Пришел конец 10-летнему ожиданию? Что обещают по ОСАГО, автоподставам и питбайкам

Все новости

2025-07-29T08:55:31Z

Наградное оружие и часы предложили забрать у генерала МВД России

2025-07-29T08:55:00Z

Дмитрий Чернышенко: За пять лет участниками проекта #МыВместе стали более миллиона волонтёров

2025-07-29T08:54:41Z

Вайкуле пригрозили международным розыском из-за слов об оружии для Украины

2025-07-29T08:54:10Z

Украинка с самыми большими щеками в мире порадовала фанатов кадром топлес

2025-07-29T08:53:37Z

Известный ведущий пришел в ярость из-за отказавшейся пустить его на работу охраны

2025-07-29T08:52:37Z

Четыре человека погибли в массовом ДТП с участием грузовика в Ростовской области

2025-07-29T08:52:25Z

МО РФ показало кадры уничтожения автомобилей и позиций ВСУ FPV-дронами

2025-07-29T08:51:00Z

Льготный лизинг: 40 новых мусоровозов начали вывоз отходов в Краснодарском крае

2025-07-29T08:50:06Z

Татьяна Москалькова обсудила с омбудсменом Узбекистана правозащитную работу

2025-07-29T08:50:00Z

Двое солдат ВСУ получили 15 и 16 лет колонии за вторжение в Курскую область

2025-07-29T08:50:00Z

Эксперт Архангельская: новый закон о рассрочке ударит по спросу на жилье

2025-07-29T08:49:58Z

«Известия»: налог на проценты по депозитам затронет доходы от 210 тысяч рублей

2025-07-29T08:49:42Z

Индийские силовики ликвидировали устроивших теракт в Пахалгаме боевиков

2025-07-29T08:49:33Z

В Ижевске начали проверку по факту нападения подростков на мужчину в трамвае

2025-07-29T08:49:08Z

Трамп признал факт голода в секторе Газа. Что пишут СМИ

Пришел конец 10-летнему ожиданию? Что обещают по ОСАГО, автоподставам и питбайкам

Пришел конец 10-летнему ожиданию? Что обещают по ОСАГО, автоподставам и питбайкам

2025-06-30T12:10:00Z — Игорь Моржаретто — о том, что стоит знать о законодательстве и нововведениях в автосфере на ближайшее время


Вторая половина этого года может стать в некотором смысле знаковой для российских автомобилистов. Как минимум — ожидается реализация нововведения по ОСАГО, которое давно обещали. Как максимум — еще ряд инициатив, уже прошедших стартовые (а то и дальше) ступени, ждут своего воплощения.

И это несмотря на то, что, когда только в Минюсте начинали разрабатывать проект нового КоАП (примерно семь лет назад), заявлялось, мол, более трогать Правила дорожного движения и 12-ю — "автомобильную" — главу КоАП не будут. Однако идеи по их изменению и дополнению сыпятся как из рога изобилия. И многие из них станут законами уже в ближайшие месяцы.

Мне сверху видно все!

Главным нововведением 2025 года должен был стать эксперимент, который предполагал контроль за наличием ОСАГО с помощью камер фотовидеофиксации. Предполагалось, что водителей, у которых полиса нет, для начала наказывать не будут, а лишь предупредят через портал "Госуслуги".

Правда, по большому счету, протестировать эту систему должны были еще 10 лет назад, но что-то постоянно не складывалось… Вроде бы в течение пары лет она даже работала в Москве, и вполне успешно, но сроки все же переносились от года к году. И вот нам наконец заявили: в 2025-м — обязательно! Сначала тест системы планировали запустить в марте, затем отложили до 1 июля, а теперь… и вовсе хотят отменить. Просто водителей без полиса сразу начнут выявлять в потоке и штрафовать — без всякого предупреждения и пощады. С таким предложением в правительство обратился Минфин РФ. И у меня нет никакого сомнения, что в этот раз предложение будет принято и вступит в действие в срок — с 1 ноября 2025 года.

Дело в том, что разрубить этот непонятный "гордиев узел" решил лично президент России Владимир Путин: он поручил (в письменном виде!) ускорить введение автоматического контроля за наличием полисов. Срок правительству, Центробанку и МВД — до 1 ноября.

Со стороны страховщиков все готово для запуска проверок наличия ОСАГО с использованием дорожных камер, уже неоднократно говорил глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. И в ЦБ двумя руками за скорейший запуск системы контроля — это повысит защищенность на дорогах всех автомобилистов. Ведь если у виновника аварии есть такой договор, то потерпевший может рассчитывать на какую-то страховую выплату. А если у виновника полиса нет — то это становится огромной проблемой для пострадавшей стороны.

Однако на пути есть одна юридическая проблема. Пока по закону за день водитель может получать сколь угодно штрафов, в том числе однотипных. Напомню, что сегодня штраф за отсутствие полиса ОСАГО — 800 рублей, за вторичное нарушение — уже 5 тыс. В случае с отсутствием полиса предложили ввести (видимо, пока) норму — штрафовать с помощью камер не более одного раза в сутки. Но для этого надо внести правку в КоАП. Как уверяет Николай Галушин, гендиректор Национальной страховой информационной системы (НСИС), проект уже готов и пройдет все необходимые процедуры в Госдуме РФ в ближайшее время.

Кстати, в перспективе, как заявляют, проверка будет касаться не только наличия полиса ОСАГО, но и подтверждения, что сидящий за рулем человек вписан в страховку. Правда, это вряд ли случится раньше, чем все водители пройдут биометрию, — разработчики программного обеспечения смогут подключить функцию распознавания лиц.

Для справки. Сейчас, по оценкам РСА, без полиса ОСАГО по стране ездят порядка 7–10% автовладельцев. Или до 5 млн человек! С учетом того, что число камер на дорогах растет ежегодно (сейчас их уже более 30 тыс.), в РСА ожидают, что количество автовладельцев без полисов значительно сократится. При средней цене документа в 7,5 тыс. рублей это будет дешевле, чем ежедневно платить 5-тысячные штрафы. Еще в числе плюсов — можно будет сдерживать рост цены полиса, да и нагрузка на сотрудников дорожной полиции и суды снизится.

Нюансы

Но тут существуют несколько моментов, которые лично меня (а также, надеюсь, и профильных специалистов) сильно тревожат. Во-первых, "совместимость" баз данных. Сведения о проданных полисах ОСАГО передаются в Российский союз автостраховщиков и Национальную страховую информационную систему, а у Госавтоинспекции своя база данных. Объединить их на практике оказалось не самым простым делом — на это ушли годы. Теперь нас уверяют, что точность совместной работы превосходит 99%. Надеюсь, что так оно и есть, но ведь теперь, при введении тотального контроля на дорогах предстоит обрабатывать огромные массивы информации — насколько система готова к этому? Нельзя полностью исключить и вероятность технических сбоев, случайных ошибок при передаче данных. А с прошлого года появилась возможность купить полис даже на один день; как быстро он появится в этой базе данных?

Отсюда же проистекает второй вопрос: как обжаловать неправильно выписанный штраф? Это вообще ключевой момент, ведь презумпция невиновности в случае с камерами не работает. Процедура оспаривания должна быть максимально простой и понятной. Да, для урегулирования вопроса в связи с ошибочным штрафом за нарушение ПДД можно воспользоваться порталом "Госуслуги" и подать жалобу (с приложением скана действующего полиса). Но по закону полис может вступать в силу не сразу, а в срок до трех суток. Также стоит учитывать, что возможны (особенно на первых порах) технические сбои. Считается, что все разночтения должны трактоваться в пользу водителя, но в жизни это все же далеко не так. Поэтому все эти моменты надо предусмотреть.

Тем не менее в любом случае наконец-то появилась уверенность, что после поручения президента переносить старт проекта больше не будут.

Кстати, с 5 июля, как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, в России вырастет максимальная сумма страхового возмещения по ОСАГО при оформлении ДТП без вызова полиции и даже при наличии разногласий между участниками аварии. Теперь вместо 100 тыс. рублей водители смогут рассчитывать на компенсацию до 200 тыс. Нововведение касается только случаев с обязательной фотофиксацией происшествия (через специальное приложение).

Проверки на дорогах

Тем временем Государственная дума РФ приняла во втором чтении законопроект, который предусматривает увеличение максимального штрафа за отказ водителя остановиться по требованию сотрудника полиции до 10 тыс. рублей. Сейчас за это по КоАП РФ предусматривается штраф от 500 до 800 рублей, то есть в новом законопроекте штраф увеличивается в 12–14 раз: от 7 тыс. до 10 тыс. Кроме того, вводится ответственность за повторное нарушение: здесь уже штраф в 10 тыс. рублей и/или лишение права управления транспортными средствами на срок до шести месяцев.

В третьем, заключительном чтении закон будет, видимо, принят уже в ближайшее время и вступит в силу не позже марта 2026 года. Поэтому если видите на обочине экипаж ДПС — лучше сбросить скорость, чтобы не пропустить жест офицера. В противном случае — теперь это еще и дорого.

Тем более что сегодня встретить на дороге инспектора — уже редкость; большинство функций все же передали камерам фотовидеофиксации. Но прямая обязанность сотрудников Госавтоинспекции — регулярно проводить рейды на дорогах. Они могут носить самые разные цели: проверка водителей на предмет употребления алкоголя и всяких запрещенных веществ, на наличие детских кресел при перевозке малышей. В городах гаишники регулярно контролируют водителей такси и каршеринга, досматривают машины и грузы во время действия плана "Перехват" и так далее.

Кстати, на мой взгляд, уже несколько поменялось отношение к инспекторам. При ДТП, внезапно возникшей пробке водители с нетерпением ждут их появления — чтобы те выяснили обстоятельства и причины аварии, восстановили движение или даже оказали первую помощь пострадавшим. И словно все больше понимания, что если сегодня остановили на дороге, то в большинстве случаев это происходит в рамках одного из профилактических мероприятий — ничего личного.

Подставы

Среди интересного и важного также отмечу депутатскую инициативу по борьбе с организацией автоподстав. В Госдуме 19 июня предложили ввести в УК профильную новую статью — 163.1, которая будет предусматривать лишение свободы до четырех лет за "умышленное создание ДТП для вымогательства". За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, — до семи лет и 1 млн рублей.

Зачем понадобилась новая статья? Ныне таких "автоподставщиков" обычно судят по статье 159 — "Мошенничество". А там наказание гораздо мягче: до двух лет лишения свободы. И, как объясняет один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, сегодня в России наблюдается новая волна разгула криминала на дорогах.

К примеру, злоумышленники подстраивают ДТП, а потом вымогают у жертвы компенсацию за ущерб. Причем мошенники изобретательны и используют все более новые и совершенные схемы и методы обмана. В случае разоблачения их судят по 159-й статье — хотя в таком инциденте присутствуют угрозы, вымогательство, умышленное нарушение ПДД и повреждение машин потерпевших. Именно поэтому депутаты предложили усовершенствовать уголовное законодательство и выделить "умышленное создание ДТП в целях вымогательства денег" в самостоятельный вид преступления.

Питбайки — только для спорта

Если использование электросамокатов вроде бы урегулировали в достаточной на сегодняшний день степени, то теперь взялись за питбайки.

Комитет по молодежной политике Госдумы предложил МВД и Минспорту ограничить их продажу. Питбайки — это такие мини-мотоциклы, и предназначены они для занятий спортом — для ралли-рейдов, обучению разным трюкам и так далее. Такая техника сегодня свободно продается в магазинах без документов — как спортинвентарь. Кроме размера и веса, от обычного мотоцикла питбайк отличается тем, что у него нет указателей поворотов, зеркал заднего вида, а иногда и светотехники. Регистрировать такой "спортинвентарь" в ГАИ также не нужно.

Стоит он относительно недорого — от 50 тыс. рублей, поэтому такую технику часто покупают в подарок детям — пусть, мол, поучится ездить… Но это все же далеко не игрушка! И вообще выезжать на таком (пусть и мини) мотоцикле на дороги общего пользования ПДД запрещают. Гонять можно только на специально подготовленных площадках и трассах. Но разве поставишь инспектора на каждой дороге, ведущей, скажем, к садовому товариществу?

Тем временем в МВД уже бьют тревогу по поводу роста количества инцидентов с питбайками. Так, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, в 2023 году в стране произошло 9 ДТП, в которых погибли катавшиеся на мини-мотоциклах дети; в 2024 году таких аварий было уже 20. Тенденция даже по двум годам, на мой взгляд, — налицо, и даже регулярные рейды сотрудников Госавтоинспекции не помогают.

На этом фоне в Госдуме предлагают при покупке питбайков ввести проверку документов, подтверждающих, что техника покупается для тренировок и "обучения в физкультурно-спортивной организации". В целом, считают депутаты, механизм доступа к управлению такой техникой должен быть схож с правилами приобретения и использования спортивного оружия. Пока же родителей, которые разрешили ребенку управлять питбайком, могут разве что привлечь по ст. 5.35 КоАП за "ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей" — положен штраф до 500 рублей. А юного гонщика ставят на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, мотоцикл забирают на штрафстоянку.

Имя русское

Я собрал далеко не полный список нововведений в автомобильной сфере, сделав упор на те, что будут введены в ближайшие полгода — с высокой степенью вероятности. Есть и другие предложения. Большинство из них увеличивают уже существующие поборы с автомобилистов или предлагают новые, все более жесткие наказания. Но там сроки введения — более дальние. "Метод кнута" работает в полную силу и приносит, конечно, порой результаты. Но неплохо бы вспоминать, что есть и "пряник"...

Читайте также:

2025-07-28T13:18:00Z

Глава РСА: реформа авторемонта в ОСАГО должна выбить почву из-под ног недобросовестных автоюристов

Евгений Уфимцев рассказал о том, как может измениться ремонт по ОСАГО

2025-07-14T08:19:59Z

Повышение налога на машины старше 15 лет: реальный законопроект или просто страшилка?

Готовиться ли владельцам старых машин к новому налогу?

2025-06-24T12:04:00Z

Изменения в ПДД в России: будет ли усложнен экзамен и зачем это нужно

В материале РИАМО разбираемся, изменятся ли правила сдачи экзаменов в ГИБДД и какие поправки в ПДД ожидают водителей и пешеходов.

2025-07-11T21:02:00Z

Будем жить: россияне станут меньше погибать в ДТП

МВД подоготовило проект «Стратегии повышения безопасности дорожного движения»

2025-07-27T21:01:00Z

Сдвиг полисов: как в 16 регионах России цена ОСАГО оказалась выше средней по стране

Почему растет стоимость страховки и какие схемы с полисами чаще всего применяют аферисты