2025-07-15T18:20:30Z
На Западе раскрыли, какой вызов Россия бросила США
2025-07-15T18:19:12Z
Сафонов заявил, что тяжело перенес поражение ПСЖ в финале клубного ЧМ
2025-07-15T18:16:45Z
L'AntiDiplomatico: российские военные готовятся к наступлению на юге Украины
2025-07-15T18:14:33Z
Нижегородский подросток ради забавы выстрелил мужчине в лицо из ракетницы
2025-07-15T18:14:30Z
Мужчину, чьи свиньи "захватили" Ревду, привлекли к ответственности
2025-07-15T18:12:55Z
В Калуге дороги превратились в реки после мощного ливня
2025-07-15T18:12:06Z
Мишустин поручил установить конкретные сроки запуска в серию Ту-214
2025-07-15T18:10:52Z
Правительство РФ объявило благодарность губернатору Сахалинской области
2025-07-15T18:10:16Z
Идею компенсировать полицейским взятки, от которых они отказались, раскритиковали в Госдуме
2025-07-15T18:09:41Z
В Тукаевском районе открылся ФАП после капремонта по нацпроекту
2025-07-15T18:09:27Z
На Кубани пять человек пострадали в ДТП с "Жигулями" и трактором
2025-07-15T18:07:20Z
«Люди без тормозов»: Психолог поддержала запрет соцсетей для детей до 14 лет
2025-07-15T18:06:28Z
Депутат Рады Горбенко: более 60% украинцев не вернутся на родину
2025-07-15T18:06:08Z
Трамп заявил, что США не планируют передавать Киеву ракеты большой дальности
2025-07-15T18:05:48Z
На Ставрополье 45 тысяч детей отдохнули в летних лагерях в июне
2025-06-29T08:52:51Z — Недавно в Сочи состоялся международный кинофестиваль "Евразия Кинофест", в котором приняли участие почти 500 кинематографистов из 26 стран. В их числе был и художник, актер, режиссер, сценарист Александр Адабашьян: Сочи он покинул с призом за главную мужскую роль в мелодраме "Двое в одной жизни, не считая собаки".
В один из фестивальных дней Александр Адабашьян провел круглый стол на тему драматургии в кино. Мастеру, который в августе отметит 80-летие, есть что вспомнить. И это был, как всегда, полный юмора и иронии рассказ о съемках экранизации "Обломова" и чеховского фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино". Александр Артемович поделился и впечатлением о кубинской школе кино, где студенты проходят все киношные профессии, и будущий режиссер начинает с того, что катает тележку оператора, и вот бы нам такое. Поделился с зарубежными кинематографистами своим пониманием искусства экранизаций. И напомнил о главном постулате, о котором часто забывают, что кино - "это общение от сердца к сердцу". После этой встречи мы вновь встретились с Адабашьяном.
Александр Артемович, сейчас советская детская классика в тренде - вспоминают и Драгунского, и Железникова. А вы взялись за Гайдара, вместе с Анной Чернаковой сняли "Судьбу барабанщика". Почему?
Александр Адабашьян: Начнем с того, отчего Гайдар. На самом деле, я это тоже не могу объяснить до конца. Дело в том, что в юности я не читал ни "Трех мушкетеров", ни "Двадцать лет спустя", ни "Виконта де Бражелона". Все это мимо меня прошелестело. И, допустим, история Дон Кихота казалась абсолютно анекдотичной, а вовсе не героической про благородство, служение некой даме, которой он вовсе не сдался со своей борьбой с ветряными мельницами. В общем, этот пласт литературы заполнился Аркадием Гайдаром, которого я перечитывал бесконечно. И всю жизнь меня потрясало, насколько акварельно во всех его повестях написаны любовные истории. Вспомните "Военную тайну", "Голубую чашку" - там про любовь написано между строк, тонко, но все понятно.
Одно дело читать Гайдара в детстве, другое - когда знаешь его биографию, про его психологический слом в Гражданскую войну. И возможно, именно от послевоенного синдрома Гайдар искал спасения, создавая идеальное детство, которого был лишен… Никогда не хотелось рассказать о таком, сложном, Гайдаре?
Александр Адабашьян: Нет, раз этого нет в его литературе. Зачем копаться в том, что человек сам от себя скрывал? Он же не Достоевский, не выковыривал боль из себя. Это была та часть жизни, которую он перестрадал, и сам себя оправдал или не оправдал, простил или не простил, но это был "частный" Аркадий Петрович Голиков, а мне интересен был именно писатель Аркадий Гайдар.
Почему же все-таки выбрали "Судьбу барабанщика"?
Александр Адабашьян: Это же так любопытно - детектив глазами ребенка. У Гайдара лихой, замечательно построенный сюжет, когда вначале все, что происходит с главным героем, кажется забавной историей, но потом становится страшно. И сначала мальчик выглядит доверчивым глупцом, который летит как мотылек на огонь. Читатель уже предчувствует, что ждет парня, и переживает: "Как? Он все еще ничего не понял?". И в конце концов этот наивный парень становится настоящим героем. И что немаловажно - в тексте Гайдара нет ни грамма выспренности, напротив, он наполнен юмором. Одним словом, нам хотелось сделать подростковое кино, которого сейчас так не хватает.
И, как сказала режиссер Анна Чернакова, вернуть интерес к Гайдару. Помимо того, что экранизации - связующее звено между литературой и современной аудиторией, которая предпочитает визуальные истории, сегодня адаптация текстов классиков обретает особую значимость в контексте искусственного интеллекта, который выдает на раз контент, но усредненный и унифицированный.
Александр Адабашьян: Анна Чернакова очень хорошо в этом разбирается, и она провела эксперимент: с помощью искусственного интеллекта сделала заявку на сериал. Через минуту и сколько-то секунд компьютер выдал результат - да, банальный, но вполне добротный, ничуть не хуже того, что снимается.
И как вам перспективы кино в этом контексте? Убьет его искусственный интеллект.
Александр Адабашьян: Кино уже так давно "убивают". Вначале хоронили "великого немого", когда появился звук. Тынянов, образованнейший, умнейший человек, писал, что это гибель, потому мир черно-белого немого кино - это был мир, отличный от реальности, это мир абстрактных проекций наших эмоций. Потом появился цвет, и начались очередные похороны кинематографа. Потом кино "убивали" спецэффекты, 3D. Теперь страх нагоняет искусственный интеллект. Кино тем временем каждый раз мутирует и появляется в каком-то новом качестве. Наверное, и на этот раз так случится. Или, как говорил Лев Николаевич Толстой, "жизнь не уничтожается, но только видоизменяется смертью". И, возможно, это уже будет не тот старый добрый, привычный нам кинематограф, а какой-то другой способ визуального общения, допустим, между голографическими персонажами.
Но пока искусственный интеллект с успехом двинулся в криминальную сферу. Я вам рассказывал, как беседовал по видеосвязи с "Собяниным"? Мэр сидел в кабинете, с двумя флагами, все, как полагается - и не подкопаешься. Но все стало понятно, когда он меня переключил на своего помощника, который сказал, что для нашей встречи надо еще созвониться и он мне пришлет специальный телефон.
В этом смысле фильм "Двое в одной жизни, не считая собаки", в котором вы сыграли со Светланой Крючковой пару пожилых петербуржцев, проживших вместе долгую жизнь, помимо того, что это трогательное кино, оно еще и актуальное. Эпизод, когда героиню Крючковой разводят мошенники - настоящий ликбез. И, кстати, в этом фильме героиня Светланы Николаевны разражается мощным монологом в защиту "актерского" театра. Если продолжить разговорить об искусственном интеллекте, то именно такой театр не уступит в гонке с ИИ.
Александр Адабашьян: И не только театр "живого" актера. Я сейчас, например, поставил в кукольном театре Образцова "Бедные люди". И, попав в этот театр, подумал: надо с кино завязывать и уходить туда, настолько там все замечательно.
"Бедные люди"? По Достоевскому? Никогда не думала, что это ваш автор. Другое дело Чехов, Толстой, чью "Войну и мир", знаю, вы постоянно перечитываете.
Александр Адабашьян: Меня привлек Достоевский-романтик. У меня не было никакого желания попытаться в кукольном театре поставить, допустим, "Преступление и наказание", хотя это вполне реально, возможности там неограниченные. Нет, это не то. Если прочитать "Бедных людей" и "Двойника", предварительно вспомнив "Шинель" и "Нос" Гоголя, то становится понятно, что Достоевский был апологетом Гоголя, и был совершенно раздавлен "Шинелью". Гоголь взял и очень крупно, через лупу, рассмотрел крохотного чиновника, у которого украли шинель. Легко представить, как молодой Достоевский был потрясен этим откровением, отсюда выросли "Бедные люди". А "Двойник" - это отражение гоголевского "Носа". Но потом случился арест, казнь, в последний момент замененная каторгой, поражение в правах и так далее. Вернулся в большой мир Достоевский уже другим. Но родился-то он романтиком, и в начале своего творческого пути человеколюбивым, в чем-то наивным писателем. Вот этим он меня и привлек. Получилась история любви и предательства со светлым финалом.
Спектакль возник в контрапункт и восприятия Достоевского, как автора, который писал о затаенном в человеке звере, и в контрапункт сегодняшнего восприятия мира, ставшего тревожным и агрессивным.
Александр Адабашьян: Да, то, что сейчас происходит, это эпидемия насилия. Я родился в 1945 году, так что мое нежное детство пришлось на послевоенное время. Жил я в районе стадиона "Динамо", и помню, как мы, пацаны, проникали на топовые матчи, канюча у счастливых обладателей билетов: "Дяденька, проведи". Так вот никто не болел "против", все болели "за", и "спартаковец" совершенно спокойно сидел рядом с "динамовцем".
Если выигрывал "Спартак", то над "динамовцами" со всех сторон беззлобно подтрунивали, и они так же беззлобно отбрехивались. Потом все дружно расходились, обсуждая игру. И если она закачивалась разгромным поражением одной из команд, это было ликование позитивное. И никаких драк, никаких столкновений в помине не было. Была так называемая "брехаловка", где рассказывались всякие истории про спортсменов - кто женился, кто развелся, - и совершенно дикие байки, как какого-то вратаря убили мячом, а еще приехала какая-то иностранная команда с одноруким вратарем, а у другой команды на воротах стояла обезьяна, и ее страшным ударом мяча убили, а потом похоронили у северных ворот стадиона. Вот этой трепотней все и ограничивалось, агрессия была израсходована в Великую Отечественную. А потом она потихоньку стала нарастать, как пандемия, и передаваться воздушно-капельным путем - все эти майданы, Болотные площади, митинги, - уже теряя смысл, всякую логику.
Вы недавно снялись в "Самозванцах" про Бориса Годунова, своего рода фильм-предупреждение как раз от разрастающейся агрессии. Но хочется надеяться, как тогда, в 1613 году, эта волна внезапно спала, она и сейчас иссякнет.
Александр Адабашьян: Я поэтому и сравниваю нынешнюю агрессию, охватившую весь мир, именно с эпидемией. Она возникает вдруг и исчезает вдруг, закономерность нам неизвестна. Остается и в самом деле только надеяться.
Тем ценнее такие события, как кинофестиваль "Евразия-Кинофест", который собрал почти пятьсот участников из 26 стран, и в их числе кинематографисты из бывших союзных республик. Я помню, как осенью на Культурном форуме в Петербурге ваш азербайджанский коллега заметил, что раньше республики объединяла идеология, марксизм-ленинизм, а сейчас этого нет, и разорванные связи надо восстанавливать на иной основе…
Александр Адабашьян: Марксизм-ленинизм ничего не мог дать с точки зрения эстетики, никуда не двинул, не породил движение скажем так духовного порядка. Ничего там этого не было. Поэтому и связь была искусственной - все держалось на экономических, промышленных, юридических надстройках. Но сегодня все сложно. Коллаборация? Но как снимать, не задевая болевых точек, которые в результате всех нас и разъединили? Разве что вспомнить грузинские комедии - забавные, смешные, и всегда про милых, обаятельных людей. Такое кино, снятое в коллаборации, и в самом деле может помочь быть вместе и вместе переждать, когда закончится "эпидемия" этого всеобщего раздрая…
2025-07-05T07:49:23Z
Двойник Ди Каприо прошел на красной дорожке кинофестиваля в Якутии
2025-07-08T20:58:22Z
Директор частного фонда кино в Абхазии Александр Басария извинился за свои слова о туристах из России
2025-07-08T11:53:00Z
Заместитель председателя комитета Госдумы по туризму Наталья Костенко отметила, что директор Фонда Кино Абхазии Александр Басария, назвавший россиян «угрозой», не связан с туристической отраслью и отношениями республики с РФ. Об этом сообщает Газета.ru.
2025-07-15T06:06:23Z
Одному из первых музыкальных продюсеров России Юрию Айзеншпису 15 июля могло бы исполниться 80 лет. Каким был человек, принёсший славу Диме Билану, Владу Сташевскому, Кате Лель, группе «Технология» и другим артистам, — в материале RT.
2025-07-09T05:02:52Z
Депутат Якубовский назвал оскорбительными слова главы фонда Абхазии о россиянах