число преступлений выросло на 4,6%, в Ново-Савиновском — на 3,1%, в Московском — на 0,5%.
При этом число тяжких и особо тяжких преступлений в Авиастрое снизилось на 4,3%. Преступлений средней тяжести за год выросло сразу на 33,4% — с 611 до 815. Преступлений небольшой тяжести увеличилось на 0,8%. Чаще всего жители Авиастроительного района занимаются кражами и мошенничеством.
И исходя из фактов в абзацах выше, даже неудивительно, что в 2024 году единственный наркопритон нашли именно в Авиастроительном районе. Преступлений, связанных с наркотиками, в Авиастрое в прошлом году стало больше на 9,9%. По общему числу при этом их меньше только в Кировском районе.
Несмотря на наличие метро, доехать куда-то из Авиастроительного района — задачка та еще. Например, читатели Inkazan предлагали создать новый маршрут, чтобы можно было быстрее добраться до Ново-Савиновского района и, в частности, стадиона «Ак Барс Арена». У Авиастроя плохая транспортная связь с Кировским районом, хотя они по сути почти соседи.
Очередным сигналом стала отмена автобусного маршрута №37, а впоследствии — и его сокращенной версии №37а. Для многих он был удобным способом добраться из Авиастроя до центра Казани, Аметьево или даже РКБ. Однако часть пассажиропотока «съело» метро, а оставшиеся пассажиры не смогли «прокормить» маршрут.
Ремонт дорог в Авиастроительном районе также идет медленными темпами. Например, Авиастрой оказался единственным районом Казани, где не ремонтировали дорожное полотно к прошедшему в октябре 2024 года саммиту стран БРИКС. Негоже лидерам цивилизованных стран смотреть на неприглядные окраины, посчитали, возможно, в мэрии Казани.
Даже счастливым обладателям личных авто покинуть эту территорию не всегда легко: главный выезд — широкая улица Копылова — сужается под железнодолрожным мостом, где после дождя образуется море, а любая авария приводит буквально к транспортному коллапсу. Два других ближайших пути к центру города — по улице Петра Витера и Михаила Миля нередко стоят, а со строительством в этом районе крупных ЖК грозят основательно погрязнуть в пробках.
В Авиастроительном районе, несмотря на не такое большое число жителей, попросту не хватает школ. Особенно это касается тех мест, где построили новые дома. Как оказалось, в районе попросту нет территорий для строительства новых учебных заведений. Один из вариантов решения проблемы — снос старых школ и строительство на их месте новых, на который власти не решаются.
Еще одна постоянная проблема — потоки воды и канализационных стоков, льющихся из земли. Происходит это довольно часто, поэтому жители Авиастроя в целом уже даже привыкли. Также в районе иногда происходит внезапное отключение света, пусть и не так часто, как протекают трубы «Водоканала».
Отдельная категория жалоб — из поселка Северный. По словам жителей, там невозможно дождаться автобус №6, дороги в ужасном состоянии, канализация отсутствует, а водоснабжение поступает с перебоями. Живущие недалеко от ТЭЦ казанцы жалуются на регулярный шум от объекта.
Также часто поступают жалобы на вонь в северной части Казани. Больше всего — как раз от жителей Авиастроя — благодаря розе ветров вонь чаще всего уходит именно туда. А единственный в районе пункт наблюдения за загрязнением воздуха нередко фиксирует превышение ПДК по различным веществам, например, по формальдегиду.
Как говорят классики, подниматься легче, если ты отталкиваешься ото дна. Является ли Авиастроительный район худшим в Казани? Каждый сам для себя даст ответ на вопрос.
Но у Авиастроя действительно не самая лучшая судьба. По сути он создан ради промышленных предприятий и является лучшим описанием окраины почти любого города. И, чтобы сделать его комфортнее для жителей, нужно принимать кардинальные решения. Которые даже не маячат на горизонте.
Авиастроительный район за последние 20 лет почти не изменился. Из глобальных изменений — расширение улиц Максимова и Копылова — на последней построили метро. Также обновили парк «Крылья Советов», где раньше были полузаброшенные аттракционы. И на этом, пожалуй, и все.
Поэтому ответ на вопрос, может ли район стать лучше, пока скорее отрицательный.
2025-06-24T15:54:46Z
Пока туристы наслаждаются прогулками вдоль Казанского Кремля, напротив — сплошное разочарование. Город планировал построить там парк «Манзара», но идея умерла в кабинетах исполкома. О том, как сейчас выглядит это место, — в материале Inkazan.
2025-07-09T07:56:00Z
Антикоррупционную экспертизу проходят документы, касающиеся планировки территорий в Казани. Они затрагивают площади у Вознесенского тракта и микрорайона М-1. Подробности — в материале Inkazan.
2025-06-27T16:25:34Z
Закончилась очередная рабочая неделя. Прошедшая пятница, 27 июня, запомнится казанцам потопом, восстановлением пострадавшего от беспилотников ЖК и скандалом с мигрантами.
2025-07-02T14:58:27Z
Казань ежегодно расширяется: строятся новые дома, растет автомобилизация. А значит, приватных мест становится меньше, а уровень шума — выше. Власти Татарстана нашли способ решить обе проблемы одним махом и взбесили горожан. Можно ли было справиться по-другому — в материале Inkazan.
2025-06-30T13:20:49Z
Поток новостей об ограничениях движения в связи со спортивными и культурными мероприятиями в Казани заставляет задуматься, что дороги города созданы лишь для того, чтобы на них грустно смотреть. А колеса ваши не достойны портить асфальт за сотни миллионов рублей.