2025-07-18T00:14:56Z
Степашин назвал атаку на Иран попыткой Запада сменить власть в республике
2025-07-18T00:14:17Z
Миронов связал критику Запада в адрес Мединского с медийной победой России
2025-07-18T00:14:00Z
Военные врачи пойдут под суд за поборы с раненых участников СВО
2025-07-18T00:13:04Z
БПЛА уничтожен в Воронежской области
2025-07-18T00:10:59Z
В КНДР назвали "наглым вздором" заявления Японии об угрозе со стороны Пхеньяна
2025-07-18T00:10:52Z
По делу экс-губернатора Курской области планируют допросить 40 свидетелей
2025-07-18T00:09:17Z
Польша грозит Белоруссии ответными мерами за метание коктейля Молотова
2025-07-18T00:08:37Z
Строительство двух блоков АЭС "Бушер" идет по графику, заявил посол Ирана
2025-07-18T00:08:30Z
В Раде назвали Зеленского военным преступником после визита Келлога в Киев
2025-07-18T00:06:54Z
Врач рассказал, какие продукты могут ускорить возрастные изменения сетчатки
2025-07-18T00:05:33Z
"Усмирить Россию": в Испании сделали предложение Трампу
2025-07-18T00:05:00Z
По уму. Эксперт Коваленко назвала способ сэкономить 10% на платежках ЖКХ
2025-07-18T00:03:00Z
Россиян предупредили о новых запретах при использовании сим-карт
2025-07-18T00:02:17Z
"Солар": оперативному реагированию на киберугрозы в РФ не хватает ИИ-технологий
2025-07-18T00:02:09Z
Сальдо заявил о "перемалывании" подразделений ВСУ на правом берегу Днепра
2025-06-28T05:00:43Z — Министр экономического развития России Максим Решетников, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, сказал, что цифры экономического роста страны не точно отражают ситуацию. — По цифрам у нас охлаждение. Но у нас все наши цифры — это зеркало заднего вида. По текущим ощущениям бизнеса, мы в общем уже, кажется, на грани перехода в рецессию, — заметил ... Подробнее
Министр экономического развития России Максим Решетников, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, сказал, что цифры экономического роста страны не точно отражают ситуацию.
— По цифрам у нас охлаждение. Но у нас все наши цифры — это зеркало заднего вида. По текущим ощущениям бизнеса, мы в общем уже, кажется, на грани перехода в рецессию, — заметил министр.
В конце мая Решетников уже отмечал, что текущая ситуация указывает на риски переохлаждения экономики. Инфляция замедляется и поэтому важны своевременные решения Банка России по денежно-кредитной политике, настаивал чиновник.
Согласно данным Росстата, ВВП России в первом квартале 2025 года демонстрирует рост экономики страны на 1,4% в годовом исчислении. Цифра оказалась хуже ожиданий Минэкономразвития (1,7%) и Банка России (2%). По итогам года экономика России должна вырасти на 2,5%, считают в Минэке. ЦБ ожидает рост ВВП в пределах 1%-2%.
Ранее KazanFirst писал, что ситуация в Татарстане значительно лучше, чем в целом по России. Если в стране объемы промышленного производства по итогам первого квартала увеличились лишь на 1,1%, то в Татарстане на 6,6%. Объем отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ достиг в республике 1,38 трлн рублей.
KazanFirst поинтересовался у предпринимателей и представителей бизнес-сообществ Татарстана их видением ситуации.
— Я думаю, сегодня все предприниматели ощущают замедление деловой активности. Спад оборотов колеблется от 20 до 50% в зависимости от отрасли, — заметил генеральный директор группы компаний «Далини», депутат Госсовета Татарстана Руслан Нигматулин («Новые люди»).
По его словам, в 2022-2023 годах была острая нехватка кадров. В гонке за людьми все поднимали зарплаты. Сейчас при снижении оборотов зарплаты не снизить, нельзя ухудшить жизненную ситуацию сотрудников. Это бремя лежит на компаниях. Однако с тех пор выросли финансовые издержки, которые по цепочке тянут за собой увеличение остальных расходов. Партнеры, поставщики — все работают в одинаковых условиях.
Нигматуллин отметил, что в 2024 году экономика и промышленность Татарстана росли вопреки всем внешним обстоятельствам. Такая тенденция сохранится. Согласно прогнозу правительства республики, в 2025-2027 годах рост продолжится, но более скромными темпами — в пределах 3% в год. Происходить это будет скорее всего за счет крупнейших предприятий региона.
Инвестировать при нынешних кредитных условиях крайне невыгодно, но бизнес продолжает это делать, чтобы не останавливать начатые проекты и сохранить задел на будущее. Наиболее сложная ситуация у МСП. Из-за маленького оборота они не могут находиться в убытке дольше года. Крупные и крупнейшие предприятия живут в отрезках 5, 10 или 15 лет. Если они три года получали сверхприбыли, то два года спада пережить могут и в среднем остаются в прибыли, дальше растут. Но и им может стать тяжело, если ситуация затянется на долгий срок.
Сколько это продлится — зависит от политики Центрального банка, считает депутат.
— Надеюсь, что ситуация не дойдет до реальной рецессии, — отметил он.
Между тем, по его мнению, даже незначительное снижение ключевой ставки дает сигнал на некоторое улучшение ситуации. Даже небольшое снижение процентов по кредитам — это сокращение расходов предприятий на миллионы рублей.
Как отметил заместитель директора транспортной компании «Байлык №3», депутат Госсовета от ЛДПР Руслан Юсупов, очень многие предприниматели закрывают свой бизнес.
— Весь бизнес сейчас закредитован, а так как проценты выросли практически в два раза, многие бизнесы не выдерживают такой нагрузки, — рассказал он KazanFirst.
Он обратил внимание, что в этом году большие банки стали приглашать предпринимателей на бизнес-обеды и бизнес-ужины. Обычно кредитная организация живет выдачей и обслуживанием займов, а сейчас желающих занимать под такие проценты нет.
— Если они пытаются завлечь предпринимателей деловым обедом, это еще один показатель, — отметил депутат.
Юсупов настаивает: чтобы предприниматель начал работать, открывать свои производства и склады, надо дать дешевые деньги.
— Нет бизнеса там, где дорогие деньги, — заключил собеседник.
Кроме того, Юсупов отметил рост налогов и аренды. По его словам, в сентябре-октябре прошлого года в Татарстане было много желающих открыть бизнес. Компании из Москвы и Санкт-Петербурга стремились открыть в республике свои филиалы. Не хватало производственных и складских помещений.
— Сейчас мы видим избыток помещений под склады и производства. Спроса нет. Очень многие арендаторы просто-напросто ушли, закрыв бизнес. В экономических зонах тоже есть избыток площадей. Рынок стоит. Предприниматели уходят в найм, — посетовал Юсупов.
Председатель правления промышленного кластера Татарстана Сергей Майоров в разговоре с KazanFirst выразил благодарность министру за то, что он осветил проблему на столь высоком уровне.
— Я полностью согласен с Максимом Решетниковым, что ситуация такая, как бы помягче сказать, тревожная, — пояснил он.
Майоров отметил, что положение Татарстана лучше, чем в других регионах России. За 4 месяца 2025 года рост промышленного производства в республике достиг 8%. Но это результат всех отраслей промышленности в совокупности, однако «если посмотреть по разбивке, то, конечно, ситуация неприятная». Отдельные отрасли вытаскивают всю экономику, и она в плюсе.
— По опросам многих директоров компаний, с которыми мы общаемся, падение составляет от 10 до 90%. Многие предприятия сейчас находится на грани остановки. По нашим данным, уже остановлен такой гигант как Ростсельмаш. Это Ростовская область, — рассказал Майоров.
Высокая ключевая ставка привела к отложенному спросу на «инвестиционные продукты».
— Инвестиционные продукты — это автомобили, квартиры. Стали высокими ставки на лизинг, на кредиты. Эти инвестиционные продукты, как правило, за свои собственные деньги не много покупались. И сейчас, по цепочке, все поставщики комплектующих [для профильных производств] также испытывают проблемы. Также как и производители самой продукции, это и строители, это и автомобилестроители, — объяснил Майоров.
Он уточнил, что некоторые предприятия не имеют залоговой массы для того, чтобы пользоваться такими дорогими кредитами. По мнению Майорова нужно поддержать промышленность, используя точечные меры поддержки. Как вариант он предложил субсидирование стоимости денег для оборотных средств, а также субсидирование приобретения продукции.
— Экономику нужно разгонять, ее в таком состоянии долго держать нельзя. Мы можем в глубокую рецессию уйти, когда огромное количество предприятий у нас остановится. Люди где будут зарплату получать? Люди от зарплаты до зарплаты живут, — подчеркнул собеседник.
По мнению директора компании «Татпромстан» Ильдара Нуриева, основные показатели реального сектора экономики: объем грузоперевозок, наличие свободных кадров, объем потребления электроэнергии и металла демонстрируют серьезное снижение. На рынке появились свободные кадры, что невозможно, когда производство загружено.
— Год назад мы имели катастрофический дефицит кадров. Сейчас на открытую вакансию поступают входящие звонки, входящие заявки. Примерно половина кандидатов, которые приходят в нашу компанию, говорят о существенных задержках зарплат. Не 7-10 дней, а месяц, — рассказал Нуриев.
Предприниматель поддержал замечание Решетникова.
— Мы говорим не о вступлении в рецессию, а уже о состоявшейся рецессии, — убежден Нуриев.
Впрочем, предприниматель видит здесь положительную тенденцию.
— Если посмотреть на рынок России, валовый продукт [в стране] имеет постоянный рост. Несмотря на кризисы 1998, 2014 и 2022 годов, мы постоянно находимся в росте. Понятно, что там есть локальные спады, подъемы, но в перспективе в любом случае — рост, — настаивает директор «Татпромстан».
«Безусловным фактором» роста предприниматель называет снижение кредитной ставки. Нуриев замечает, что практически все обрабатывающее производство имеет рентабельность бизнеса ниже ключевой ставки. По этой причине многие проекты сегодня заморожены, а деньги находятся на депозитах. Вторым фактором остается зарегулированность.
— Если вы посмотрите на количество ограничительных и разрешительных документов, которые нужно получить для подтверждения «российскости» своей продукции, то вы поймете, там гигантские цифры. То есть ты можешь делать продукцию, которая по всем мировым стандартам будет российская, но по российскому стандарту она не будет российская, — посетовал Нуриев.
Предприниматель убежден, даже в условиях нынешнего кризиса бурный рост возможен там, где нет зарегулированности.
Первый заместитель председателя союза Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев отмечает рост издержек предприятий республики.
— И зарплаты выросли, и инфляционные издержки тоже высокие, и сырье, и услуги естественных монополий. Мы видим как они поднимаются в цене, — указал он KazanFirst.
Он отметил, что в лизинговых компаниях сейчас очень много машин, которые сданы перевозчиками. Однако есть и другие свидетельства снижения темпов роста экономики.
— Например, хозяева каких-то небольших бизнесов раньше перекладывали свой функционал на персонал. Сейчас мы все чаще видим в оперативной работе руководителей, которые берут дополнительную нагрузку на себя. С одной стороны, и по людям есть определенная нехватка, с другой стороны, они пытаются сэкономить и выполнить больше работы своими силами, — поделился наблюдением эксперт.
Николаев обратил внимание на дисбаланс в экономике.
— Одно время все кинулись в IT-направление. Все считали, что такой хайп надолго. Сейчас мы видим даже в айтишных структурах крупные компании, которые избавляются от персонала. Тот же Сбербанк, например, весной сообщал, что освобождается от ряда сотрудников именно IT-направления. Хотя, вроде бы, у них это все двигается очень серьезно.
Перспективу, как и Нуриев, он видит в снижении ключевой ставки.
— Если бы она 10-12% стала за лето, это экономику бы очень подстегнуло. И предприятия, и физлица начали бы думать насчет развития и двигаться дальше. От этого, конечно, многое зависит. Это не единственный момент, но это очень показательная для бизнеса тенденция была бы. Если есть в стране денежные знаки, то должны быть люди, у которых их много, — заключил Николаев.
Первый вице-президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Роберт Закиров прямо назвал текущую ситуацию «тихий саботаж».
— Возьмите последний пример, компания «Волгадорстрой». Хорошая была компания! Дороги строила? Строила. Десятки тысяч рабочих работало на ее стройках. И что из нее сделали? Из-за каких-то 15, 20, 30 миллионов рублей арестовали всю технику, — переживает Закиров.
Закиров подчеркнул, что дорожник без техники лишается основных средств производства и не может вернуть деньги, которые он задолжал.
— Это что, вытеснение конкурентов? Это проводится работа такая, чтобы вытеснить его, выкинуть из рынка? — возмутился он.
При этом эксперт отмечает «капитальное буксование» как в транспортной, так и в строительной отраслях.
— Есть ощущение, будто специально делают так, чтобы экономика рухнула. Проценты банковские бешеные. Налоги. Бежать от этих налогов! Вплоть до того, что уже прогрессивная шкала пошла, если доход больше 2,5 миллионов. Ты зарплаты заплатил, деньги положил в банк и опять будешь платить. Это как будто делается, чтобы вызвать недовольство людей, — заключил Закиров.
2025-07-14T05:55:00Z
Бизнес Татарстана замер в ожидании выхода из рецессии
2025-06-29T18:01:24Z
Промышленность Татарстана переживает настоящий подъем. В мае этого года производство выросло на 16,5% по сравнению с тем же месяцем прошлого года — результат впечатляющий. За пять месяцев 2025 года рост составил 8,6%, что тоже говорит о стабильной динамике, пишет «Реальное Время». Главным двигателем роста стала обрабатывающая промышленность, которая в мае прибавила сразу 26,8%. Лидерами оказались ... Подробнее
2025-07-04T05:00:00Z
Татарстан продолжает наращивать инвестиции рекордными темпами. Но интересно то, что произошли структурные сдвиги, которые – если это не случайность и они закрепятся – вселяют большие надежды. О трех изменениях, замеченных в статистике, рассуждает экономический обозреватель «Татар-информа» Александр Попов.
2025-06-30T09:00:00Z
Татарстан уже много лет стабильно входит в тройку лидеров Национального рейтинга инвесклимата. В 2025 году республика подтвердила свои лидерские позиции, заняв второе место. О системной работе республики рассказала заместитель министра экономики Республики Татарстан Гульназ Исмагилова.
2025-07-10T05:00:26Z
В Татарстане в мае 2025 года суммарная задолженность организаций составила 5,02 трлн рублей. За месяц этот показатель увеличился на 1,2%, говорится в докладе Татарстанстата. При этом просроченная задолженность, когда предприятия не смогли погасить свои долги, достигла почти 80 млрд рублей. Всего за месяц эта сумма увеличилась на 13,6%. Впрочем, доля «просрочки» пока составляет лишь 1,6% ... Подробнее